Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Мир, невидимый зрителям: что скрывают кулисы цирка шапито

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Клоун столичного цирка шапито Владислав Богданов только что обновил грим и отдыхает перед предстоящим шоу в своем вагончике
Клоун столичного цирка шапито Владислав Богданов только что обновил грим и отдыхает перед предстоящим шоу в своем вагончике / Фото: Екатерина Суворова

1 августа во всем мире отметили День клоуна. Корреспондент «Вечерней Москвы» провела день за кулисами столичного шапито, открытого в рамках фестиваля «Лето в Москве», чтобы узнать подробности жизни артистов цирка. Цирк в ландшафтном парке «Южное Бутово» — площадка, на которой артисты выступают без животных. В программе — откровения о гастролях длиной в полгода, профессиональные приметы мастеров манежа и воспоминания о заграничных командировках.

Чуть отодвигаю завесу шатра и попадаю в «предбанник» манежа через форганг — так на профессиональном языке называется занавес, разделяющий зал и закулисье цирка. С непривычки в потемках можно споткнуться о реквизит: надувные, увеличенные в тысячу раз шарики для тенниса, большую ракетку, матрас, круглый подиум… Впереди виден пока еще пустой зрительный зал и манеж, на котором три девчонки играючи делают сальто на счет «раз, два, три…».

— Это наши «опилочные дети», — объясняет ведущий цирковой программы (или, по-другому, шпрехшталмейстер) Роман Коробко. Сейчас на нем простые шорты, растянутая футболка и кофта на молнии — обычный человек, разве что с выдающимися усами: они длинные, и их кончики Роман периодически подкручивает. Но пройдет сорок минут, и мой собеседник превратится в сказочного героя манежа... — Девочки — дети наших артистов. Почему «опилочные»? Раньше манеж покрывали опилками. Сегодня про артистов цирка, продолжающих дело родителей, говорят «родился в опилках», или «опилочный».

Роман по-хозяйски разгоняет малышню: подготовка к представлению начинается!

Стать частью семьи

На огороженной, скрытой от глаз обычного зрителя площадке перед форгангом стоит чуть больше десятка крошечных вагончиков с надписями «цирк», скамейка и синие стулья, на которых отдыхают артисты.

— Труппу в это шапито я набирал лично. О многих артистах мечтал. Например, одну пару просто зубами выгрыз у «Дю Солей» (один из самых известных в мире цирков. — «ВМ»). А еще у нас есть очень талантливый клоун, без классического красного носа, с тонким юмором и непростым характером. Еще встретите группу акробатов под руководством человека со смехом как у доктора Ливси из мультфильма «Остров сокровищ»… — об артистах Роман может рассказывать до бесконечности. — Весь коллектив — большая семья. Многие были знакомы до формирования труппы, ведь мир цирка маленький, или, как у нас говорят, «манеж — круглый».

Шапито — по сути огромную палатку — воздвигали пять дней. В землю вбили мачты — железные столбы, напоминающие воткнутые наточенным грифелем вверх карандаши, и на них натянули шатер. Сегодня столичные шапито работают по последнему слову техники и напоминают стационарные цирки. На каждом из них есть даже метеостанция. Если техника показывает, что скорость ветра превышает 15 метров в секунду, зрителей моментально выводят. При этом сам шатер может выдержать нагрузку и в 45 метров в секунду. Но лишний риск никому не нужен.

У артистов цирка сложилось немало примет и правил. Скажем, им нельзя сидеть спиной к манежу. Это и небезопасно — мало ли что может случиться, а к тому же неуважительно. Роман замечает: сидеть надо в пол-оборота, иначе коллеги по цеху могут и по спине стукнуть!

— В цирке нельзя щелкать семечки или открывать зонтики, иначе не будет аншлагов. Еще в разговорах артистов можно услышать слово «палка», что значит «представление». Термин этот пришел к нам из прошлого: в советское время напротив шапито ставили палки, считая таким образом число выступлений, — рассказывает шпрехшталмейстер.

А еще у артистов есть правило — тапочки, снятые гимнасткой перед выступлением, нельзя трогать! Даже поправить нельзя! Как поставила — пусть так и стоят. После окончания номера девушка наденет их, а исчезновение тапочек считается еще одной дурной приметой.

— Однажды гимнастка спрятала тапочки под туи, а охранники решили их убрать… Когда девочка не обнаружила обувь, она чуть не заплакала. Мы, конечно, провели разговор с охраной, и после они уже не трогали вещи артистов, — вспоминает Роман. — И есть еще одно правило: если артист стоит перед форгангом, перед ним нельзя проходить! Он настраивается. Ходит легенда, что однажды из-за такого инцидента не вышел работать на манеж народный артист России Николай Ольховиков.

Неповторимая судьба

Решаю пройтись, чтобы посмотреть, как артисты готовятся к представлению. В одном вагончике приоткрыта дверь, за столиком красится женщина с ярко-розовыми волосами.

— Ой, а к вам можно в гости? — интересуюсь я.

Внутри вагончика — подобие крошечной, но очень уютной студии: тут вам и раскладной диванчик, и шкафчики-антресоли, и даже крохотная кухня с умывальником, кофе-машиной и холодильником.

Как выясняется, за столом сидит Мария Болдырева (та самая девушка из пары, которую мечтал заполучить «Дю Солей») — воздушная гимнастка, которая работает в цирке с 1994 года.

— Выступаю на номере «партерная рамка». Мы с партнером Русланом стоим на высоте примерно в три с половиной метра, и я, находясь у него на руках, делаю разные акробатические элементы: сальто, вылеты… — Мария буднично рассказывает о своей работе, пока подводит глаза. А уже совсем скоро она будет делать трюки, от созерцания которых замирает сердце: воздушные кувырки без страховки, да еще и с черной повязкой на глазах.

— Самое страшное, что когда-либо происходило со мной, случилось 20 лет назад. Во время репетиции номера у меня расстегнулись крепления, я упала с большой высоты, чуть не разбилась... Были сильные травмы, — говорит Мария. — Но я всей душой люблю цирк, и пока у меня еще есть силы, я буду этим заниматься.

Решаюсь задать вопрос, который интересовал меня давно. Если два партнера в цирке работают вместе, если жизнь и успех каждого зависят от доверия и надежности друг друга, не возникают ли у них чувства друг к другу? Любовь?

— Да, — Мария загадочно улыбается. — У нас так и получилось...

Гастроли по полгода

Продолжаю разглядывать закулисный быт. Кто-то из артистов уже разминается на коврике, кто-то чинит реквизит или курит. Среди веселой компании артистов замечаю тихого мальчика с грустными глазами.

— О! А вот и наш клоун Влад Богданов! — представляет мне мальчика Роман.

В вагончике у Влада царит «творческий беспорядок». Шкафы полуоткрыты, клоунские черно-белые ботинки с красными шнурками лежат почему-то на столешнице у окна рядом с чайником. Еще можно заметить два висящих на вешалках костюма (фиолетовый — основной, черный — для фокусов) и леопардовую шубу на крючке — она тоже часть образа.

— Сначала очищаю лицо, потом наношу тональный крем, закрепляю все пудрой. Потом подводкой для глаз крашусь и наношу эту, как ее, на глаза и брови… — Влад крутит в руках красный продолговатый цилиндр.

— Тушь? — уточняю я. Клоун кивает.

Влад рассказывает, что в разъездах на гастролях он может проводить по полгода. В это время он живет тут. На вопросы о бытовых неудобствах отвечает: всю жизнь в цирке — родился в опилках. Из любой ситуации можно найти выход. — Клоуном я мечтал быть всю жизнь. Когда мои родители — тоже артисты цирка — выходили выступать, я за кулисами изображал клоуна, — рассказывает он. — Сейчас самое сложное в моей работе — найти подход к зрителю во время шоу. Если я не вижу отклика, думаю, что неправильно преподнес трюк.

— А не сложно ли строить отношения, если ты по полгода в разъездах? Например, с семьей, друзьями? — спрашиваю я. Ответ оказывается щемящим душу:

— Друзей у меня нет, но есть хорошие знакомые в разных городах. Разъездной образ жизни не позволяет поддерживать постоянный контакт, со временем к этому привыкаешь. Ну а что-то заменяют соцсети...

Подходит время представления. Где-то среди наряженных артистов звучит тот самый «смех доктора Ливси», о котором рассказывал шпрехшталмейстер, — так руководитель акробатов Виктор Рощин настраивает своих ребят. Роман уже в полном облачении. На нем фрак с декоративными механизмами на лацканах и шляпа в виде клетки, в которой сидит птичка (конечно, ненастоящая). По одному артисты выходят на сцену, а потом возвращаются за кулисы, чтобы моментально переодеться в другие костюмы. Те, кто только ждет своего номера, продолжают готовиться. Вот, например, совсем юная эквилибристка делает стойку на одной руке. А рядом атлет, прикрепив спортивную резинку к опоре, подкачивает мышцы рук. Технический персонал цирка работает слаженно, как муравьи: поднять шнур, переставить реквизит, подать маты или оперативно собрать оборудование... На манеже гимнастки летают под куполом, акробаты подкидывают друг друга на доске и делают сальто, клоун «оживает»: его трюки заставляют смеяться даже сурового взрослого мужчину, сидящего рядом. В награду артистам звучат овации.

Искусство политике неподвластно. Почти...

После шоу следует «разбор полетов». В полумраке под опустевшим шатром следуют выяснения: кто ошибся или «не дожал», кому не так и не тогда включили свет… А затем — время отдыха, чуть больше пары часов до следующего представления. На траве около вагончиков расположился гимнаст Руслан Семенцов — партнер Марии Болдыревой по номеру с партерной рамкой. До цирка он занимался танцами и тяжелой атлетикой. Первым делом спрашиваю: правда ли Роман «выцепил» пару у «Дю Солей»?

—Да, этот цирк регулярно нас звал и зовет работать на мероприятиях. Когда гастролируем, на нас, российских артистов, всегда реагируют по-разному. Как-то мы работали в Германии, к нам подошли восторженные зрители, благодарили… А потом с улыбкой на лице спросили: «Where are you from?» — и когда узнали, что мы из России, быстро ушли. Но это единичные случаи. В остальном люди принимают нас по-доброму, — вспоминает Руслан. — А вообще «Дю Солей» — одна из немногих зарубежных компаний, которая заявила, что не будет накладывать табу на российских артистов.

Мария и Руслан ставили номер около двух месяцев. Атлет отмечает: когда его позвали работать, он взял на размышления целый месяц, так как до этого выпал из жизни цирка из-за сильной травмы. Но рискнул...

— Доверие к партнеру должно быть беспрекословным. И ты, как ловитор (артист, который ловит партнера. — «ВМ»), должен поймать партнера во что бы то ни стало, хоть порвись — но поймай! — добавляет он.

Среди отдыхающих можно заметить и руководителя группы акробатов Виктора Рощина. Яркий костюм он снял, о сцене напоминает только грим — подведенные черным карандашом глаза. Во время выступления Виктор не исполняет сложных сальто, в основном подкидывает остальных участников акробатической группы на доске. Если не знать, что остальные артисты в номере — его ученики, можно подумать, что на сцене он отвечает только за артистизм и комичность. Но стоит чуть приглядеться — и становится очевидным: Виктор внимательно следит за любыми движениями подопечных, страхует, командует... Именно на нем лежит ответственность за каждый прыжок мальчиков.

— В акробатике может произойти все что угодно, отвлечься нельзя, — делится Рощин, потихоньку «сбрасывая» оковы образа. — Бывает, что-то вдруг идет не по плану. Но надо быть готовым ко всему, в любой момент...

На сцене Виктор полностью отдает себя зрителям. Говорит, что от зала, аплодисментов, восторженных лиц получает новые силы.

— Когда я был маленьким и катался по гастролям, везде заводил друзей. Общались письмами. Со временем, конечно, как у любого взрослого человека, осталось два-три близких товарища, но по этому поводу не переживаю. А вот с семьей пока не сложилось, — добавляет он.

Но я верю — все еще будет!

Не жалейте — восхищайтесь! Подошло время второго шоу. Артисты обновляют грим, поправляют костюмы, шпрехшталмейстер репетирует речь, меняя интонации: «Дорогие зрители, мы рады видеть вас на Цирковом дивертисменте в ландшафтном парке «Южное Бутово», в рамках фестиваля «Лето в Москве»…». И снова суета, зрительские овации: вечернее шоу проходит с аншлагом. После спектакля Роман выдыхает и снимает шляпу.

— Цирк — не детское развлечение, а вид искусства, в котором люди самовыражаются при помощи трюков. Через них мы проникаем в души наших зрителей, и главная похвала для нас: «Мы никогда такого не видели!». Да, это опасное искусство. Мы калечимся. Но не надо нас жалеть, лучше восхищайтесь, — говорит он.

Они снимают костюмы и на время сказка заканчивается. Но она еще вернется, я знаю...

СПРАВКА

В рамках проекта «Лето в Москве» в столице работают сразу несколько цирков шапито. Шатры находятся в трех разных частях города. В ландшафтном парке «Южное Бутово» посетители увидят выступления воздушных гимнастов, эквилибристов и акробатов. В кинопарке «Москино» — выступления жонглеров, клоунов, акробатов, и даже дрессированных гусей, собак и шоу алжирских львов. Третий шатер установлен в Измайловском парке. Там зрители увидят бенгальских тигров и бурых медведей, выступления эквилибристов и захватывающие кульбиты воздушных гимнастов.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.