Яна Поплавская: Всегда говорите правду
С 2014 года благотворительный фонд Яны Поплавской отправляет гуманитарную помощь на Донбасс, в Курскую и Белгородскую области. «Вечерняя Москва» поговорила с актрисой о ее гражданской позиции.
Наша беседа с актрисой Яной Поплавской началась с вопроса о ее недавней поездке в Курскую область.
— Яна, вы отвозили туда рации, квадрокоптеры, ретрансляторы, спальные мешки, медикаменты для наших бойцов — помощь на восемь миллионов рублей. Вы, столичный житель, какие ощущения испытали, побывав там?
— Очень тяжело жить той жизнью, которая сейчас там. На месте все ощущается иначе. Новости «причесывают», я это знаю как никто, проработав десятилетия на телевидении. Понимаю, почему это делают. Но я полагаю, что кусок правды людям давать надо. Там невыносимо трудно! Вы знаете, под какую колыбельную засыпают Курск, Белгород? Воздушная сирена. Каждую ночь. По всему городу. Местные там уже привыкли, а я не могла привыкнуть. Я бы принудительно включала такие сирены, чтобы каждый человек знал, что в эти самые минуты бомбят нашу Родину. Ведь многие живут как ни в чем не бывало: кинотеатры работают, фестивали, танцы, рестораны…
А есть люди, которые жертвуют, это огромный волонтерский фронт, и к ним присоединяются их друзья, дети...
— Кризис смыслов налицо.
— Он начался уже давно, нам десятилетиями говорили, что «нужно же в Европу»! Маркеров кризиса смыслов много. Это несчастный, по сути, Даня Милохин, который везде и всюду. Дело же не в нем лично — он инструмент в чьих-то руках. Это экономические форумы с Инстасамками, рэпером Кишлаком. Последний даже на человека-то не похож, разговаривает только матом. Но почему-то на большой сцене он присутствует наравне с SHAMANом — это же кто-то пропихивает! Умные эксперты могут долго констатировать проблемы, с надрывом, но их не слышат.
— Какая-то работа все-таки происходит: концерт Кишлака отменяют по рекомендации Минкульта, в Минобороны идут аресты...
— А ведь эти аресты — не меньшее горе. Ведь эти украденные миллионы — богатство, сделанное на крови. Страшно, что опозорены честь мундира, наш флаг, ордена, которые висят на груди арестованных чиновников. Я очень благодарна Следственному комитету РФ и лично Александру Бастрыкину, который, убеждена, является сегодня олицетворением запросов народа. Я в страшном сне не могла себе представить, что чиновники высшего звена доворуются до такой степени. Ведь из-за их воровства погибли действительно истинные сыны своей Родины. Это люди, которые опозорили государство, тем более в такой тяжелый для него момент, во время полномасштабной войны против него. И еще я считаю, что мораторий на смертную казнь должен быть отменен...
— Вы верите, что ветеранам СВО удастся изменить систему?
— Я верю в Путина, это мой президент. Верю в Бастрыкина, желаю ему сил, здоровья, долгих лет. Верю, что им удастся изменить систему. Это моя страна, я здесь родилась, я ее люблю. Мои дети могли получить еврейские паспорта и уехать. Но я никуда не убежала. Никто не двинулся с места.
Помню, когда меня в Минобороны награждали за Сирию и я сказала: «Служу России!», кто-то поднял меня на смех: мол, надо же, Поплавская выделилась! А я не понимаю, что же тут такого смешного? Я обыкновенный волонтер, который помогает, чем может, своей стране, своей Родине.
— А что вы имеете против фестиваля, допустим, «Новая волна»?
— Я не понимаю, для кого это все. Мне это напоминает междусобойчик. Это такая категория конкурсов: сами строим сцену, сами пропихиваем, сами награждаем, чтобы как-то держаться вместе. Та же Пугачева, которая не исчезает из новостных лент. С ее отъездом ваша жизнь как-то изменилась?
— Нет.
— В том-то и дело — нет. Сейчас другое время: надрывное, тяжелое. Время обретения смыслов, которые должны быть расставлен от а до я. И эти люди не вписываются в жизнь своей страны, которая наполнена кровью и болью, наполнена желанием устоять и победить! Если бы вы слышали, как кричат матери, потерявшие своих сыновей. Смотреть на это невозможно. Как им объяснить, почему эти люди в блестках танцуют и поют? Люди с фронта приезжают сюда и не понимают, что здесь происходит. На фронте сегодня примерно полтора миллиона наших бойцов, которые стоят за 143 миллиона россиян. Это меньше одного процента! «Вставай, страна огромная…» — если бы каждый жил этой установкой, война против нас давно бы закончилась.
— Многие представители творческой интеллигенции с началом СВО уехали из страны. Мне интересно ваше отношение к этим людям.
— Галкин, Макаревич, Гудков (признаны в России иноагентами), Пугачева и другие уехавшие — это люди, потерявшие себя. Они не держатся за отчий дом, за свои корни. Даже ребенок из детского дома хочет найти своих родителей, чтобы понять, кто он. Они сами никогда не забудут, что они русские, потому что говорят они по-русски: язык — основной фактор самоидентификации. Их вербальные судороги происходят из страха забвения. Для них это самое страшное наказание. Но не они гордость страны. Мы будем помнить подвиг своих бойцов, подвиг нашего народа.
— Образ Красной Шапочки, который вы создали в детстве в фильме Леонида Нечаева, до сих пор остается эталонным в детском кино. А как вам сегодняшнее кино для детей?
— У нас мало появляется хороших картин. Хочется, чтобы мы вернулись к той планке, которую задали Ролан Быков, Леонид Нечаев. Эти люди служили своей стране, они знали, что из детей вырастут взрослые. И им было небезразлично, какими они вырастут. По сути, ничего не меняется в жизни: есть плохое и хорошее, герой и антигерой. Дети хотят быть героями. Мое общение с бойцами на фронте, с волонтерами показало, что они, молодое поколение, смотрели советские мультики и фильмы. Это значит, что современный продукт проигрывает в конкурентной борьбе за ребенка. Надо забыть о подражании. Понять, что мы хотим дать детям, какой вектор задать им в жизни.
— У нас получится?
— Надежда есть. Хочется, конечно, чтобы Ольга Любимова, наш министр культуры, задумывалась, стала бы она показывать своему ребенку тот или иной проект, в который вкладывают государственные деньги. Примеряла бы на себя и больше общалась с прос тыми людьми, которые говорят правду. Понятно, что это неудобно, люди, которые говорят правду, всегда неудобны: надо что-то делать, как-то на их слова реагировать. Но если бы так получилось, тогда, думаю, было бы больше успехов.
— В советское время правда тоже была не всегда ко двору.
— А между тем Ролан Быков очень честно всегда разговаривал. Фильм «Чучело», на который я пробовалась, одна из самых суровых и честных историй в детском кино. Мы с Быковым снимались вместе в фильме «Про Красную Шапочку», и он хотел меня снимать в «Чучеле». Помню, когда приехала на пробы, он меня увидел и сказал: «Миленькая моя, у тебя же грудь выросла! Ты выросла». Я после этого очень долго безутешно плакала в коридоре «Мосфильма». Очень хотела сыграть это чучело. Или вспомните фильм «А завтра была война». А «Тимур и его команда», а «Дорогая Елена Сергеевна»... Понятно, какие взрослые вырастут из детей, которые посмотрят эти картины. Вот что нужно снимать.
— Ремейка недостаточно будет...
— Есть фильмы, на которые не надо делать ремейки. Это золотой фонд страны. Или давайте еще перепишем «Мону Лизу» да Винчи. Даже смешно. Хотя что смеяться, если в Третьяковке экспонируется непонятно что под названием «современное искусство». Евгений Евстигнеев очень смешно говорил в таких случаях: «говенные потютьки». У него было такое выражение. Вот это — о современном искусстве.
— Ваш фонд приносит вам доход?
— Нет. Я не получаю там зарплаты. Мы не оставляем 15 процентов от пожертвований, которые государство разрешает оставлять на свое развитие. У нас только бухгалтер и волонтер Павел получают зарплаты. Работы очень много! Я не успеваю все делать. С 2014 года вывозила детей, отправляла машины на Донбасс. Уже те дети из Горловки выросли и пишут мне. Сегодня люди жертвуют деньги потоком. Только за последнюю неделю мы собрали 10 миллионов рублей. Все средства уходят на фронт.
— Ваш сын Клим Поплавский работает в зоне боевых действий журналистом. За него больше гордости или страха?
— Страх присутствует у каждого родителя с первой секунды жизни ребенка. Скажу честно: я до конца не знала своего сына. Для меня его решение уехать туда стало неожиданностью. Я им очень горжусь. И молюсь за него.
— Как вы воспитывали сыновей?
— Много разговаривала с ними. Говорила, что очень их люблю. Наказывала редко. Но жестко. Ремнем. Объясняла, за что именно. Дети до сих пор вспоминают мою фразу: «Если ты отказываешься понять и осознать свой мерзкий поступок, значит, вместо головы будет думать твоя попа». Говорила: всегда, что бы ни происходило, если вы считаете, что правы, говорите правду! Не бойтесь наказаний, учителей, директоров... Побеждайте самого себя! Вбивала им это в голову, как гвозди.
— Как вы познакомились с вашим мужем Евгением Яковлевым?
— Это произошло еще в 2006 году, когда я была замужем за отцом своих сыновей. У нас даже случился служебный роман. Но я тогда вернулась к мужу. Все говорили: дети, надо сохранить семью и т.д. Я была глупа, велась на досужие разговоры. В итоге в 2011 году все-таки развелась. Уходила в никуда, была одна. Могу сказать честно, я украла у себя годы счастья, оставаясь в первом браке. Нельзя жить с человеком только ради детей. Дети живут в том настроении, которое царит между родителями. Разводясь, я не знала, что выйду замуж за Женю. Мы с ним встретились снова уже после его развода, я его не уводила из семьи, как пишут.
— «У каждого из нас на свете есть места…» Есть в Москве место, куда бы вам очень хотелось вернуться хотя бы на время?
— Я родилась на Садовой-Самотечной, дом 7. Большая сталинка рядом с Театром кукол им. С. В. Образцова. У нас была комната в коммуналке. Я была в этой квартире невероятно счастлива! Был жив мой отец, который меня растил и был мне всем: и папой, и мамой, и другом, и учителем. На стене висел портрет Хемингуэя. И я до какого-то момента думала, что это наш родственник! Если бы была машина времени, мне хотелось бы оказаться там.
— Какие стихи вам приходят на ум сегодня?
— Мне очень нравится стихотворение Елены Заславской, написанное в 2014 году. Вот оно:
Эти русские мальчики не меняются:
Война, революция, «русская рулетка».
Умереть, пока не успел состариться,
В девятнадцатом, двадцатом,
Двадцать первом веке.
Эти русские девочки не меняются:
Жена декабриста, сестра милосердия.
Любить и спасать,
Пока сердце в груди трепыхается,
В девятнадцатом, двадцатом,
Двадцать первом веке.
Ты же мой русский мальчик:
Война, ополчение, умереть за Отечество.
Ничего не меняется,
Ничего не меняется.
Бесы скачут,
А ангелы ждут на пороге вечности.
Я твоя русская девочка:
Красный крест, белый бинт, чистый спирт.
В мясорубке расчеловечивания
Будет щит тебе
Из моих молитв.
А весна наступает.
Цветущие яблони
Поют о жизни, презревшей тлен,
Так, будто они — православные,
Русские и после молитвы встают с колен.
ДОСЬЕ
Будущая актриса театра и кино, телеведущая Яна Поплавская родилась в 1967 году в Москве. В возрасте 10 лет снялась в двухсерийном телефильме режиссера Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку» и стала самой известной девочкой Советского Союза.