Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Двадцать третий

Общество
Главный редактор Александр Куприянов в новой редакции «Вечерней Москвы»
Главный редактор Александр Куприянов в новой редакции «Вечерней Москвы» / Фото: Игорь Ивандиков

НЕ СТАЛО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ» АЛЕКСАНДРА КУПРИЯНОВА

Газета — особый, сложносочиненный организм, где все держится «на слове» в прямом и переносном смысле. Этот номер, впервые за долгие годы, мы готовили без него и думали, что бы он сказал про этот материал.... Он бы похвалил. Мы знаем точно.

Памяти главреда

В журналистике Александр Куприянов прошел огромный путь, чем справедливо гордился. Начинал оттачивать перо в хабаровских «Тихоокеанской звезде» и «Молодом дальневосточнике», потом долгие годы работал в «Комсомольской правде». Там задиристый выпускник Хабаровского педуниверситета начинал как репортер на БАМе, был собкором по Дальнему Востоку и дошел до управленческих вершин — поста ответственного секретаря и члена редколлегии «Комсомолки».

Позже, когда в его биографии появились «Российская газета» и «Известия», Александр Куприянов показал себя как жесткий и эффективный управленец. И так было во всем: с одной стороны, он был сверхтребовательным начальником, способным и покапризничать, с другой — оставался предельно простым и во многом сентиментальным «дерзким» парнем с Нижнего Амура. К этой двойственности было непросто привыкать, некоторых она ломала, но кто-то работал с ним годами и десятилетиями. В 1994–1995 годах Александр Куприянов стал создателем и главным редактором «Экспресс-газеты». Это был первый таблоид в стране, и Купер «отрывался» там по полной программе — ему нравились эксперименты, веселое хулиганство, он обожал поддразнивать читателей, вести с ними игру. И эта попытка игры перешла вместе с ним и дальше — в «Вечернюю Москву», куда он пришел после работы главным редактором «Столичной вечерней газеты», «Родной газеты» и радио «Комсомольской правды».

...Он появился в редакции в 2011-м. Почти сразу дал понять, что с ним будет не до шуток. Новый главный излучал бешеную энергию и заряжал ей остальных, воспринимая на ура любые предложения и идеи.

Ему нужно было, чтобы все вокруг крутилось, вертелось, грохотало, он отбирал в свою команду только самых ярких и креативных людей и ставку делал на их кураж. Так возникла новая «Вечерняя Москва», перезапустился ее еженедельник, потом появилась и газета для метро — «Москва Вечерняя», а также заработали сетевое телевидение «Вечерней Москвы» и радио, начал по-новому работать сайт. Кроме того, в редакции открылась бесплатная школа юных корреспондентов «Новый фейерверк»: к нам начали приходить ребята, которые мечтали связать свой путь с журналистикой. Года два спустя мы готовили редакционный капустник на Новый год, и Александр Иванович отплясывал там с юнкорами с лихостью пацана. И хотя годы шли, душой он не старел совершенно.

...Все произошло неожиданно. И никто не был к этому готов. Планов у Александра Ивановича было много, и он горел ими.

Не осталось ни обид, ни упреков, смерть примиряет все и всех. Осталась боль, и живет она теперь горьким эхом где-то глубоко внутри.

Будем помнить.

В редакционном коридоре «Вечерней Москвы» висят портреты главных редакторов газеты. До последнего времени их было двадцать два. К очередному дню рождения Александра Ивановича Куприянова я придумал удачный, как мне кажется, тост: «Желаю, чтобы твой портрет как можно дольше не появлялся в этой галерее». 2 октября тост утратил актуальность. Портретов стало двадцать три.

Кто-то из главных редакторов прожил долгую жизнь, кто-то — короткую, двоих расстреляли в 37-м, кто-то здравствует доныне. Дольше всех газетой руководили С. Д. Индурский (1966– 1988) и А. И. Куприянов (2011–2025). Но вот что я заметил: только эти двое умерли, что называется, на посту. Семен Давыдович в 76 лет, Александр Иванович — в 74. Куприянов, он же Купер, он же Саша (мы были на «ты», хотя я соблюдал субординацию и на людях называл его по имени-отчеству) очень дорожил своей работой и своей должностью. Не хотел быть отставленным по возрасту. Время от времени сам себя пугал: «Мне еще недолго рулить, главный редактор за семьдесят — это уже перебор». И тут немедленно следовало возразить: «Да брось ты. Вон имярек твой ровесник, а его никто не трогает».

Судьба была к нему милостива — он не узнал вкуса отставки.

Хотя, будучи человеком реалистичным, приготовил запасной аэродром под условным названием: «Дом творчества писателя». Не в ущерб газете он много и быстро писал, и в последние годы издал с десяток, а то и больше разных по жанру художественных книг. Они не только продавались, но и покупались, и чем дальше, тем больше. Помнится, после презентации одной из них на книжной ярмарке, которая каждое лето проходит на Красной площади, я ему пожелал: «Надеюсь, в старости ты сможешь безбедно жить на доходы от литературы».

Так вот, к личному дому творчества Купер подошел основательно. Создал свое Мелихово, или Ясную Поляну, или Тарханы.… Хотя что я говорю, — для него любимейшим местом было Пушкиногорье. Короче, он построил дом и в придачу флигель, где разместил библиотеку на сколько-то там сотен или тысяч томов. Отдельный шкаф заняли книги друзей.

Там он собирался жить и писать. Писать ему всегда было о чем, да хотя бы о своих собственных приключениях. На поминках его друзья и коллеги навспоминали о нем множество историй. Я тоже поведаю байку, которую услышал в начале 90-х, когда мы с Купером даже не были знакомы.

У «Комсомольской правды» открылась вакансия собственного корреспондента в Лондоне. Должность была почетной и ответственной, но и соискатель оказался под стать — талантлив, энергичен и честолюбив. А то, что он никогда в жизни не прикасался к английскому языку, редакцию не беспокоило; на то и профи, чтобы выруливать из любого положения.

В отличие от редакции наше посольство в Англии не скрывало недовольства: присылают не пойми кого, лучше бы агент ГРУ под видом газетчика приехал. Но вскоре посольских ушей достиг слух из британских источников, что русская газета прислала корреспондента исключительных достоинств — прекрасно воспитанного, с тонким, истинно британским юмором и к тому же с блестящим английским.

Слух требовал проверки, которую незамедлительно провели и установили следующее. Собкор был неоднократно замечен на респектабельных лондонских раутах, одет с иголочки, держался свободно, время от времени причаливал к компаниям, обсуждающим светские новости, и, точно угадав момент, восклицал: «Really? Incredible!» («В самом деле? Потрясающе!», если кто не понял). После чего быстро, не дав возможности втянуть себя в разговор, перемещался к следующей компании, где с блеском повторял придуманный им дивертисмент.

Вот это и был Купер. Он сам раскололся, когда спустя двадцать лет мы встретились в «Вечерней Москве». Рассказал, что все предметы в его лондонском жилище были оклеены стикерами с англоязычными названиями, а сама квартира, от спальни до туалета, набита словарями и учебниками. Через полгода мистер Куприянов был принят премьер-министром Англии и без переводчика взял у него интервью, утерев нос посольским и продемонстрировав уникальную методику создания репутации, которой не учат ни карьерного дипломата, ни шпиона. Я легко могу представить его эдаким эсквайром, в твидовом пиджаке и вельветовых брюках он был бы свой среди своих. А вот в нашей редакции его бесило, что среди журналистов новой генерации почти никто не дружен с костюмом и тем более с галстуком. Купер же всегда держал фасон, на работе был одет по всей форме, в шкафу рядом с его кабинетом висело полдюжины свежих сорочек. А по торжественным случаям он облачался в белый пиджак и черные лаковые туфли. Выглядело немного забавно, но он умел это носить.

В редакции он чувствовал себя хозяином и нередко переходил грань, проще говоря — хамил. За что один неробкий человек прямо на планерке послал его в эротическое путешествие. Народ ожидал казни. Но на другой день, опять же на планерке, Александр Иванович, глядя поверх голов сотрудников, произнес абстрактную сентенцию — дескать, в газетном деле случается всякое, иной раз даже главного редактора посылают, дело житейское. Тем все и кончилось. Это было умно и по-своему элегантно.

На рубеже 80–90-х вся журналистская Москва обсуждала заваруху в «Комсомольской правде», когда друзья-товарищи насмерть перессорились и бились стенка на стенку за должности, акции и деньги, куда без них. И Саша с его норовом и хваткой, конечно, был не последним бойцом. Потом они подолгу не разговаривали, не подавали друг другу руки. Однако, дожив до седин, Купер с удивительной нежностью относился к тем людям, с которыми они сумели простить друг друга, взаимно отпустить грехи. И даже продолжая по инерции с ними цапаться, Саша дорожил своими товарищами и любил их всей душой.

Он ушел, оставив нам вопросы. О жизни и смерти.

Предчувствовал ли он скорый уход? Скорее, да, чем нет. Особенно после первого инфаркта, когда его чудом спасли. Если говорил о смерти, то юморил и шутковал в стиле «все там будем». Самоиронии у него хватало, но наедине с собой, думаю, боялся. Возможно, сверялся с почитаемым им Юрием Нагибиным: «Обретай мудрую жестокость старости».

Он умер быстро. Но была ли его смерть легкой? А вообще — бывает ли легкая смерть? И как лучше умереть — исчерпав себя до донышка или переполняясь планами? Сашин вариант — второй.

Была ли его жизнь успешной? «Если бы не мой характер, я бы мог далеко пойти», — сказал он мне однажды. Мысль как минимум спорная. Во-первых, насколько далеко пошел человек, надо отсчитывать от старта. От деревни Иннокентьевка, что на краю света, до законного, заслуженного места среди первых лиц московской журналистики — это очень, очень далеко. Мало того, когда ровесники уже «шли с базара», ему вручили главную газету столицы, — а это, как выражался академик Ландау, «случай, скорее, единственный, нежели редкий». Да и вообще, с другим характером это был бы другой человек, и кто сказал, что он оказался бы лучше?

Судьба ему не недодала, в этом я уверен. Да он и сам это понимал.

Друзья почтили память Саши, написав о нем в своих газетах. Я пишу в своей. Под рубрикой «Крестики-нолики». Ее для меня самолично придумал Купер. Он рассуждал примерно так: «Вот ты представь: идет вечная игра человека с судьбой. Человек ставит крестики, судьба рисует нолики. Человек старается выстроить линии любви, карьеры, благополучия, долгожительства, власти — да мало ли у него желаний. А судьба со своими ноликами мешает составить сплошной ряд. Если присмотреться, в этой игре содержится код жизни, ее диалектика. Выиграл в одном, проиграл в другом, разве это не интересно?».

Выиграл в одном, проиграл в другом.... Кто бы тогда мог знать, что мне придется перебирать крестики-нолики его жизни и судьбы?

Купер не признавал никаких мессенджеров, переписка с ним шла только по почте. Вот и сейчас я поставлю точку и отправлю текст по электронному адресу, который помню наизусть. И буду ждать, вдруг он ответит:

«Привет. Прочитал твою заметку про меня. Честно говоря, получилось не очень. Давай кое-что перепишем, ты не против?».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.