Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Сложности отношений писателя и власти

Общество
Народные артисты России Николай Цискаридзе в роли короля Людовика XIV и Константин Хабенский в образе Мольера в трагифарсе «Кабала святош» в постановке режиссера Юрия Квятковского по пьесе Михаила Булгакова на сцене МХТ имени Чехова
Народные артисты России Николай Цискаридзе в роли короля Людовика XIV и Константин Хабенский в образе Мольера в трагифарсе «Кабала святош» в постановке режиссера Юрия Квятковского по пьесе Михаила Булгакова на сцене МХТ имени Чехова / Фото: Дмитрий Дубинский / Вечерняя Москва

В репертуар МХТ имени Чехова вернулась пьеса Михаила Булгакова «Кабала святош». Главные роли сыграли Константин Хабенский и Николай Цискаридзе.

Пьеса «Кабала святош» была написана специально для Художественного театра в 1929 году. Но путь на сцену ее ждал непростой — цензура не дремала. Булгакова заставляли менять произведение, сглаживать углы.... Сохранилось множество свидетельств — писем и дневников, — по которым можно судить о том, насколько болезненным для него был этот период травли, организованной критикой и властью. Поэтому и в трагифарсе, режиссером которого стал Юрий Квятковский, Михаил Афанасьевич (Илья Козырев) — отдельный герой. Он то становится незримым свидетелем порожденных его фантазией сцен и бесед, то, разрывая четвертую стену, обращается к залу, делясь переживаниями талантливого человека, которому нет места в собственной стране. Так что в результате получилась интертекстуальная постановка, полная аллюзий и символов, разгадывать которые придется, словно ребус, — автор сценической версии Михаил Дегтярев включил в канву текста не только отрывки исторических документов, но и злободневные факты и высказывания. В результате такого подхода родилось новое произведение-исследование, где интересно не только увидеть знакомых персонажей из классической драматургии, воплощенных современными мастерами, но и возможно проследить путь самой пьесы, который не менее сложен и драматичен, чем сам ее сюжет.

Гротеск и фантасмагоричность мира пьесы усиливается художественным решением, созданным Николаем Симоновым. Так, в детстве Людовик XIV и маленький Жан-Батист Поклен, будущий Мольер, предстают перед нами малышами с огромными головами, парадоксально пугающими и милыми одновременно. Но, несмотря на оригинальное и эпатажное визуальное решение, главной все же остается история взаимоотношений «короля-солнца» и его главного драматурга.

В роли Людовика в драматическом театре под псевдонимом Максим Николаев дебютировал Николай Цискаридзе. Изначально именно его режиссер и видел в этой роли, зная о его особом отношении к исторической личности.

— Он мне безумно интересен, потому что это верх абсолютизма, но, кроме того, первый указ, который был подписан им лично, — это распоряжение о создании Французской академии танца, — рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы» Николай Цискаридзе. — В процессе репетиций каждая фраза, сказанная или самим королем, или написанная Булгаковым, казалась нам злободневной, словно это написано не в XVII и начале XX века, а сегодня.

Мольера в постановке сыграл художественный руководитель театра Константин Хабенский. Кстати, тоже символично, что в прошлых постановках этот образ воплощали, руководя театром, Олег Ефремов и Олег Табаков.

— Несмотря на историю постановок в Художественном театре, изучение этого произведения не законечно, — отметил Константин Хабенский. — Наш спектакль — новое произведение, сотканное из множества архивных документов и реальных фактов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Квятковский, режиссер спектакля:

— В процессе работы мы поняли, что в основе взаимоотношений драматурга и короля — игра, такая же наивная и искренняя, как в детстве. Конечно, в нее приходит и трагедия, но зерно остается тем же самым, становясь основой их дружбы. Другая важная тема постановки — анализ разных форм зависимости, ведь даже и любовь при определенном стечении обстоятельств превращается в кабалу, ограничивает нашу свободу.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.