Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Текстильный фабрикант Петр Кузьмич Коновалов: «Сеял добро, посыпал добром, жал добро, оделял добром» 

Общество
Текстильный фабрикант Петр Кузьмич Коновалов: «Сеял добро, посыпал добром, жал добро, оделял добром» 
Фото: Департамент города Москвы по конкурентной политике
«Субботние хроники: истории московских поставщиков»

Российские предприниматели, которые развивали свое дело на рубеже XIX–XX веков, — какой след они оставили в истории и благодаря чему преуспели в коммерции, политике, общественной жизни? Ответы на эти вопросы ищем в просветительском проекте Департамента города Москвы по конкурентной политике «Субботние хроники: истории московских поставщиков».

Самоотверженная преданность делу, житейская смекалка и постоянное обучение потомков — гаранты успешного предпринимательства в XIX веке. И история Петра Кузьмича Коновалова (1781–1846) — крупного игрока на тканевом рынке Российской империи — доказывает это.

Основатель купеческой династии родился в 1781 году в Бонячках — деревне в Костромской губернии (ныне город Вичуга в Ивановской области). Будучи крепостным крестьянином, Петр Кузьмич открыл сновальное и красильное заведения в 1810-е годы. На предприятиях, помимо прочего, окрашивали китайку — легкую хлопчатобумажную ткань, которая была популярна среди разных слоев населения. Изначально ее завозили из Китая, но впоследствии импортная продукция не выдержала конкуренции с более бюджетным отечественным аналогом.

Готовые ткани Петр Кузьмич продавал на рынках или ситцевым фабрикантам. Первые годы он торговал на местных базарах и выставлял свою продукцию на продажу на Троицкой и Ивановской ярмарках в селах Вичуга и Парское, а также в Шуе.

Переломным моментом его деятельности можно считать поездку в Москву зимой 1812 года с небольшой партией товара. В это время город только оправлялся от последствий Отечественной войны и нуждался в хлопчатобумажной продукции. Распродав все ткани, Петр Кузьмич вернулся домой с приличной суммой и двумя конями. А затем собрал большой воз и отправился в Первопрестольную во второй раз — и снова успешно.

В 20-х годах XIX века прибыльное дело позволило крестьянину выкупиться на волю и пополнить ряды купцов. В 1827 году фабрикант описывал в документах красильное предприятие так: «оно сильно приумножилось и состояло из нескольких красилен, сушилен, складов и палаток для товара. На производстве себестоимостью 52 тысячи рублей трудилось до 50 человек и выпускалось пять видов китайки».

В 1830 году купец установил на фабрике конные приводы для увеличения объемов выпускаемой продукции. К этому времени ему уже удалось открыть в Москве первый торговый склад своей фирмы. Развитие производства дало плоды: в следующем году на Всероссийской художественно-промышленной выставке фирму Петра Кузьмича наградили серебряной медалью «За трудолюбие и искусство», а двумя годами позже — золотой медалью. Высшую награду — право использовать государственный герб Российской империи на вывесках фабрики и ее изделиях — предприятие получило в 1843 году на выставке в Москве.

«Побольше бы Коноваловых у нас было — хорошо народу бы жилось», — писал П. И. Мельников-Печерский в своем романе «В лесах», описывая деятельность Петра Кузьмича. У бизнесмена было четверо сыновей: Александр, Ксенофонт, Петр и Осип. Все они были причастны к становлению мануфактуры, но именно Александр Петрович продолжил и приумножил дело родителя. Его письма к отцу были богаты будущими планами и предложениями по ведению предприятия, показывали интерес и предусмотрительность. Ксенофонт Петрович отличался мягким и покладистым характером и не подходил на роль управленца. О Петре Петровиче известно мало, а Осип Петрович впоследствии основал свою фабрику и вышел из семейных дел.

Постепенно о продукции Коноваловых начали узнавать по всей стране и ближнему зарубежью: ткани поставлялись в Центральную Россию, на Кавказ и Урал, в Поволжье и Сибирь, а также в Среднюю Азию и Китай. Сбыт был налажен отлично: купец не только имел агентов за рубежом, но и посещал многие ярмарки лично. В поездки на базары он часто брал сыновей, и те набирались опыта.

Нередко такие путешествия были довольно опасны. Товарные обозы подвергались разбою: в 1838 году был убит и ограблен на девять тысяч рублей возчик Петра Кузьмича, который отправлял продукцию в Шую. Товары могли также задерживаться из-за погодных условий. Например, из-за разлива Оки доставка задержалась на неделю и не успела прийти к началу ярмарки.

Только человек большой выдержки и находчивости мог справиться с крупными бедами и мелкими неурядицами и за 14 лет приумножить капитал почти пятикратно. В ведомости начала 40-х годов говорилось уже о бумажно-красильной фабрике и производстве столового белья. Производительность предприятия оценивалась в 217 тысяч рублей, а торговые обороты превышали эту цифру в три раза. Многие из деревянных помещений были заменены каменными, добавились шесть новых сновален и четыре ткацких цеха, а число рабочих выросло до 228 человек. Расширился ассортимент продукции: помимо китайки создавали миткаль, коленкор, канифас, скатерти, десертные и гирные салфетки, нанку.

За 65 лет жизни Петр Кузьмич провел в фабричных хлопотах и разъездах около полувека. Он пользовался огромным уважением и авторитетом в родном Кинешемском уезде. Купцы выдвигали его кандидатуру на должность городского головы, но Коновалов не желал покидать предпринимательское поприще. В возрасте 60 лет он стал руководителем Нижегородской ярмарки.

Петр Кузьмич до последних дней жизни занимался делами фабрики, распоряжался закупками и посещал ярмарки, хотя серьезно ослабил свое здоровье усердным трудом с раннего утра и до глубокой ночи. После его смерти развивать семейное дело продолжили потомки.

Впоследствии на предприятиях появились паровые машины, на работу стали принимать женщин, появилась бумагопрядильная фабрика с ткацкими станками. К началу ХХ века работникам коноваловских производств установили фиксированный рабочий день, построили поселок, школы, библиотеку, родильный дом. В 1912 году, спустя 100 лет после основания, небольшая кустарная красильня представляла собой мануфактуру с шестью тысячами рабочих, выработка которой достигала одиннадцати миллионов рублей в год.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.