От нас требовалась честность: интервью с актрисой Ольгой Кабо
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ начале осени большинство столичных театров открывают новый сезон. В преддверии этого события «Вечерняя Москва» побеседовала с актрисой Ольгой Кабо, звездой Театра имени Моссовета.
Спектакль «Неотправленные письма» с Ольгой Кабо в главной роли стал сенсацией прошлого театрального сезона: это была первая постановка первого романа о СВО на Украине. 20 августа прошлого года эту историю впервые представили на суд зрителей.
— Ольга, что было самым важным для вас, когда вы работали над ролью Надежды, какую задачу перед собой ставили?
— Мы с режиссером Вячеславом Манучаровым и моими партнерами пытались быть предельно честными, рассказывая, что для каждого из нас есть война и что — любовь. Ведь именно любовь помогает преодолеть самые тяжкие испытания. И вера…
— Каково это, играть тему войны?
— Я прочитала одноименную книгу Олега Роя и долго не могла прийти в себя. Это ведь не просто история про СВО, это некий собирательный образ всех войн. Одна из героинь спектакля говорит: «Нет войны далекой или близкой, война — это всегда зло». Война — это всегда потери, разлуки, боль, жестокость, слезы… Но в письмах, отправленных с фронта или на фронт, бьется сердце надежды. Когда смерть ходит рядом, нет времени писать о суетном… Поэтому фронтовые письма — самые нежные, откровенные, самые глубокие и настоящие.
— Вы понимаете, что нужно зрителю сегодня?
— Не смею отвечать за всех зрителей, скажу про себя. Когда прихожу в театр и оказываюсь не на сцене, а по ту сторону рампы, жду впечатлений. Стремлюсь полностью погрузиться в происходящее на подмостках. Мне хочется забыть о том, что на сцене актеры, что я смотрю спектакль, поставленный режиссером, хочется раствориться в действии. Если я сопереживаю происходящему и, как говорил мой учитель Сергей Федорович Бондарчук, испытываю катарсис, я счастлива и благодарна создателям постановки. Но мне сложнее, чем просто зрителю, ведь я пропускаю через себя все нюансы актерской игры и режиссерского решения.
— Как вы думаете, в чем заключается сверхзадача театра как одного из видов искусства?
— Процитирую Гоголя: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
— Театр или кино — что для вас как актрисы важнее?
— Мой первый выход на сцену состоялся в 1993 году, на сцене Театра Российской армии в спектакле Леонида Хейфеца «Маскарад» по пьесе Лермонтова. И тогда Леонид Ефимович сказал очень важные для меня слова: если хочешь стать настоящей актрисой, нужно служить в театре и театру. Позже я поняла, что только в театре можно отшлифовать свое мастерство, работать над ошибками, от спектакля к спектаклю совершенствоваться. Театр — это взросление, растянутое во времени. Здесь артист должен победить пространство, разрушить границы между сценой и зрительным залом. В театре главный — актер, но он должен слышать дыхание зрителей, они ведь тоже являются действующими персонажами спектакля...
А кино — это «монтаж аттракционов», как говорил Эйзенштейн. Кино — пазл из кадров, который нужно сложить. Кино создается за монтажным столом. Это прежде всего мастерство и интуиция режиссера. Актеры являются инструментом для создания произведения искусства. И зрители видят только результат, а не процесс его рождения. Готовый фильм — это константа, которая не может быть исправлена или изменена.
— Этим летом Александр Домогаров ушел-таки из вашего театра...
— У Александра Домогарова свои отношения с театром. Мне очень грустно, что так произошло. Саша близкий мне человек. Один из моих любимых партнеров. Мы встретились впервые в Театре Российской армии, играли в спектакле Леонида Хейфеца «Маскарад»: я — Нину Арбенину, он — князя Звездича. И тогда он очень помогал мне, ведь это была моя первая роль на большой сцене! Я очень благодарна ему за его советы и поддержку. Потом мы вновь повстречались в Театре имени Моссовета, где я служу и по сей день: Саша играл Сирано, я — Роксану в незабываемом спектакле «Сирано де Бержерак» в постановке Павла Хомского.
Сейчас театр другой. Но ведь и времена меняются. Абсолютно ничто не стоит на месте. Нельзя жить вчерашним днем. Главное то, что с тобой происходит сейчас. И только от человека зависит, какой мир будет вокруг него. И какой театр будет, зависит от того, какой посыл ты отправляешь зрителям.