Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Преподаватель пластики Андрей Дрознин: Гаджеты пора отложить в сторону

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Андрей Борисович Дрознин — легендарный «пластик», выучивший бессчетное количество артистов
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Андрей Борисович Дрознин — легендарный «пластик», выучивший бессчетное количество артистов / Фото: Илья Питалев/ТАСС

В театральном мире — событие: выходит книга «Дано мне тело — что мне делать с ним?». Строкой из Осипа Мандельштама названа книга, написанная легендарным Андреем Дрозниным — человеком, который более полувека уже учит пластике будущих звезд сцены. Он известен во всем мире, поскольку является специалистом единственным в своем роде, в полной мере сделавшим и себя самого. Книга пригодится не только профессионалам, а почему — мы поговорили с ее автором.

Он улыбчив, чем-то напоминает мушкетера, а когда шутливо движется, падаешь от хохота. Но на самом деле это специалист, к мнению которого прислушивались едва ли не во всех странах Европы и за океаном. На занятиях он сосредоточен и молчалив, за разговором — легок и ироничен.

— Андрей Борисович, вашу биографию я изучила перед интервью. Но внятного объяснения, как строитель превратился в волшебника, который знает о сценической пластике все, не нашла.…

— Со мной все просто: я ребенок войны. Когда она началась, мне было три. Папу в 1939 году прислали во Львов перестраивать хлебозавод, но за несколько дней до начала войны отправили в командировку в Москву. Узнав о начале войны, мама схватила нас с сестрой и попыталась из города уйти, но нас догнали немецкие танки. Мы вернулись и три года жили на оккупированной территории. Я был запуганный, худосочный ребенок, но и сейчас в поле выживу, случись что: знаю, что такое заячья капуста, конский щавель, какие кустики можно щипать, а какие нет, какие цветочки «вкусненькие»….

Когда война кончилась, я пошел в школу. У нас был плохой учитель физкультуры, который выработал у меня стойкое отвращение к брусьями прочему оснащению спортзала. Но к старшим классам я, худющий и скукоженный, сам стал понимать, что вырастаю чудовищем.

— Чудовищем в каком смысле? Физическом?

— Конечно. Нескладный, нескоординированный.… И я стал думать, что делать. А в это время кому-то из моих друзей пришла от родственников то ли из Канады, то ли из Америки посылка. А в ней пластинки с джазом. Я просил послушать, включал пластиночку и начинал «выпендриваться»: делал не конкретные упражнения, а старался просто двигаться, импровизировать, включая в движение все тело. И постепенно «ожил». Поступил в политехнический институт и, как это часто бывает у технарей, мы тут же создали театральную студию. А в 1957 году в Москве случился фестиваль молодежи и студентов. Я поехал. Пользуясь свободным польским, втерся в доверие к польской делегации и посмотрел спектакль Театра пантомимы Хенрика Томашевского, а на малюсеньком экране телевизора увидел Марселя Марсо. Вернулся потрясенный тем, что есть такое искусство тела. Ребята заинтересовались и решили: «Заниматься надо? Надо. Учителя нет? Нет. Но ты это видел, ты нас и учи!».

— И вы начали учить? Смелый вы какой!

— А что было делать? Что-то показывал, сам учился. Потом мы пригласили в нашу студию педагога по танцу из Львовского театра оперы и балета Генриха Майорова. А тут на гастроли во Львов приехал «Эктемим» — Экспериментальный театр пантомимы под руководством Сан Саныча Румнева, которого практически замещал Александр Орлов, и при них был Зосима Павлович Злобин — педагог по движению, который преподавал еще биомеханику у Мейерхольда. Мы сдружились. Однажды я показал ему свои упражнения и он спросил: «А чем вы занимаетесь?». Я сказал, что скоро получу диплом инженера-строителя. «Но вам этим надо заниматься!». Это был первый звоночек....

— Но вы продолжали сопротивляться призванию?

— Я поехал работать в Ереван. Кстати, оставил там после себя хороший след: в центре города построил декоративный бассейн, над ним — бетонная стрела с площадкой, где было кафе «Парус». Строил я много, но и о театре думал постоянно и переписывался с Александром Орловым. Однажды он написал: «Андрей, перестань ныть — приезжай в Москву заниматься своим прямым делом». Я собрал сумочку и приехал в Москву. Первое время спал на скамейках, в холлах гостиниц, у каких-то сердобольных старушек на старом Арбате. И тут Орлова пригласили поставить пантомиму в Саратове. Он не мог поехать сам и отправил меня.

— Нет, вы все же невероятно смелый.…

— У меня на первой репетиции все тряслось от ужаса, тут же были профи! А начав с ними работать, я понял, что трястись незачем: они ничего не могут. Я осмелел и заявил театру: «Я каждую репетицию начинаю с часа разминки. Делайте что угодно, но я должен их получить на час раньше— надо подготовить тела для работы». Так от самоусовершенствования я перешел к совершенствованию коллег, таких же, как я, технарей, и потом перекинулся на актеров.

— Упражнения по пластике вы сами придумывали?

— Что-то сам, что-то — подглядывал. У меня в библиотеке сейчас с полтысячи книг по пластике, наверное. Я собирал их у букинистов, эти бесценные старые книги Франсуа Дельсарта, Жака Далькроза, Волконского.… Вскоре меня замети-ло Всероссийское театральное общество, стали посылать в разные театры на постановки. Но была постоянная проблема — как платить человеку с дипломом инженера. И как-то Владимир Иванович Эуфер, замзавкафедрой режиссуры Щукинского училища, сказал: «Ну что вы мучаетесь? Поступайте к нам!». И я поступил на заочную режиссуру. Вскоре мне предложили тут же, в Щукинском, делать пластику для спектакля «Ромео и Джульетта». Это был блистательный спектакль. Как играла Лена Коренева! Потом меня позвал к себе Олег Табаков: он создавал студию при Дворце пионеров, которая потом стала курсом ГИТИСа, а затем — театром. Он мне дал возможность работать каждый день по два часа, экспериментировать и искать. Все, что было найдено там, я приносил сюда, в «Щуку». И постепенно стало ясно, что это вырастает в школу.… И длится это уже пятьдесят лет!

— Вы сказали про биомеханику.… Но ведь у Станиславского тоже было много сказано о движении?

— Станиславский предполагал создать дисциплину, которая формирует телесный аппарат воплощения — как он это называл. И, с другой стороны, говорил о том, что нужна дисциплина «Сценическое движение» — набор простых действий, которые надо уметь сделать: нанести пощечину, упасть на бок или плашмя. Когда создали предмет «Сценическое движение», в основном в него включили всевозможные умения такого рода. А формированием телесного аппарата, телом, занимались 15–30 минут от силы. Но после нескольких лет мучений я застолбил за собой право вести новый раздел — «Физический тренинг актера»: в первом семестре — индивидуальный, во втором — парный; а на втором курсе изучались прикладные умения. И в самом «физическом тренинге» я создал еще целый раздел, которого никогда нигде не было, — «дорожку». Она включает всевозможные лазанья, ползания, имитирующие в основном животных: «крокодил» (идущий на четырех лапках), прыгающий «кенгуру», «лягушка», «зайчик», «обезьянка». Это мой вклад в предмет. И в книге я попытался обобщить весь мой опыт.

— Как вы оцениваете физподготовку абитуры?

— Расцениваю это как… вырождение телесности. Даже когда я был хилым ребенком, я всегда играл с мальчишками. Мы лазили по деревьям, бегали в догонялки, а девочки играли в скакалки, «классики». И поэтому все мы вырастали уже более-менее владеющими бытовыми движениями. Такие люди приходили в Щукинское училище полвека тому назад. Сейчас приходят настолько разрушенные, что я говорю им: первый год занимаемся не сценическим движением, а ликвидацией двигательной ущербности.

— Даже так? Даже если они занимались спортом?

— Те, кто приходят из спорта, обычно хорошо владеют узким набором движений. А мне нужен актер-универсал — открытый, готовый к любым формам поведения. Но появилась новая, еще большая опасность — это разрыв между сознанием и телом. Это поколение «не в теле»: они существуют «в этом»…. Эх, хотел показать, но у меня гаджета до сих пор нет! Им нужна реакция — и они ставят смайлик. Американские ученые давно заметили: у людей, которые интенсивно общаются по интернету, атрофируются зоны мозга, ответственные за общение человеческое. Он общается, когда отвечает смайликом на смайлик. А когда смотрит на человека, уже не может прочитать выражение его лица, тела, позу и так далее. Сейчас эти две напасти объединились.

— Наш главный редактор заметил, что у молодежи пальцы стали длиннее. Не от гаджетов ли….

— В интернете ходит картинка — «образ будущего», созданный американцами. Сгорбленный «робот» со скукоженными руками и длинными кистями рук, на которых самый длинный палец с когтем — большой. К врачам все чаще обращаются с проблемами позвоночника и суставов пальцев. На первом курсе я с начала занятий дал ребятам много упражнений для стопы, потому что у них у всех суперкроссовки, но это же все — протезы. Одна известная фирма честно пишет: «Мы изучили стопу — мы воссоздали ее». Именно так! И эти их прокладки заменяют мускулатуру, поэтому сама стопа атрофируется. А стопа — основа движения, наша опора!

На вступительных у нас есть пластический тур: мы смотрим, как человек владеет телом. Когда мы даем противовращение рук (одновременно одна рука идет по кругу от тела, другая — к телу), из 10 человек 7–8 сделать этого не могут. То есть мозг человека не способен продиктовать рукам, что им нужно сделать. А тут я по больницам путешествовал, а когда выходил оттуда — гулял во дворе дома, где детская площадка. И наблюдал. Вот сидят мамаши, носы в телефонах. И дети, чуть что, тоже раз — и в телефон. Как ни парадоксально, мужики, когда гуляют с детьми, чаще женщин занимаются ими: окликнут, по мячу ногой дадут.

— У вас есть в смысле сценического движения какие-то образцы для подражания?

— Сейчас — нет. Но если у меня об этом спрашивают, я привожу в пример старых артистов. Скажем, для меня образец — Евгений Леонов. С наслаждением смотрел, как он работает на «Легенде о Тиле». А потом я пошел на спектакль «Антигона» в Театре Станиславского, где он играл Креона — жестокого правителя. Он выходит на сцену, зрители встречают его радостными улыбками, видя в нем добряка. Он это понимал, замирал на сцене и делал так (А. Б. вытягивается, опущенные руки неуловимо напрягаются, трепещут, а пальцы хищно сжимаются — «ВМ»). И зал замирал от ужаса: от Креона просто исходило зло. А ведь он все делал только телом. Великолепно владел телом Николай Караченцов. Мы работали на «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты». Коля всегда работал в полную силу.

— Какие постановки вам особенно дороги?

— Еще мне дорог «Маугли», поставленный в табаковской студии. Мы с ребятами в зоопарк ходили, они в спектакле бегали по стенкам! Когда действие переходило в «верхние джунгли», ребята повисали вниз головой, а Маугли передавали из рук в руки. В этом спектакле были безумные технологические вещи и блестящие решения. Играл Маугли Андрей Смоляков, демонстрируя невероятную пластику. А Лена Майорова — гениальная актриса, к сожалению, ушедшая из жизни, — играла Багиру. Ее первый выход взрывал зал: она опиралась на скамеечку, поднимала колено, заводила его за плечо, выпрямляла и за головой чуть дрожала «лапой», демонстрируя классическое кошачье потягивание со сна. Плюс ко всему у нее в конце падало одно веко. Зрители видели пантеру и были в шоке.

— Современные ребята больше зажаты или разболтаны — в смысле физическом?

— Это смесь и того и другого. Одна часть зажата, другая болтается, руки не знают куда деть. Походка жуткая. Мне радостно, что наши выпускники, «вахтанговцы», в целом лучше держат форму и сохраняют привитые в «Щуке» навыки и привычки. Годы прошли, а посмотрите на Нонну Гришаеву, какой она живчик, блистательно владеет телом. Или Саша Олешко. Маша Аронова — вообще звезда, она пластична донельзя — каждый ее жест что-то несет.

— Раньше можно было определить по походке — девушка это или молодой человек. Сейчас очень часто нельзя.

— Я работал у Славы Зайцева, и за это время стал фанатом ходьбы и походки. На улице, увидев красиво идущую девушку, шел за ней — наблюдал.… Сейчас совсем не на кого среагировать: все сплошняком «шагающие экскаваторы».

— Расскажите, а как вы работали у Зайцева?

— Представьте, тогда не было профессии «манекенщица», их не могло быть в СССР, и в трудовой у девушек было написано «разнорабочая». Но время шло, наверху поняли, что это профессия, ее надо культивировать. Было разрешено создать школу манекенщиц, собрав девушек по всему Союзу, но что-то в этой схеме пошло не так, а поскольку деньги выделили, школу открыли в Общесоюзном доме моделей у Славы Зайцева. Так я попал сразу к лучшим манекенщицам страны. Это был период неимоверных по яркости девушек. Та же Галя Миловская…. А ведь у нее был сколиоз, представляете? И это надо было прикрыть как-то, и она делала это походкой, движениями…. Я был молодым, обожал эксперименты и все время что-то изобретал, мы работали над «походкой от бедра», делали «прокат» пятки и ступни по полу. В них поселялся притягивающий взгляды «апломб».

— Вы такие горькие вещи говорите о состоянии «физики» молодых. А что делать?

— В идеале надо было бы сменить в школе всю структуру физкультуры: восстановить именно «физическую культуру»вместо идиотской «физры». Физическая культура человека занимается его телом — учит ходить, стоять, садиться, подниматься, разворачивать плечи. Элементы спорта тут возможны, но надо, чтобы все это работало на осанку, походку, самоподачу, а в итоге и на поведение, кстати. Я в учебнике пишу, что надо изменить систему оценок: исключить соревновательность, это внедренное «кто круче». Задача — каждому развить свой максимум. Эта дисциплина должна быть ориентирована на совершенствование в пределах, данных человеку, то есть нужен предельно индивидуализированный подход. И специально подготовленные учителя физической культуры.

— Андрей Борисович, а вы будущую звезду чувствуете, увидев студента?

— Раньше чаще угадывал. Сразу увидел, например, Володю Симонова. Я в учебнике ввел главу «Энергетика» — ее никогда не рассматривали как часть сценического движения. Но есть такое наблюдение: педагоги по мастерству на вступительных экзаменах реагируют на энергетику абитуриента — его способность излучать. Один все делает правильно, но не «излучает» ничего. А другой есть за всем тем, что он делает. Поле!

— Ваш учебник для профессионалов?

— Для всех, кто хочет не просто развить тело, а сделать его частью своей личности. Можно заняться им не для сцены, а чтобы преобразовать себя. Книга дает эту возможность. Надеюсь.… Что ценно: со мной уже больше 30 лет работает Андрей Алексеевич Щукин. Он очень точно постиг, что меня интересует. Он не просто список упражнений переписал, а попытался понять, как я эту работу делаю. Он часто задавал интересные вопросы, побуждая меня к размышлениям. Сейчас я работаю уже над вторым томом книги и над учебником, и даю ему все читать: у меня появилась возможность смотреть на себя со стороны и продолжать развитие.

ДОСЬЕ

Андрей Борисович Дрознин — профессор, заслуженный деятель искусств РФ. С 1967 года работал в качестве педагога по сценическому движению в профессиональных театрах СССР. С 1988 года и по настоящее время — заведующий кафедрой «Пластическая выразительность актера» в Театральном институте имени Б. В. Щукина. Работал за рубежом — в Болгарии, Югославии, Вьетнаме, Испании, Германии, на Мальте, в Англии и Австрии, Франции и США, Италии и Ирландии, Норвегии и Швейцарии. В качестве режиссера по сценической пластике работал в 160 с лишним спектаклях, из них более половины — в театрах Москвы. Работал с такими режиссерами, как А. Бородин, К. Гинкас, М. Захаров, Ю. Еремин, М. Левитин, В. Плучек. А. Эфрос и др..

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.