Режиссер Владимир Мирзоев: У Раскольникова три личности
Сериал «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского стал, наверное, самым долгожданным проектом года. Его премьера должна была состояться еще 26 октября, но показ все еще продолжают переносить. Режиссер сериала Владимир Мирзоев раскрыл «Вечерней Москве» подробности.
— Владимир, что ожидать зрителю от сериала «Преступление и наказание»? Будет ли там место мистике, как в некоторых ваших работах?
— Само собой, мистики в сериале много. Достоевский только на первый взгляд бытописатель, изучающий натуру человека и «бичующий» социальные язвы. Он во многом фантаст, продолжатель линии Гоголя в нашей литературе.
— Это уже третий проект, в котором мы видим Ивана Янковского (в роли Раскольникова) и Тихона Жизневского (в образе Разумихина). Поэтому решили снова снять их вместе?
— Когда мне нравится соавторство с талантливым актером, оператором или художником, я хочу длить эти отношения, пока энтропия их не сожрет. Я собираю актерскую группу, как жемчуг.
— У вас также есть одноименный спектакль в «Особняке Дашкова, 5», в котором мы видим аж трех Раскольниковых...
— Раскольников у Достоевского — парадоксальная личность: мгновенные перепады настроения, то солнечный свет, то тьма кромешная — расколотый человек. Очень похоже на биполярное расстройство… Кроме того, у нас была техническая задача, связанная с формой иммерсивного шоу, — три разных Родиона, три трека позволяют вести синхронную игру в разных пространствах, в разных уголках интерактивного шоу.
— Чем интересен иммерсивный формат, когда актер запросто может затащить тебя с ним в комнату и там продолжить играть?
— В иммерсиве есть очень странные, квантовые эффекты. Каждый зритель, перемещаясь по трем этажам особняка, где много разных помещений, собирает свой уникальный спектакль. Разорванное пространство заставляет время течь иначе. И, конечно, личное общение с актером тет-а-тет — это изумительный сеанс психотерапии.
— Недавно был проведен опрос, и российские зрительницы ответили, что их больше привлекает мистическое кино, чем комедии. Как вы думаете почему?
— Женщины в высокой степени обладают эмоциональным интеллектом, им легче вести диалог со своей Тенью. И в безопасной ситуации кинопросмотра это особенно приятно.
— Какие, на ваш взгляд, ключевые элементы отличают русское кино от американского? И в чем особенность нарратива в русских фильмах в сравнении с голливудским подходом?
— Я думаю, в России пока что не получается работать с чистым жанром. Поскольку жанр самой жизни трудно определить — у нас смешное, абсурдное, высокое и низкое идут в одном флаконе. Успешен, как правило, проект-кентавр, где все это лихо замешано.
— В этом году вышел ваш сериал «Внутри убийцы». Трудно ли было адаптировать американскую историю под нашу аудиторию?
— Адаптировать этот триллер было нетрудно. Автор оригинального детективного романа Майк Омер — израильтянин, у него очень условная Америка — он работает с архетипами, играет с жанром. Поэтому было не так сложно, как это могло показаться на первый взгляд.
ДОСЬЕ
Владимир Мирзоев родился 21 октября 1957 года в Москве. В 1976 году поступил в ГИТИС на режиссерский факультет в мастерскую Марка Местечкина. В 2001 году получил Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Известен по таким работам, как «Топи», «Внутри убийцы», «Борис Годунов». В 2022 году получил национальную премию в области веб-индустрии.