Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

«Эмоциональная опора»: как воспитать благодарность к старшим у детей

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Как научить ребенка благодарить бабушку и дедушку
Фото: Shutterstock

В условиях насыщенной и ускоренной жизни ребенку особенно важно иметь возможность наблюдать, переживать и выражать признательность. Бабушки и дедушки благодаря своей особой роли в семье нередко становятся естественными проводниками этого опыта. Для детей они не просто старшие родственники, а вторая опора, источник безусловного принятия и живой мост в прошлое семьи. Как научить ребенка благодарить старших, «Вечерней Москве» рассказала педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Наталья Васильева.

Учить своим примером

Благодарность усваивается через наблюдение, а не наставления. Ребенок не учится благодарности из лекций, а впитывает ее, наблюдая за тем, как взрослые относятся к старшему поколению.

Если мама с теплотой разговаривает с бабушкой, если папа терпеливо помогает дедушке разобраться с телефоном — ребенок внутренне усваивает: «Это важно. Это нормально. Это любовь».

С психологической точки зрения это моделирование поведения — один из самых мощных механизмов социального обучения в детстве.

Помогать «увидеть» чувства другого мягко и без давления

Вместо абстрактных фраз вроде «Ты должен уважать бабушку» гораздо эффективнее называть эмоции и связывать их с действиями ребенка. Например: «Ты видел, как бабушка улыбнулась, когда ты обнял ее? Она ждала тебя весь день — даже твое любимое печенье достала из шкафчика». Или после пропущенного визита: «Бабушка немного загрустила, когда ты не пришел. Она переживала — думала, все ли у тебя в порядке».

Так ребенок учится эмпатии — способности чувствовать мир другого человека. А благодарность в этом случае становится не долгом, а естественным откликом на заботу.

Организовать совместные занятия

Благодарность не формируется в пустоте. Она растет там, где есть совместный опыт, усилие и эмоциональный контакт. Пусть ребенок вместе с бабушкой замесит тесто — и почувствует, как устают руки. Пусть с дедушкой соберет семейный альбом и услышит, как дрожит голос, когда тот рассказывает о своем отце.

В такие моменты «спасибо» приходит само — потому что ребенок ощущает ценность другого человека, чувствует переживания.

Поощрять благодарность

Важно поддерживать любую искреннюю инициативу — даже неловкую. Если ребенок нарисовал простой и незатейливый рисунок, но очень при этом старался и решил подарить картину бабушке — это уже проявление признательности.

Не стоит исправлять, улучшать или требовать «правильного» результата. Лучше сказать: «Бабушка так растрогалась! Она повесила твой рисунок над кроватью, ей очень приятно». Так мы укрепляем внутреннюю мотивацию — ребенок учится выражать благодарность не ради похвалы, а потому что видит: его жест имеет значение.

Создать традиции выражения благодарности

Семейные традиции — мощный психологический якорь. Это может быть:

  • воскресный звонок бабушке;
  • совместное украшение елки;
  • открытки на дни рождения;
  • чай по воскресеньям с рассказами из детства.

Когда благодарность становится частью ритма семьи, она из «надо» превращается в естественное проявление любви.

Почему детям важно общаться с бабушками и дедушками

Общение с бабушками и дедушками с психологической точки зрения уникально. Оно совсем не похоже на общение с родителями и другими взрослыми. Родители — фигуры авторитета и границ: они учат ответственности, дисциплине, правилам жизни. Бабушки и дедушки — фигуры принятия и тепла: они дают ребенку возможность быть собой — без оценки, спешки и страха разочаровать.

Этот контраст важен для здорового развития:

  • ребенок учится, что в мире есть разные формы любви — и все они ценны;
  • получает дополнительную эмоциональную опору, что снижает тревожность и укрепляет самооценку;
  • в подростковом возрасте, когда конфликты с родителями неизбежны, бабушка или дедушка часто становятся тихой гаванью, где можно просто помолчать — и быть услышанным.

Таким образом, отношения с бабушками и дедушками дополняют, а не дублируют родительские.

Кроме того, через рассказы бабушек и дедушек ребенок ощущает прошлое не как сухие даты, а как настоящую жизнь: как дед ходил за водой к колодцу, как бабушка шила школьную форму из старого платья, как зимой берегли мандаринку на Новый год. Такие рассказы впускают ребенка в семейную историю, учат уважать труд, стойкость и умение радоваться малому, а еще дают чувство: «Я — часть чего-то большего».

Почему старшему поколению особенно нужна наша помощь

С возрастом многие теряют не только физическую силу, но и ощущение нужности. Одиночество — одна из главных угроз для психологического и даже физического здоровья пожилых людей.

Когда ребенок звонит, рисует открытку, спрашивает совета, он возвращает бабушке или дедушке чувство значимости: «Меня помнят. Меня слышат. Я все еще часть семьи».

Это взаимовыгодно:

  • старшее поколение получает эмоциональную поддержку;
  • ребенок — опыт, мудрость и чувство корней.

Что делать, если бабушка и дедушка живут далеко

Расстояние не отменяет связи — оно лишь требует других форм.

Ребенок может:

  • писать письма от руки (это особенно ценно в эпоху мгновенных сообщений);
  • отправлять фото своих поделок или рисунков;
  • участвовать в чайных посиделках онлайн;
  • вместе смотреть старые фильмы по видеосвязи;
  • готовить по бабушкиному рецепту и присылать фото результата.

Главное, чтобы ребенок чувствовал, что расстояние не мешает общению.

Благодарность старшему поколению — это не вопрос этикета, а проявление зрелого отношения к другому человеку. Она формируется тогда, когда ребенок учится замечать заботу, понимать чувства и осознавать свою причастность к семейной истории.

Поддерживая связь с бабушками и дедушками — через внимание, совместные дела или просто теплые слова — мы не только дарим им ощущение нужности, но и помогаем ребенку вырасти с чувством уважения, эмпатии и внутренней опоры.

Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети».

Дети вырастают, а вместе с этим меняется и тон общения. Те, кто еще недавно нуждался в подсказках и советах, вдруг начинают активно «корректировать» поведение родителей — от выбора одежды до приготовления супа и планов на выходные. Это может ранить глубже, чем замечания посторонних, ведь они исходят от самых близких. Почему взрослые дети берут на себя роль «воспитателей» и как сохранить теплые отношения, не теряя себя и собственные границы, «Вечерняя Москва» узнала у психолога Юлии Тарибо.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.