Писатель Сергей Шаргунов уверен, что современная проза находится «на уровне»
С 5 по 8 декабря 2024 года в рамках книжной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction № 26 в Москве впервые пройдет Международный литературный форум, призванный собрать на одной площадке, в Гостином Дворе, более 50 писателей и филологов со всего мира. Организатором этого события выступает Ассоциация писателей и издателей России (АСПИР).
О масштабной деятельности АСПИР, предстоящем в декабре мероприятии и в целом о том, что происходит сегодня в мире литературы, мы поговорили с председателем ассоциации, известным писателем, главным редактором журнала «Юность» Сергеем Шаргуновым.
— Сергей Александрович, несколько лет назад казалось, что писатели одиноки и никому не нужны. Теперь ассоциация их деятельно «подпирает». Каким образом это происходит?
— АСПИР — это история объединительная. Разные союзы писателей однажды, а именно три года назад, договорились работать вместе, не поступившись при этом никакими своими принципами. У всех есть общие заботы — о старых и малых например, то есть о немолодых писателях, которым нужна помощь, и о писателях начинающих, для которых мы проводим мастерские, Форум молодых писателей (ранее «Липки») и множество других проектов.
— Творческие командировки писателей из этого же пакета?
— Да, мы возродили такое замечательное дело, как писательские поездки по стране, встречи с читателями. Евгений Водолазкин, Роман Сенчин, Алексей Сальников, Михаил Тарковский, Игорь Волгин, Павел Басинский, Владимир Крупин, Евгений Рейн, Татьяна Толстая, Михаил Елизаров — кто только не встречается… Например, Владислав Отрошенко пишет книгу, действие которой происходит в Калмыкии, — и едет туда на несколько дней. Андрей Геласимов едет в Забайкалье, где прошла часть его детства… А ректор Литинститута Алексей Варламов в сельской школе под Магаданом читал лекцию о Булгакове.
— Знаю, что проект АСПИР «Литературные резиденции» получил премию «Ревизор» как «Событие года».
— Да, этот проект особо любим литераторами. Резиденции мы устраиваем по всей стране, от Балтики до Камчатки, от Пинеги до Находки. Это 20 дней свободного труда в условиях, приближенных к идеальным: одноместный номер, небольшая компания писателей (в каждой смене — шесть человек), выезды к читателям. В основном выступают в библиотеках, вузах, театрах, культурных центрах.
— Литературная жизнь уже не москвоцентрична? У проектов АСПИР четкий региональный акцент...
— Конечно, в фокусе главным образом российская литературная провинция. Хотя москвичей и петербуржцев тоже хватает: союзы писателей Москвы и Санкт-Петербурга входят в АСПИР. Впрочем, мы не только с писателями работаем: например, есть конкурс литературно-просветительских проектов «Своя идея» — собираем талантливых культуртрегеров в регионах.
— У АСПИР есть еще и международная деятельность?
— Только с нынешнего года мы начали вести международные проекты. Во-первых, мы возродили «Русскую премию» для писателей, живущих за рубежом и пишущих на русском, — преимущественно для тех, кого называют «соотечественниками». Пришел целый поток очень качественной прозы и поэзии — без малого шесть сотен заявок. Активнее всех заявки присылали из стран СНГ, но из Европы и США тоже были работы. 11 декабря узнаем имена победителей. Отправляем русскую литературу — и классику, и новейшую — в библиотеки за рубежом. Один из проектов, «Выставка Книжного дара», проводим вместе с Фондом наследия русского зарубежья, другой — «Пополнение фондов русских библиотек за рубежом». Он касается не только Русских домов, но и библиотек университетских и городских. Например, недавно в знаменитую белградскую библиотеку «Светозар Маркович» передали несколько сотен книг.
Ну а сейчас готовим Международный литературный форум, он пройдет через месяц в Гостином Дворе вместе с выставкой non/fiction. Приедут несколько десятков зарубежных писателей, обсудим с ними литературную жизнь, поговорим «поверх барьеров».
— В вашей авторской программе «Открытая книга» вы представляете молодых авторов. Какие они, молодые литераторы России? Кажется, смелые. Как это коррелирует с требованиями к жизни поколения, которое (или это навязывается?) стремится относиться «к себе — нежно»? Вообще — о молодых. Они разные, но большинство боится выгорания, тревожатся, не случатся ли ментальные проблемы… Какая литература им нужна?
— Так называемых снежинок среди молодых авторов на самом деле немного. Да, некоторые «к себе нежно», но другие — жестко или даже сверхжестко. К тому же не все так линейно: даже те тексты, которые маркируются как «литература травмы», иногда парадоксально поворачиваются. К примеру, роман Светланы Павловой «Голод». Формально он про расстройство пищевого поведения, но это только «повод к речи», фактически же — история любви, которая имеет обыкновение нечаянно нагрянуть, не дожидаясь советов коучей. Или вот Надя Алексеева, автор романа «Полунощница», место действия которого — остров Валаам. Писательница провела настоящее исследование уклада и нравов острова, став трудницей при монастыре. Вспоминается Михаил Пришвин с его северным путешествием за волшебным колобком...
— Это девушки. А юноши есть?
— Я бы назвал Андрея Антипина, очень талантливый парень, пишет настоящую прозу. Работает школьным сторожем, живет в родном поселке Казарки Иркутской области, на берегу Лены, растит детей. Получил премию Валентина Распутина. Еще один интересный автор — Юрий Лунин. Он работает клоуном, развлекает детей в больницах. Автор тонкой лирической прозы. Я счастлив, что обратил внимание на этих людей и представил их в программе «Открытая книга» на канале «Культура».
— В стране сейчас бум «домашней» поэзии и «комнатной» прозы. У нас много талантливых людей, но массовое «впадение в литературу» психологи обычно связывают с неким духовным кризисом. Как вы разделяете графомана и неграфомана?
— Формальные критерии здесь не работают. И «комнатное», камерное может быть помечено искрой Божией, а эпическое, со всем «величием замысла», может оказаться художественно несостоятельным… У нас в мастерские и резиденции отбирают известные профессионалы — писатели и редакторы. Смотрят не на послужные списки, а исключительно на качество текста. Субъективный фактор никто не отменял, но в целом оценки себя оправдывают. Например, в этом году в резиденциях работали 84 писателя, и 30 рукописей, законченных там, уже приняты к печати крупными издательствами: много угля или мало? Если рассуждать в категориях производства, это довольно высокий «полезный выход».
— А с детскими писателями вы работаете?
— Это важнейшее для нас направление. Для детских писателей есть отдельные резиденции, в наших мастерских, как правило, работают семинары детской литературы, и каждый год мы выпускаем свой сборник детлита. Пару лет назад я тоже собрал подобную книгу, она называется «Детское время», причем рассказы для нее написали известные взрослые авторы. Сейчас отправляем писателей работать с детьми в «Океан», «Орленок» и «Смену», проводим литературные смены. С нами работают Андрей Усачев, Юрий Нечипоренко, Софья Ремез, Сергей Махотин, Анастасия Орлова — всех не перечислить.
— О ситуации с детской литературой. Вы возглавляли конкурс им. Сергея Михалкова, в курсе происходящего. Почему у нас писатели детские есть, но мы, как прежде, покупаем детям книги Барто, Чуковского… Новые Михалковы есть?
— Детская литература сейчас замечательно интересная и разнообразная. Смотрите списки Национальной премии в области детской и подростковой литературы (она вручалась уже дважды) — много достойного и яркого. Как отец троих детей, знаю: сегодня увлечь ребенка книгой сложнее, чем, скажем, во время моего детства, так как у современных детей огромный выбор развлечений. В этом смысле продвижению детских авторов может помочь сочетание жанров: книга плюс мультфильм. Не факт, что все читали «Крокодила Гену и его друзей» Эдуарда Успенского, но мультик про Чебурашку знает каждый.
— А своим детям вы какие книжки читаете?
— Разные, в том числе и современные. С Ваней много читали исторических книг, может, поэтому он студент истфака МГУ. С пятилетней Катей мы увлечены приключениями Пеппи Длинный-чулок и сказками Пушкина. Ее годовалая сестренка Анечка топает вокруг и уже внимает.
— Школьники как-то участвуют в проектах АСПИР?
— Мы стартовали в 2021 году масштабным проектом «Мир литературы. Юность». Это был всероссийский конкурс для школьников, по итогам которого 100 детей отправились на литературную смену в «Артек». Был конкурс «Классная сказка», когда целые классы в регионах сочиняли литературные истории, потом приезжали в Москву на мастер-классы.
— Для московских детей что-то есть?
— Конечно. Отличные литературные праздники и книжные занятия известных детских писателей у нас в Доме Ростовых на Поварской — смотрите расписание. Недавно, к примеру, отмечали столетие «Мурзилки» — с играми, мастер-классами. В Доме Ростовых, кстати, все вечера, и детские, и взрослые — бесплатны. Это творческие вечера писателей, премьеры докфильмов, литературные концерты. Надо только пройти регистрацию на сайте, потому что зал не очень большой, люди иногда стоят в проходах.
— Какой из проектов АСПИР для вас важнейший?
— В некоторой мере нам удается помочь писателям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: болезни, пожары, житейские тяготы… По большей части это писатели из регионов, люди таких уже почтенных лет. 50 человек в год получают от нас вспомоществование — и это, конечно, очень мало от реальной нужды. Здесь необходимы системные решения. Очень надеюсь, что нам удастся что-то изменить в деле социально-правовой защиты писателей. Работаем в этом направлении.
— Говорят, вы готовите книгу о Юрии Казакове? «Катаев» был бесподобен, спасибо. Почему — Казаков? Может, вы хотели исследовать феномен сгорания таланта — ведь сгорал он свечой…
— Не только сгорания, но и собственно горения. Мне кажется, это большая несправедливость, когда о жизни таких писателей мало что известно даже в просвещенных кругах. О Казакове широкий круг читателей едва знает — писал акварельную прозу, рано умер. Есть какие-то теги, которые остаются в массовом сознании, но они не дают представления о человеке. Я всматриваюсь в личность своего героя, и сразу возникает хор персонажей, свидетелей эпохи, поэтому, как и в случае Катаева, книга, надеюсь, будет широкой — биография страны и ее литературы. Юрий Казаков для меня — лучший русский новеллист второй половины XX века. Его проза удивительна своим сочетанием природной грубости и тонкого лиризма. В ней слышна удивительная, временами даже шедевральная музыка слова. Но о его жизни знают хорошо если на уровне предисловия.
— Поклонников Казакова ждут открытия?
— Несомненно. Приходится по крупицам перебирать какие-то факты, искать зацепки, а потом хлоп — и сходит лавина: открываются новые материалы. К примеру, не так давно я выкупил пропавшую пленку — запись разговора Казакова с Георгием Адамовичем в Париже в 1967 году. Диалог опубликован в октябрьском журнале «Новый мир», а в ноябрьском «Знамени» выйдет ранее неизвестный северный дневник, который Казаков вел в 1956-м. А сколько недописанных рассказов, зарисовок! Добавлю, что мы в АСПИР сейчас думаем о публикации сборника прозы и поэзии Дмитрия Голубкова, друга Казакова, именно ему посвящен рассказ «Во сне ты горько плакал».
— Вы главный редактор журнала «Юность», основанного в свое время Валентином Катаевым, — удивительное совпадение... Как так получилось?
— Получилось мистически... Однажды мне приснился Валентин Петрович Катаев. Полумрак рассвета, редакция «Юности». Он подплыл ко мне — во сне мы летали под потолком — и пожал руку. Это было после того, как я написал о нем книгу. Сон оказался вещим: вскоре позвонили из журнала и пригласили стать главным редактором «Юности». Мне кажется, Катаев был бы доволен сегодняшними успехами своего детища —так, во всяком случае, считает его дочь Евгения Валентиновна, героиня знаменитого «Цветика-семицветика».
— Какой он, журнал «Юность», сегодня? И как вы оцениваете качество текстов, которые поступают в редакцию?
— Журнал «Юность» образца 2024 года — это главным образом пространство 20–30-летних, хотя и маститые писатели тоже печатаются. Качество текстов — профессиональное: молодые писать умеют. Самые блестящие авторы — провинциалы: поэты Василий Нацентов из Воронежской области и Денис Балин из города Мги Ленобласти, критик Анна Нуждина из Сарова, прозаик Анна Чухлебова из Ростова (ее уже прозвали «южнорусской Фланнери О’Коннор»), поэтесса и прозаик Варвара Заборцева из Пинеги Архангельской области. Изысканную прозу пишет Лера Макарова из Саранска. Много имен можно назвать. Сегодняшняя «Юность» — это разнообразные проекты: живой современный сайт, мастерские, активность в социальных сетях, фильмы, подкасты, публичные чтения, литературные вечера. И, конечно, это премия имени Валентина Катаева за лучший рассказ для всех поколений! Недавно мы в ЦДЛ чествовали Анну Маркину, чей рассказ «Экзема» был признан лучшим. Размер премии — 300 тысяч рублей, что очень неплохо. И надо сказать, что на сегодняшний день это единственная премия для новеллистов.
— Каким вы видите будущее журнала, который, к слову, в 2025 году отметит 70-летие?
— Вижу его средоточием лучших имен молодой русской литературы. А в ближайшее время мы продолжим работать над тематическими выпусками. В их создании принимают участие знаменитые писатели — пишут специально для «Юности» на предложенную нами тему. И другим толстым литературным журналам ассоциация тоже помогает по мере сил. Это все-таки наше национальное культурное достояние.
— Хочется спросить о Москве: какие у вас любимые места в столице и почему?
— Люблю Замоскворечье. Здесь пересеклись линии жизней моих родителей: в писательском доме в Лаврушинском родилась и выросла моя мама. Маленькой девочкой она ходила в церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, где потом служил священником мой папа. Затем он стал настоятелем храма святителя Николая на той же улице и им остается. Я все детство помогал ему — алтарником, а теперь привожу в этот храм своих детей. Важное для меня место. Я очень люблю эти улочки, особенно Малую Ордынку, где до сих пор сохранились деревянные постройки, к примеру Дом-музей А. Н. Островского, главный дом городской усадьбы Селиховой — Хомяковых… Обожаю Пятницкую улицу. Раньше по ней ходили трамваи, теперь их нет, но их звон странно висит в воздухе. Люблю Дом радио, где я в юные годы выходил в эфир… «Замолк скворечник» —так называется мой рассказ, посвященный духу старинной Москвы и нежно любимому Замоскворечью, с которым меня так много связывает.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Саров. Два подвига (проза, 2021)
- Свои (сборник малой прозы, 2018)
- Катаев. Погоня за вечной весной (биография В. Катаева в серии ЖЗЛ, 2016)
- 1993. Семейный портрет на фоне горящего дома (роман, 2013)
- Птичий грипп (роман, 2008)
- Малыш наказан (роман, 2003)
ДОСЬЕ
Сергей Александрович Шаргунов родился 12 мая 1980 года в Москве. Российский писатель, журналист, общественный деятель, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России. Радио и телеведущий программ «Открытая книга» на канале «Культура» и «Двенадцать» на канале «Россия 24». Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII и VIII созыва. Лауреат множества литературных премий, в том числе получил «Большую книгу» и премию правительства Российской Федерации за произведение «Катаев. Погоня за вечной весной», Всероссийскую литературную премию имени Н. С. Лескова «Очарованный странник» и многие другие.
СПРАВКА
Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР) — литературное объединение, основанное в 2020 году по инициативе Союза писателей России, Союза российских писателей, Российского книжного союза, Союза писателей Санкт-Петербурга, Союза писателей Москвы. Штаб-квартира АСПИР располагается в Доме Ростовых (Поварская 52/55, стр. 1).