Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Владимир Машков: Искусственный интеллект не заменит актера

Общество
Владимир Машков: Искусственный интеллект не заменит актера
Фото: Артур Новосильцев / АГН Москва

Легендарный спектакль «Матросская тишина» Театра Олега Табакова с Владимиром Машковым в главной роли открыл VII фестиваль театра юного зрителя «Языки мира» в Красноярске. Постановки столичных театров составляют половину всего смотра. Помимо Театра Олега Табакова сибирякам свои лучшие спектакли показывают еще четыре московские сцены: это Театр кукол им. С. В. Образцова, Театр им. Евг. Вахтангова, театр «Современник» и МХТ им. А. П. Чехова. Председатель Союза театральных деятелей России Владимир Машков ответил на вопросы корреспондента «ВМ» после гастролей.

— Вы приехали в Сибирь не только как актер и худрук Театра Олега Табакова.

— Да. В Красноярске в конце августа прошел Сибирский театральный форум, который я открывал. Это наш первый форум по подготовке Концепции развития театрального искусства в России до 2035 года. Собрались представители театров и союзов театральных деятелей сибирских регионов. Очень важно, что пишут эту концепцию люди, которые знают, что такое театр, любят его, мечтают о нем, готовят следующее поколение. Все театральное сообщество страны, я надеюсь, подключится к этой большой работе. Концепция — это основа. Это контурная карта, которую дальше каждый театр будет раскрашивать по своему пониманию. Сейчас нам нужно определить вектор развития, который поможет всем театрам страны видеть будущую дорогу, которая должна быть широкой и внятной.

— Роль Шварца, которую вы играете в «Матросской тишине», — одна из лучших, если не лучшая, в вашей актерской биографии. Как вы сами относитесь к этому образу?

— Абрам Ильич Шварц — громадная часть моей жизни, которая продолжается вот уже 30 лет и еще будет продолжаться. Будет со мной всегда.

— Чем обусловлен выбор спектакля для фестиваля? Тем, что 2025 год посвящен защитникам Отечества и эта история Александра Галича как раз о войне?

— На мой взгляд, она в самую последнюю очередь о войне, хотя события происходят на фоне военных действий. Этот спектакль о любви и нежности, о Родине. О том, как рождается в человеке понятие Родины, рождается ощущение и понимание большой нашей земли. Он будет понятен и молодым ребятам, и тем, кто уже постарше. На мой взгляд, это очень наивная и романтичная история. Она абсолютно бессмертна, как и бессмертны для нас наши родители… Родители — это наше будущее, потому что каждый ребенок в итоге становится родителем. Отношения с родителями — это наш путь. Взрослея, мы понимаем, насколько нам близки эти люди, которых мы не до конца понимали в детстве. Не очень разделяли их методы воспитания. Все, что делают в отношении нас родители, они делают бескорыстно. Родители любят ни за что. Просто потому, что мы их дети.

— Возглавив Театр Олега Табакова в 2018 году, первым делом вы решили вернуть в репертуар именно этот спектакль. Почему?

— Это очень важный для нас спектакль, мы к нему относимся очень бережно. Он хранит энергию, заложенную Олегом Павловичем. Он был поставлен еще в 1988 году как выпускной на нашем курсе в Школе-студии МХАТ, который вел, как известно, Табаков. У спектакля огромная история: несмотря на то, что он был фактически нашей дипломной работой, Олегу Павловичу удалось тогда организовать гастроли в США. С «Матросской тишиной» мы проехали от Нью-Йорка до Аризоны и Тусона. Потом, будучи артистами уже «Табакерки», были в Японии, Европе, странах бывшего СССР. Он стал одним из первых в репертуаре Театра Олега Табакова.

— Такой ранний успех мог вскружить вам голову?

— Табаков был уверен, что молодому артисту просто необходимо вкусить ранний успех. Только ранний большой успех дает тебе силу, осознание своей состоятельности в профессии! Правда, потом ты должен всю жизнь этот успех подтверждать. Но как момент метаморфозы, перехода к пониманию того, чем для тебя является сценическое пространство в момент выхода к зрителю, это важно. И тогда в тебе зарождается ответственность за дело, которым ты занимаешься.

— И все-таки это была студенческая работа, которая вошла в репертуар театра. Это редкость!

— На момент выпуска из Школы-студии МХАТ мы сыграли «Матросскую тишину» не менее 50 раз. Но студенческая работа, пусть даже и такая успешная, как наша, — это одно, а вот спектакль в репертуаре молодого московского театра — это другое. Это иной профессиональный уровень. Я был абсолютно уверен, что Олег Павлович будет играть Абрама Шварца в театре сам, а мне, может быть, потом даст какую-то возможность. Но он принял другое решение и сразу же отдал роль мне. Я всегда понимал, что Абрам Ильич Шварц — одна из тех ролей, которые не сыграл Олег Табаков, хотя мог сделать это блистательно.

— Почему вы в этом так уверены?

— Потому что во время наших репетиций он многое мне объяснял с показа, проделывая это всегда изумительно точно.

— Спектакль напрочь лишен современных спецэффектов. Как вы цепляете молодого зрителя?

— Я занимаюсь русским психологическим театром, и для меня лично в центре спектакля всегда остается человек: его личность и смятение, его борьба и конфликты. Наш театр идет по этому пути. Хотя, действительно, сейчас очень много спектаклей, в которых визуальные эффекты становятся основными средствами воздействия на зрителя. Это не так уж и страшно, потому что театр — это прежде всего зрелище.

— Однако главное в театре — это артист с его эмоциями и воплощениями. Сейчас есть у многих беспокойство, что искусственный интеллект многих заменит. Вы, например, журналист, боитесь, что вас заменят. Это будет трудно, журналистика — это всегда личная реакция на ситуацию.

— И мне так кажется. Как журналистика — очень живое дело, где обязателен диалог, так и наше артистическое дело — оно не подвержено влиянию чего-то искусственного. Искусственный интеллект, наверное, нам поможет двигать декорации по сцене, тут же менять костюмы. Но сама суть останется неизменной. Нам с вами нечего бояться — мы в полном порядке!

— В этом году вы в третий раз набрали курс в Театральной школе Табакова.

— Да. Это 25 студентов из разных городов и регионов России: Тулы, Санкт-Петербурга, Тобольска, Республики Хакасии, Краснодарского края, Республики Крым, Белгородской области, Хабаровска и других, а также из двух зарубежных стран — Киргизии и Германии.

— 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 90 лет. Будут ли постановки в честь юбилея вашего мастера в наступившем сезоне?

— Да, работа над постановками, посвященными юбилею Олега Павловича, ведется. Но тоже не хочу раскрывать всего заранее. Скажу лишь, что работаем над премьерой спектакля «ТОТ № 13», запланированной на декабрь 2025 года. Эта постановка долго и с успехом шла на сцене МХТ, но вы знаете, что изначально в нем играли практически все артисты Театра Олега Табакова. Потом он стал называться «№ 13 D», и несколько раз в нем менялись составы артистов. И вот теперь мы с Константином Хабенским договорились в честь юбилея Олега Павловича передать этот спектакль Театру Олега Табакова.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.