Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Бард Михаил Деев уверен: человеческие ценности неизменны уже 2000 лет

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Михаил Деев — автор и исполнитель бардовской песни на фестивале, прошедшем на Соловках
Михаил Деев — автор и исполнитель бардовской песни на фестивале, прошедшем на Соловках / Фото: Александр Васильев

7 сентября в Зеленоградске отгремел VIII Всероссийский фестиваль авторской песни «ВитаЛики», а в конце сентября в подмосковной деревне Осоргино бардов ждет слет «Две столицы — 2025». Минувшим летом событий в мире авторской песни тоже было море: «ЛеСС» под Питером, «Норд-Вест» на Валдае, ХХ Соловецкий фестиваль.... При этом феномен авторской песни не разгадан. Но, может, и не стоит его разгадывать? Мы поговорили об этом с бардом Михаилом Деевым.

Среди всех видов искусства только один не имеет «новых сезонов»: это творчество бардов, исполнителей авторской песни, поскольку это искусство внесезонно, круглогодично и порой даже круглосуточно — если вспомнить, например, что из «дворика Визбора»*, где поют песни в день его рождения, люди расходятся иногда и в три утра. С гостем студии сетевого вещания «Вечерней Москвы», бардом Михаилом Деевым, исполнителем песен и хранителем бардовских традиций, мы и говорили об этом феномене — авторской песне.

— Михаил, чего только в нашей стране не было, многое приходило-уходило, а бардовская песня пришла — и осталась. Может быть, сейчас она звучит тише, но на премьере документального фильма «Улыбка Визбора» в Доме кинематографистов рядом со мной сидели молодые ребята, которые подпевали в том числе и вам, зная все слова. Оказалось, это у них — от родителей…. А у вас, кстати, как это увлечение началось?

— У меня это началось еще до школы. Дома появились первые пластинки Высоцкого, я быстро его песни запомнил и, поступая в музыкальную школу по классу скрипки, на экзамене спел «Он не вернулся из боя». Аккомпаниатор очень удивился, но все же подыграл мне. В музыкальную школу я ходил четыре года: два — ходил, два — прогуливал, так что эта история завершилась бесславно. А в 1979 году, после четвертого класса, мы пошли с отцом и его друзьями в поход, и там я услышал песни Окуджавы. Но главное — в шестом классе школы нашим классным руководителем стал Михаил Михайлович Балашов — автор песни «Догорает старый вальс» на стихи Андрея Фрейдина. Ее в народе называют еще «Московская цыганочка».

— О, так это песня известная! «Я в апреле ухожу в синюю весну…»? И что-то еще там было очень красивое про такси….

— Вот хорошо — подвернулся случай внести ясность: многие поют эту песню со строчкой «Гнать по свету такси», и тексты такие по интернету бродят. А в оригинале — «Гнать по следу…». Почувствуйте вкус настоящей поэтической строки. Увы, есть исполнители, которые не особенно задумываются над тем, что поют.… Но это я так, для восстановления справедливости. Вернусь в школу: такой человек был у нас учителем физики и классным руководителем. Повезло. Все, что у меня (и из меня) получилось — в огромной степени его заслуга, его стартовый импульс. Мы ходили в походы, проводили каникулы в зимнем лагере, в поездках по старинным русским городам. Михалыч (конечно, так мы его звали между собой) пел, мы впитывали. Для меня перестала существовать улица со своим фольклором и навязываемая громкая эстрада — мне на все случаи жизни хватало того слова, которое сказано в авторской песне. Через эти песни я открывал для себя мир, и до сих пор продолжаю открывать, потому что он — большой, а поле песен — огромно.

— Образ песни — образ мысли — образ жизни…. А сколько песен вы знаете наизусть?

— Не считал. Наверное, около тысячи — если брать те, которые могу спеть и сыграть. У меня часто спрашивают: как ты все это выучил? А я не учил специально. Я познавал мир, мне это было безумно интересно, слушал песни и уходил куда-то за автором — то в путешествие, то в жизненную ситуацию.…

— Ну а еще романтика — палатка, костерок.…

— Пожалуй, атмосферная составляющая особой роли не играла. Безусловно — я человек лесной, с детства к походам приученный, но все же не это было главным. И вообще, «палатка-костерок», вы уж не обижайтесь, это упрощенное, даже примитивное понимание романтики. Потому что романтизм, как направление в искусстве, это «жизнь ради великой цели». Я всегда напоминаю об этом, если разговор заходит о Визборе, а поверхностный взгляд аудитории упирается в «романтику», представляя это именно как «палатку и костерок». Интонационная окраска творчества Визбора (в целом) для меня определяется словосочетанием «романтическая уверенность». Он же еще и философ, но окрас его творчества — именно такой. О чем бы он ни писал — всегда присутствует болевая жизненная правда, на грани трагедии, но она преодолевается в каждой песне. Отсюда и романтическая уверенность.

— А Высоцкий?

— Обнаженный нерв, конечно.

— А Городницкий?

— Осознанная безнадежность. Могу продолжить: Кукин — извиняющееся присутствие, Анчаров — трагическая романтика, Окуджава — философическая воспаренность.

— Ого.… Тонко. Сейчас подумала в очередной раз, как же важно, чтобы учитель любил своего ученика, а ученики — своих учителей. Повезло вам.

— Конечно, повезло. Он в школе учил всех желающих играть на гитаре. Кто-то научился, кто-то нет. Но для многих из нас, его учеников, песня стала средством общения. Мы собирались в компании, посидеть или отпраздновать день рождения, ну или капустник устроить после похода, и обязательно пели. Для меня это был практически разговор — в песнях же можно очень многое сказать. И у меня так и пошло дальше: мы всегда пели в своей компании, в узком кругу, на кухне или в лесу, где бы ни были.

— А потом, наверное, начались слеты?

— Вот как раз нет. Я не ездил на слеты и вообще не был погружен в эту среду. Это потом, случайно, мои друзья познакомились в горах с известным питерским бардом Валентином Вихоревым, он, проезжая через Москву, заехал в гости. Мы познакомились, и он как-то втянул меня в этот удивительный мир. Через его знакомых, кстати, я и попал во дворик Визбора первый раз. К тому моменту Визбор уже начал у меня в голове «бродить». Михалыч Визбора если и пел, то что-то общеупотребительное: «Лыжи у печки стоят» или «Серега Санин». Но потом появились кассеты, и я открыл Визбора для себя. Чем он меня подкупил, я не знаю. Видимо, для меня было важно это слово — искреннее, правильное, с точки зрения русского языка, очень ясное и просто хорошее. Я его услышал. А как-то году в 1996-м на книжном развале у метро «Ленинский проспект» по дороге в институт я случайно купил книжечку «Верю в семиструнную гитару». Там были песни с нотировкой Александра Костромина, ныне — руководителя Центра авторской песни, и я начал потихоньку это осваивать.… И вот — визборовский дворик. Его история началась в середине 1980-х. Владимир Альер с компанией друзей, которые называли себя дилетантами, решили, что можно собраться во дворе дома на Арбате, где жил Булат Окуджава, и спеть его песни, многие из которых пропитаны арбатством. А потом пришли и на Сретенку, которую воспел Визбор. Постепенно все это стало разрастаться. Я там появился в 2002 году — сначала просто стоял, пел. А потом попросили спеть песню, которую никто не знал, кроме меня. Я пошел за гитарой….

— Сколько этим летом собралось народу во дворике Визбора?

— Ну кто же считал?! Думаю, на пике собирается человек 300. Мы собираемся в пять часов вечера, а расходимся в три ночи, пение в течение 9–10 часов — это почти предел физических возможностей. Но когда стихийный хор в 300 голосов поет визборовское «Многоголосье».… Это впечатляет.

— В чем загадка притягательности песен Визбора? Ведь он писал их много лет назад. Казалось бы, у нас все изменилось, страна стала другой….

— Человек не меняется на протяжении последних 2000 лет. Я бы сказал, в среднем он становится хуже. Но нравственные категории остаются прежними.

— Плохо помню, как обстояли дела 2000 лет назад, но мне кажется, что человек меняется.

— Я по образованию физик, поэтому иногда могу применять индуктивные и дедуктивные методы. И уверяю вас — люди были такими же.

— Но был советский человек, особенный. Теперь есть человек несоветский. И у них разное восприятие многих вещей — и дружбы, и любви.…

— В чем-то — может быть. Но способность жить, отдавая, — она все равно остается прежней. Нормальный человек живет только так. И таких людей, слава богу, достаточно много. Если бы их не было — все бы давно развалилось.

— Недавно один издатель мне с горечью сказал, что сейчас большим спросом пользуются книги, которые учат жить как раз только для себя.

— Спрос — вещь неоднозначная и не всегда является адекватной оценкой.

— Но в последние несколько десятилетий человечество бодро держало курс на индивидуализм.

— И это есть. Но я утверждаю, что многие люди не приемлют этот индивидуализм. Это неприятие заложено в них где-то на уровне инстинктов. И это инстинкт нормального человека, поскольку это инстинкт выживания — коллективного, общинного. Не знаю, как дела обстоят с этим на Западе, но у русского человека общинность, соборность — в крови, в самом духе русском. И выжечь это не так-то просто.

— Еще существует феномен русской души. А что это такое? Как вы сформулировали бы определение?

— А не надо ничего формулировать. Есть вещи, которые, будучи сформулированными, становятся беднее. С ними сразу начинают спорить те, кто любит поиграть с формулировками. В этом смысле даже закон как сформулированный и принятый в обществе документ является более слабой субстанцией, чем десять заповедей. Иногда не нужно слов — нужны ощущения, понятия. А ощущения как раз и определяются песней. Во время совместного пения мы начинаем общаться, смотрим друг другу в глаза, нам становится хорошо. Значит, одна душа откликнулась другой душе. Значит, они существуют, эти души. Вот и все. Знаете, люди, которые приходят во дворик Визбора…. Они особенные. У них удивительно светлые лица!

— Вы в этот момент ощущаете единство?

— Конечно. И все понимают, о чем Визбор пел в одном из лучших произведений:

Так вот мое начало,

Вот сверкающий бетон

И выгнутый на взлете самолет.

Судьба меня качала,

Но и сам я не святой,

Я сам толкал ее на поворот.

— Это потрясающе. Но мы заговорили о Юрии Визборе, а ведь была и еще одна колоссальная фигура в авторской песне — Михаил Анчаров.

— Феноменальная фигура. Потому что он и художник, и поэт, и литератор, и даже знаменитый телесериал «День за днем» связан с его именем — все вместе в Анчарове сошлось.

— А многие сейчас о нем и не слышали!

— Да, это горько. Но вот какая штука.… Вот для меня, например, Анчаров был недоступен со своим исполнением. Мне нужен был Костромин, чтобы я его услышал. И только после того как я услышал Анчарова от Костромина, у меня все сложилось. У меня вообще есть несколько авторов, которые формируют мою внутреннюю интонацию: Визбор, Окуджава, Высоцкий, Городницкий, Кукин и Анчаров. Шесть столпов и Балашов, который заложил во мне основу восприятия бардовской… простоты. Он пел так, как разговаривал. У него не было состояния «сейчас я спою», он просто брал гитару и продолжал разговор. Вот это меня и подкупило. Так же поступали Визбор, Высоцкий и Окуджава. И все они пели про себя, потому их песни так и «скребли» по душе. Все это было ими пережито.

— Столпы наши бардовские — вечны. Но большинства нет уже.… А смена? Новые имена есть?

— Я бы сказал, что нет. Думаю, на это есть несколько причин. Одна из них на поверхности: наши классики умудрились написать обо всем. В нашей компании, например, о чем бы ни пошел разговор, фактически на любое слово сразу вспоминается цитата из Визбора, Высоцкого или Окуджавы. И в этом смысле я — как человек, который тоже что-то писал, — понимаю, насколько трудно преодолеть это поле, чтобы что-то свое вытянуть — как ни крутись, а написанное почти всегда получается перепевом одного или другого. Очень редко проявляется вещь, которая явно начинает играть какими-то неизвестными, иными гранями.

— Но ведь обновление необходимо….

— Мы привыкли, что все должно обновляться: и инженерные вещи, и механизмы, и машины. Но прогресс, к сожалению, порой заводит нас в тупик. Мы ждем обновления, когда оно еще не нужно. Обновление должно быть осознанным. А пока песни старых авторов не устаревают. Это связано и с объемом творчества, который наши песенные классики освоили, — он огромный. Тогда песенное поле было пустым, и они начали его наполнять. Потом все лишнее ушло, осталось лучшее. Чтобы выдержать конкуренцию с этим наполнением, нужно приложить усилия на порядок выше тех, что прикладывали они. А они, собственно, и не прикладывали — они просто писали так, как жили. И счастье, и проблема в том, что наши барды-классики в лучших своих вещах поднялись до вершин русской поэзии. Попробуй поконкурируй....

— А может, это внешнее затишье? Ведь внутри бардовского сообщества жизнь кипит: концерты, слеты, съезды…. Рекламы этого, правда, нет.

— Реклама — это деньги, а деньги сразу перечеркивают само существо искреннего пения. Сообщество бардов живет своей жизнью. Чтобы прийти к песне, ее нужно где-то услышать — не услышишь, так и не придешь. В этом плане дворики Окуджавы и Визбора для меня — важная веха. Потому что туда заходят порой и случайные люди, просто проходившие мимо. Они видят, как 200 человек стоят и поют, и все довольны и счастливы, сами останавливаются, слушают, кто-то остается, кто-то уходит, а потом рассказывает другим.… Так сарафанным радио все и распространяется. Авторская песня — это определенная культура, активная в те годы, когда ничего другого не было. Она была еще и как противопоставление эстраде, общей массе пустого звука. Но она не может увлечь миллионы, особенно теперь, хотя к ней так или иначе приходят новые люди, молодежь. Я вот только что приехал с Соловецкого фестиваля, и там в этом году было много молодежи. Это было приятно.

— Я заметила, что когда назвала одну из песен Визбора «хитом», вас просто передернуло.

— Это потому, что я не хочу жить в таких понятиях. Для меня это отголосок эстрады, а я всеми силами стараюсь от этого уйти. Эстрадное шоу, как правило, создает орущую, хлопающую, скандирующую толпу. Сущность эстрады — из личностей делать толпу. А вот сущность авторской песни, наоборот, из толпы делать отдельных личностей. Это принципиальная разница.

— Класс! А вы говорили, что не надо ничего формулировать! А авторской песне не хлопают?

— После исполнения, конечно, хлопают. Речь про хлопки и движения в такт исполнителю. Знаю точно, что в Москве, в среде КСП, не было принято хлопать, топать, раскачиваться в такт. Люди слушали песню, каждый, переживая ее, становился самим собой. Когда начинаются хлопки в такт — осуществляется воздействие на аудиторию в духе шаманских плясок. Ритмика воздействует на всех. Шаманские пляски обладают большой эмоциональной силой, собирают толпу, манипулируют ей. Я в таких случаях как зритель перестаю что-либо воспринимать, и это само по себе происходит, как защитная реакция организма. То, что таким способом можно собрать слушателей, не секрет. Но секрет бардовской песни для меня — в искренности авторской, исполнительской интонации. Этим тоже можно собрать аудиторию тех, кто готов слушать, слышать, переживать и становиться самим собой. Авторская песня — это музыкальное интонирование русской поэзии.

— Какой прогноз на будущее?

— Кто же знает. Я физик, а не Господь Бог. Физик такими вещами не занимается. Мне за полвека без малого лет звучание авторской песни не надоело. Наоборот, я нахожу в нем новые приятные нотки и интонации. Даже в знакомой песне можно что-то еще расслышать и осознать.

ДОСЬЕ

Михаил Деев родился 1 ноября 1967 года, окончил физический факультет МГУ в 1992 году, отслужил срочную службу в Пограничных войсках, мастер спорта по спортивному ориентированию. Женат, двое детей. Любит Север. Основные маршруты семейных путешествий — старинные русские города Золотого кольца, Поморский край, Карелия, Кольский полуостров. Песни пишет на свои стихи, а также на стихи Николая Колычева, Михаила Грозовского и других авторов. Исполняет песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы. Постоянный участник «Двориков Визбора». Дает сольные концерты. Одна из интереснейших его программ — «Между Сретенкой и Арбатом». Ныне — руководитель отдела проектирования инженерных систем компании «Яндекс».

КСТАТИ

Осенью 2025 года в Самаре пройдет фестиваль авторской песни «Гитарная пристань». Всех желающих поучаствовать в конкурсе ждут на прослушиваниях. Заявки принимаются до 15 сентября. Об этом сообщили в официальном канале Грушинского фестиваля.

* Дворик Визбора — место ежегодных сборов поклонников творчества Юрия Визбора в день его рождения — 20 июня. Находится недалеко от Сретенки: Ананьевский переулок, д. 5, корп. 7

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.