Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Обаятельно и привлекательно: производители делают ставку на дизайн

Сюжет: 

Столичная промышленность
Общество
Основательница бренда Nattys Юлиана Николаева — убежденная сторонница натуральных продуктов. Привлечь дополнительное внимание покупателей к здоровому рациону помогает эффектная и удобная упаковка
Основательница бренда Nattys Юлиана Николаева — убежденная сторонница натуральных продуктов. Привлечь дополнительное внимание покупателей к здоровому рациону помогает эффектная и удобная упаковка / Фото: Пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики

Открыт прием заявок на соискание ежегодной премии «Лучший промышленный дизайн России». Зарегистрироваться для участия можно до 20 августа. Церемония награждения финалистов состоится уже в октябре 2025 года.

Заводское оборудование, предметы интерьера, транспортные средства, упаковка продуктов питания — словом, все, что производят предприятия, должно не только выполнять свои основные функции, но и быть удобным, современным, привлекательным. «Некрасивое не продается», — шутят в мире бизнеса. В том числе и эту проблему решает промышленный дизайн, с каждым годом становясь все более важным элементом для отечественного рынка.

Несмотря на противостояние санкциям и острую необходимость импортозамещения, тренд на комбинацию «функция плюс эстетика» приобретает все больше новых приверженцев среди российских компаний-производителей. По мнению экспертов, грамотный дизайн дает серьезное конкурентное преимущество. И предприятия, учитывающие этот аспект, занимают лидирующие позиции.

Больше, чем красота

Зачастую промдизайн могут воспринимать как нечто из сферы просто «красивой упаковки», рекламного хода. Но на самом деле он затрагивает принципиальные вопросы жизни общества: как личного быта людей, так и совместного, общественного — в масштабах городов, стран, современного мира в целом. О такой фундаментальной роли промдизайна «ВМ» рассказала доцент Института бизнеса и дизайна, руководитель дизайн-мастерской «Янькова/ Бессараб» Ксения Янькова.

— Всякое взаимодействие с промышленным объектом — это набор наших микродвижений, переключений фокуса внимания, в том числе инстинктивных движений и решений, которые развивались в людях веками. И промышленные дизайнеры опираются на такие исследования поведения, чтобы облегчить жизнь пользователям, высвободить как можно больше времени, чтобы человек в стрессовых или сложных ситуациях справлялся с необходимыми задачами. В этом смысле промдизайн никогда не ограничивается разговором о красоте. Это всегда разговор о том, насколько предмет взаимодействует и соединяется с человеком, помогает ему, — отмечает Янькова.

В подтверждение мысли эксперт приводит пример:

— У дизайнеров интерьеров, разработчиков кухонного оборудования есть такое понятие, как «рабочий треугольник» (холодильник-мойка-плита), он представляет собой траекторию основных движений хозяйки по кухне, — говорит эксперт. — А появилось понятие «рабочего треугольника» благодаря исследованиям промышленного инженера, психолога, специалиста по эргономике Лилиан Моллер Гилбрет, которая изучала, как передвигаются и что делают домохозяйки на кухне. В итоге разработала оптимальную модель кухни, позволяющую резко сократить число операций и шагов, необходимых женщинам, чтобы приготовить, например, клубничный пирог. Причем эти наработки оказались полезны не только в домашних условиях, но и в общепите — они серьезно экономили трудозатраты.

Аналогичные подходы, по словам Ксении Яньковой, применимы и к любому промышленному продукту.

— Конечно, никто не отменял тот факт, что производители ориентированы на работу с эмоциями потребителей через внешний вид товара, — отмечает Янькова. — Просто потому, что в силу психологии человек сначала эмоционально воспринимает любой предмет, и лишь затем в дело вступают рациональные объяснения (скажем, почему надо или не надо что-то купить). «Сначала вижу — потом понимаю». Но наряду с этим в основе промышленных и технологических разработок всегда лежало глубокое изучение природы человека. Ведь любое наше взаимодействие с любым объектом — от чайника на кухне до самолета — имеет биологические, психологические параметры.

Как подчеркивает эксперт, мы живем в эпоху революционных перемен в области технологий. Искусственный интеллект, воспринимаемый еще отчасти как игра, тем не менее стремительно завоевывает сферу оптимизации труда. ИИ облегчает человеку решение многих задач, заменяет множество рутинных операций. А значит, в эту сторону будет двигаться и преображение промобъектов.

— Сегодня любой дизайн, и тем более промышленный — это вопрос про качество жизни, — резюмирует эксперт. — Он касается не только отдельных объектов (телефона или автомобиля), но еще и системы объектов, которые встраиваются в наше пространство, в городской уклад. Эти системы совсем иначе организуют нашу повседневность.

И в этом вопросе Москва сегодня серьезно опережает другие регионы. Как отмечают в Департаменте инвестиционной и промышленной политики, промдизайн — одно из ключевых слагаемых эффективности промсектора мегаполиса и актуальное направление, которое город активно развивает.

Талантам надо помогать

Для того, чтобы продукция московских предприятий отвечала не только высоким стандартам качества, но и соответствовала эстетическим запросам пользователей, а успешных примеров становилось все больше, в Москве проводится премия «Лучший промышленный дизайн России».

За два года премия объединила интересы как профессионального сообщества, так и широкой аудитории: в ней приняли участие более 1,5 тысячи конкурсантов со всей страны, а свыше полумиллиона человек выбрали победителя в ходе народного голосования. В 2024 году премия получила статус национальной, что стало подтверждением ее высокого авторитета внутри отрасли. Организаторами конкурса выступают Минпромторг РФ и Правительство Москвы.

Каждый год конкурс позволяет продемонстрировать ведущие проекты и определить лучшие практики в самых разных направлениях промдизайна. В прошлом году в финал вышли почти 200 проектов, а лауреаты получили право маркировать свою продукцию специальным знаком качества, повышая престиж и узнаваемость российских брендов на внутреннем и международном рынке.

В 2025 году конкурс возвращается с тремя основными номинациями: «Дизайн-продукт», «Дизайн-прототип» и «Народный выбор», включая 13 категорий, охватывающих основные направления отрасли.

Впервые будет организована образовательная программа: ведущие эксперты проведут лекции и семинары для всех желающих в августе и сентябре.

Подать заявку можно на официальном сайте design-prom.ru до 20 августа. Этап народного голосования пройдет с 5 по 22 сентября, а церемония награждения финалистов состоится в октябре 2025 года. Победителей премии определит экспертный совет под председательством министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова. Премия продолжает оставаться ключевым событием для продвижения промдизайна и формирования отечественной визуальной культуры.

СИНЕРГИЯ ДВИЖЕНИЯ

В июне два флагмана московской промышленности — Карачаровский механический завод и бренд «Москвич» представили совместную модель лифтовой кабины, в которой особое внимание уделено промышленному дизайну. Презентация новинки состоялась на Международной выставке лифтов и подъемного оборудования Russian Elevator Week — 2025.

Совместная разработка стала примером того, как промышленный дизайн выходит на новый уровень, соединяя функциональность и эстетическую привлекательность в изделиях для городской инфраструктуры. Интерьер лифтовой кабины стилизован под очертания автомобильного салона «Москвич» — глянцевые панели серого и черного цветов органично сочетаются с современными технологиями: 24-дюймовым экраном, сенсорной панелью управления со световой гравировкой бренда и потолочной светодиодной подсветкой. Благодаря продуманному промышленному дизайну совместного лифта КМЗ и «Москвич» пользователи получают новый опыт взаимодействия с привычной инфраструктурой, отмечают разработчики.

Новая модель рассчитана на высотные здания до 64 этажей, имеет грузоподъемность до 630 килограммов и высокую скорость перемещения. Эстетика и технологичность становятся конкурентными преимуществами на рынке лифтового и подъемного оборудования, помогая предприятиям расширять круг заказчиков.

— В этом году бренд «Москвич» празднует свой 80-летний юбилей, а наши партнеры из КМЗ отметили 75 лет со дня основания. Мы очень рады сотрудничеству, так как наши бренды неразрывно связаны с историей Москвы и выпускают качественный продукт, которому можно доверять, — отметил директор по маркетингу МАЗ «Москвич» Александр Титов.

Обаятельно и привлекательно: производители делают ставку на дизайн Фото: Пресс-служба ДИИПП
Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.