Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Александр Дмитриев: Наша задача — осознать себя сегодняшних через чужие судьбы

Общество
Александр Дмитриев в роли Джеральда Крофта в спектакле «Инспектор пришел» Джона Бойнтона Пристли в постановке Олега Пышненко на сцене Театра имени Пушкина
Александр Дмитриев в роли Джеральда Крофта в спектакле «Инспектор пришел» Джона Бойнтона Пристли в постановке Олега Пышненко на сцене Театра имени Пушкина / Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

21 октября исполняется 75 лет Московскому драматическому театру имени А. С. Пушкина. Этот отсчет знаменитая таировская сцена ведет с осени 1950 года, когда на здании особняка по адресу: Тверской бульвар, 23, где располагался Камерный театр, появилось новое название, а на место режиссера Александра Таирова заступил худрук — народный артист СССР Василий Ванин. «Вечерняя Москва» пообщалась с постановщиком юбилейного вечера — режиссером и актером Александром Дмитриевым.

К юбилею театра худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев вместе с режиссером и актером Александром Дмитриевым подготовили большой праздничный вечер-спектакль «И будет театр!..», который планируют показать еще не раз в этом сезоне.

— Александр Олегович, в чем основная идея юбилейного вечера, найдет ли отражение в его сценарии перемена эпох и художественных взглядов от Камерного драматического театра под руководством Александра Яковлевича Таирова до его современного периода во главе с Евгением Александровичем Писаревым?

— Этот вечер Евгений Александрович задумывал как продолжение эпопеи, которую он выпускал к столетию таировской сцены (в 2014 году Евгений Писарев сделал спектакль-посвящение с отрывками из самых ярких постановок Александра Таирова — «Сакунтала», «Жирофле-Жирафля», «Фамира-кифаред», «Принцесса Брамбилла», «Федра», многие из которых известны лишь по фотографиям Алисы Коонен. — «ВМ»). Спектакль, который мы сделали сейчас — хронологическое продолжение этой истории: на календаре 1950 год, Камерный закрывают, Таиров умирает, а в обновленный театр, который теперь носит имя Пушкина, приходит новый художественный руководитель — актер, режиссер, педагог, народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий второй степени Василий Ванин. Наш спектакль разделен на главы, они посвящены всем худрукам театра, которых всего было десять. И заканчивается все сегодняшним днем — главой «Евгений Писарев». Пьесу написала наш завлит, драматург Анастасия Гайдукова, она довольно известный сценарист, ее авторству принадлежат «Пять вечеров», которые с аншлагом весь прошлый год шли в нашем филиале. Сейчас мы собираем все исторические постановки и объединяем их в один большой хронологический миф. Мы будем рассказывать о судьбах наших художественных руководителей и играть отрывки из их самых знаковых спектаклей.

— Расскажите о них.

— Первым был Василий Ванин, который буквально за полтора года перестроил весь театр. Он был поклонником Таирова и с большим уважением к нему относился, сохранил большую часть труппы Камерного, но ему пришлось полностью сменить линию художественного театра, потому что перед ним поставили условия. Он начал с характерной для того времени пьесы «Из искры» о молодости Сталина. Весь абсурд ситуации заключался в том, что люди, которые только что играли драматургию Бернарда Шоу и Джона Пристли, были вынуждены быстро освоить другой сценический язык. Вместе с Ваниным из Театра Моссовета пришла его бывшая жена Ольга Викландт, которая привезла из эвакуации нового мужа, актера Михаила Названова. И они втроем, вот в таком странном составе, практически заложили тот фундамент, на котором театр еще многие годы просуществовал. Ольга Артуровна проработала здесь до 90-х годов. После Ванина был Борис Бабочкин, а затем пришел Иосиф Туманов, который привел Фаину Раневскую, в нашем театре играл молодой Высоцкий. Потом пришел ученик Мейерхольда Борис Равенских, служивший режиссером Оперно-драматической студии имени Станиславского вплоть до 1950 года. Он возглавлял Пушкинский театр десять лет, это был духоподъемный, музыкальный, героико-романтический период. Он пригласил выпускника Школы-студии МХАТ Владимира Высоцкого, но не доверял молодому актеру больших ролей. Высоцкий был заметен и в маленьких: его Леший прославил сказочный спектакль «Аленький цветочек».

В 1970-е годы театром руководил народный артист РСФСР Борис Толмазов. Он поставил легендарные спектакли «Легенда о Паганини», «Последние дни», «Судьба человека». По его приглашению в театр пришел выпускник Государственного института театрального искусства — режиссер Алексей Говорухо, чьи спектакли «Невольницы» и «Разбойники» сразу стали аншлаговыми. В «Невольницах» блистала Вера Алентова, а главную роль в шиллеровской пьесе играл Виталий Безруков, отец народного артиста России Сергея Безрукова. Он вспоминал, как в детстве часто бывал в театре, наблюдая из-за кулис за игрой отца. А в 1979 году Говорухо сменил Толмазова на должности главного режиссера, но задержался только на четыре года — в 1983 году театр возглавил режиссер Борис Морозов, который принес в театр современную драматургию. На смену Морозову в 1987-м пришел Юрий Еремин, поставивший громкую «Палату № 6». Билеты на этот спектакль было очень сложно достать. Его показывали на фестивалях в Швейцарии, Франции, Италии, США. А в 1997-м спектаклем Еремина «Повести Белкина» открылся филиал театра в Сытинском переулке. Мы делали посвященный ему вечер, он назывался «Одержимость», туда вошли отрывки из спектаклей Еремина — помимо «Палаты № 6» и «Бесов», еще «Подонки» — про то, как в женской колонии снимают документальный фильм. Еремин великолепно работал с пространством, он был удивительным режиссером, но странным, скажем так, человеком.

— Новая эра началась с приходом Романа Козака....

— Да, Козак — очень крутой режиссер, со своей программой, со своей командой. Его эпоху, на мой взгляд, можно назвать Ренессансом Пушкинского театра: при Козаке театр начал работать с приглашенными режиссерами. Первый спектакль Козака-худрука — «Академия смеха» был номинирован на «Золотую маску». Еще один важный его спектакль — «Ромео и Джульетта», в котором главные роли сыграли его ученики Сергей Лазарев и Александра Урсуляк.

— У вас все так хорошо знают историю театра?

— Я ничего этого не знал, пока не начал ставить «Пять вечеров». Мы служим на исторической сцене и все вместе эту историю изучаем. Думаю, вообще наша главная задача — это осознать себя сегодняшних через судьбы наших предшественников, через непростые обстоятельства, которые они проходили. Театр позволяет сделать это где-то в игровой, фантазийной форме, где-то в документальной — у нас сохранилось много документов, например, стенограммы худсоветов.

— Продолжает ли Театр Пушкина традиции Таирова и возможны ли сейчас эксперименты в стиле первой половины прошлого века — режиссерские машины, античные сюжеты, костюмы в духе Веснина и Экстер?

— Скорее актуальна сама идея синтетического театра, которую проповедовал Таиров, — драматическое действие, совмещенное с балетом, акробатикой, пантомимой, музыкой. Этой же идеи придерживается Евгений Александрович Писарев. И в нашем театре было много таких постановок — например, пластические спектакли Сергея Землянского «Материнское поле», «Жанна Д’Арк» и «Дама с камелиями». Для самого Евгения Александровича тоже важны все виды сценического языка, это видно в его постановках. Например, «Зойкина квартира» — это не пластическая драма, но там много «физического театра».

— Таирова, как я понимаю, в программе вечера уже не будет?

— Будет Алиса Коонен, которая, по легенде, прокляла театр. Таиров вскоре после закрытия театра умер, он не пережил своего Камерного, а Алиса Георгиевна до 1974 года жила в этом здании. Там, где у нас сейчас находятся гримерки, была ее квартира, просто был заделан вход. Она слышала все, что происходит, ни разу не переступила его порога. Артисты и режиссеры ее очень уважали, на каждый день рождения Камерного ее поздравляли, приходили с цветами. Но она сохраняла жесткую позицию по отношению к новым людям в этом театре. Но при этом, как говорят, она могла слышать все, что происходит на сцене.

Ну вообще, проклятие Коонен — это же миф. Просто у худруков Пушкинского было много проблем. В 90-е здесь были полупустые залы, да и в советское время главные режиссеры постоянно менялись. Но что бы здесь ни происходило, кто бы сюда ни приходил — и мне это хотелось передать в спектакле, — здесь все делали с любовью, даже если не складывалось. С другой стороны, вы знаете, у нас есть такая байка, что Алиса Коонен простила театр после столетия Камерного, когда мы сделали вот эту большую работу, посвященный спектакль. Нам хочется в это верить.

— Если говорить про сегодняшний день театра, каким будет новый сезон, какие премьеры самые интересные?

— Мы выпустили долгожданную «Бурю» Николая Рощина, которая должна была дебютировать еще в прошлом сезоне. Это очень необычный, новаторский спектакль: в первом акте чисто Шекспир, а второй акт — альтернативная версия развития событий, развивающаяся по канонам видеоигр. Идея в том, чтобы узнать, как бы развивался сюжет, если бы дух Ариэль не послушался волшебника Просперо.... Я там задействован как актер, играю Фердинанда, хожу закованным в настоящие доспехи. В этом спектакле соединяются Средневековье и новые веяния современности с искусственным интеллектом. В удивительном художественном мире Николая Рощина все одновременно и сочетается, и вступает в драматический конфликт. Это очень провокационная премьера, потому что в некотором смысле этот спектакль состоит из двух разных. В этом году будут и другие яркие новинки — ремейк «Аленького цветочка». В прошлом году спектакль, который шел с 31 декабря 1950 года, поставили на паузу и некоторое время не играли — постановка требовала обновлений. «Винтажный» спектакль вернется на сцену театра в декабре. Среди важных премьер — «Идиот» по Достоевскому режиссера Сергея Тонышева, «Обломов» Гончарова в постановке Мурата Абулкатинова, «Капитанская дочка» Пушкина в постановке Олега Долина.

— А что считаете своими репертуарными хитами?

— Конечно, «Слугу двух господ» — экспрессивный спектакль Юры Муравицкого. Современная комедия дель арте, с яркими персонажами в русских скоморошичьих костюмах. Это шаржевое, «площадное» решение пользуется огромной популярностью. Разумеется, идут и на актеров. Зрители старшего поколения обожают Веру Алентову. У нас в репертуаре ее бенефис «Мадам Рубинштейн». Это ее личное высказывание. Собирает аншлаги спектакль «Плохие-хорошие» с Викторией Исаковой по пьесе Уайльда «Веер леди Уиндермир» — эту пьесу начал ставить Таиров, но премьера не состоялась.

— Говорят, сейчас в каждом театре Москвы своя публика, где-то особая, интеллектуальная, любящая сложные формы и эксперименты, где-то вроде как «попроще». Какая ваша?

— У нас очень разная публика. Кто-то идет на Алентову, кто-то на спектакли покойного Бутусова, кто-то на Землянского, кто-то на Муравицкого, кто-то на Рощина. Есть молодежь, есть пожилые зрители. Мы с уважением относимся ко всем, не делим на «интеллектуалов» и «попроще». Мы хотим, чтобы наш театр был для всех....

— Учитывая тяготевшее над вами проклятие Коонен, конфликты в коллективе бывают?

— Очень редко и всегда остаются за кулисами. Да, все живые люди, но, когда мы выходим на сцену, мы существуем как единый организм. Наш театр, по большому счастью, отличает прекрасная атмосфера внутри коллектива. Я работаю здесь больше 10 лет и ни разу не сталкивался с такими моментами, как битое стекло в балетках.... Я счастлив тут служить, ведь в моей жизни все состоялось — был и Бутусов, и Крымов, и Рощин, и Писарев. Когда я учился, они казались мне небожителями, а потом выпал шанс оказаться с ними в одном репетиционном зале.

— Что для вас самое главное в театре?

— Чтобы приходящие к нам люди испытывали яркие эмоции. Чтобы приходили неравнодушные. Вообще, я думаю, что если в 2025 году человек среди множества развлечений выбирает театр, то он уже особенный.

— Театр довольно моден сейчас или вы так не думаете?

— Мне очень хочется в это верить. И мы делаем для этого все, что в наших силах.

ДОСЬЕ

Александр Дмитриев — актер и режиссер Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. Родился 10 ноября 1991 года в Дубне. В 2014 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова). С того же года входит в труппу театра. Среди его лучших ролей — Василий Николаевич Жадов в «Доходном месте», столяр Линь То в «Добром человеке из Сезуана», Петя Трофимов в «Вишневом саде», Дамис в «Тартюфе» и другие. Среди наград — театральная премия «Золотой лист — 2014» за роль Джакомо Казановы в спектакле «Сны Казановы». Также Дмитриев работал в кино и на телевидении, снялся в таких проектах, как «Студия 17», «Отель «Элеон», «Городзад», «Крымский мост. Сделано с любовью!» Сегодня он постановщик юбилейного вечера «И будет театр!..», приуроченного к 75-летию знаменитой сцены.

В ТЕМУ

Худрук Василий Ванин много размышлял о том, как назвать новый театр. Решение пришло с неожиданной стороны. Он увидел, как племянница его жены, маленькая Наташа, бегает по квартире, приговаривая: «Пушкин, Пушкин». Ванин подумал: «Пушкин — наше все. Театр Пушкина никогда не закроют». И написал властям большое письмо, в котором обосновал, почему театр должен носить имя поэта. Основу репертуара составила русская классика и современная отечественная драматургия. Первым спектаклем нового театра стал «Из искры» Шалвы Дадиани. Затем — «Украденное счастье» Ивана Франко и «Джон — солдат мира» Юрия Кроткова о судьбе певца Поля Робсона. При Ванине поставили детский «Аленький цветочек», который вошел в Книгу рекордов России как «самый продолжительно идущий детский спектакль».

ИСТОРИЯ

Камерный театр Таирова открылся 25 декабря 1914 года. Первый спектакль — по драме древнеиндийского автора Калидасы назывался «Сакунтала». По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить свою творческую программу натурализму на сцене и «условному» театральному искусству начала века. Широкое признание Таирову принесла постановка «Адриенны Лекуврер» — французской мелодрамы, которая была переведена в регистр трагедии и продержалась в репертуаре 30 лет. Современный этап под руководством Евгения Писарева начался в 2010 году с приходом режиссера. В Театре имени А. С. Пушкина он поставил «Много шума из ничего», затем «Великую магию», в которой сам исполнил одну из главных ролей. В числе приглашенных режиссеров работал Юрий Бутусов.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.