Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Всем ку-ку!

Общество
Часы с кукушкой обычно очень любили дети. Самым ответственным разрешали их заводить, потянув за цепочки
Часы с кукушкой обычно очень любили дети. Самым ответственным разрешали их заводить, потянув за цепочки / Фото: Shutterstock

Популярнейший предмет советского интерьера отмечает своеобразный юбилей: 70 лет назад, в 1955 году, на заводе «Маяк» началось массовое производство часов с кукушкой.

Нет-нет, конечно, выпускали их и раньше. Просто к 1955 году производство их набрало мощь, а сам предмет стал уникально популярен. Что интересно: притом что к 1993 году производство часов «Кукушка» достигло 15 миллионов штук (заметим — более миллиона уходило на экспорт в 44 страны мира, включая США, Канаду, Швецию, Бразилию и так далее), купить их было не так-то просто.

Сама история этого вида часов стрелками своими уходит в давнее прошлое. Справочники уверяют, что в 1630 году один из торговцев Шварцвальда (эта немецкая область славилась искусством резьбы по дереву) привез туда механические часы — лучше и точнее солнечных и песочных, с примитивным, но шестереночным механизмом и гирьками-камушками. Интерес к изготовлению столь нужного предмета оказался огромен, и рукодельные мастера легко освоили принцип работы механизма. Постепенно регион стал славиться их изготовлением, причем мастерство шварцвальдцев росло, появились и новые традиции — украшать корпус часов, затем делать движущиеся фигурки. К тому времени кто-то додумался делать часы с петушком, что выскакивал из окошка. В Праге, Берне и Страсбурге были большие городские часы с петухом — на них приезжали дивиться. Но массового производства таких часов не случилось: имитировать «кукареку» было все-таки трудновато.

Но в 1738 году некто Франц Кеттерер, деревенский мастер-изобретатель, вроде бы стал первым человеком, додумавшимся заменить петуха на кукушку. Как создать голос птички, подсказало ему устройство популярного в ту пору органа: он добился результата, направляя воздух из мехов через вмонтированные в механизм свистки.

Производство в Шварцвальде развивалось, в 1850 году в Бадене открыли Школу часовых мастеров. Говорят, самые ценные часы из тех, что создали шварцвальдские мастера, это так называемые «часы мирового времени», сделанные в 1787 году, ныне хранящиеся в музее в Фуртвангене. Deutsches Uhrenmuseum — Немецкий часовой музей — неизменно представляет в своей экспозиции часы с кукушкой.

Любовь к таким часам захватила Европу. Суть часов не менялась, а внешний вид — очень даже: их то украшали виноградными лозами, то какими-то цветами, резными фигурками лесных птиц. После того как в конце XIX века в Германии случился бум железнодорожного строительства, оно нашло отражение в форме корпуса часов — их стали делать под железнодорожные «залы ожидания», которые строились повсюду….

В советское время иностранный туризм был не слишком развит, зато любое путешествие за границу становилось событием. Конечно, часы с кукушкой в России, а также в СССР, знали, но это был предмет для избранных. К середине XX века в Советском Союзе люди ощутили прежде недоступное им желание жить красиво: началось медленное возвращение бархатных скатерок, фикусов, элементов того мещанского быта, который осуждался, но был так привлекателен! Часы с кукушкой идеально вписывались в концепцию этого бытового счастья. Война оттянула замысел, но в 1943 году в городе Сердобске Пензенской области открыли Сердобский часовой завод. (Марка «Маяк», под которой производились наручные, настольные и настенные часы, появилась в 1964 году). Вскоре предприятие выпустило первую партию часов, а затем и первые часы с боем и с кукушкой. Конечно, за образец взяли часы импортные, но по-своему довели их до ума. Подумать только: внешнее оформление часов с кукушкой сменили более трех десятков раз! Вот это разнообразие, согласитесь. В 1980-м часы с кукушкой в форме шалаша, так и названные «Шалаш», отметили Знаком качества. Почему «шалаш»? А почему бы и нет? Возможно, образ сочли политически грамотным: шалаш в советские времена прочно ассоциировался с образом Владимира Ленина, прятавшегося в нем в Разливе….

Творение советских мастеров было простым и надежным. Заводились часы оттягиванием гирек вниз. На таких часах ставили два противовеса: один заводил сами часы, другой «принуждал куковать» птичку. Механизм был прост до гениальности: он прятался между парой латунных пластин. Две цепочки, проходя через отверстия в корпусе, управляли скоростью вращения шестеренок — на их концах на крючках были размещены грузики, тянущие цепи вниз. Кукушка сидела на проволочке и так же соединялась с дверцей. Изделия «Маяка» были особенно ценны тем, что заводить их надо было всего раз в неделю. Жестким было только одно правило: стрелки часов нельзя было вращать в обратную сторону. Впрочем, это довольно философская штука: время ведь и правда нельзя повернуть вспять….

Кстати, часы с кукушкой стали неформальным символом Сердобска: в 1986 году на фасаде железнодорожного вокзала установили стилизованные ходики, а потом в городе появился и памятный знак.

В моей жизни эти часы оставили забавный, трагикомический отпечаток. Дело в том, что у нас их было… двое. Одни, с кукушкой Зоей, висели на кухне. Назвали кукушку так в честь моей тетки, маминой сестры, которая эти часы нам и подарила. Была Зоя звонкоголоса и достаточно точна. Папа, поддергивая вверх гирьки-шишки, что приводили в движение спрятанный внутри часов механизм, поддерживал Зою в готовности изречь свое «ку-ку» ровно в положенный срок: один раз она кукукала каждые полчаса, а дальше отбивала кукуканьем нужное количество часов в соответствии с расположением стрелокна циферблате. Семь часов? Вот вам семь «ку-ку». Прежде чем явить птичку миру, что-то внутри домика негромко всхрипывало, птичка будто откашливалась, а затем появлялась во всей красе.

Конечно, это немного странно, но для нас Зоя стала своего рода членом семьи. Вокруг нее, живущей на кухне, вечно возникали какие-то хохмочки.

— Опять? — вспыхивал неожиданно отец.

— Что? — останавливалась в ужасе мама.

— Опять ты ее не покормила?! — вопрошал папа, страшно насупив брови. И честно скажу — в первый момент всем становилось не по себе, это потом стоял хохот.

Как-то мама достала к грядущему Новогодью палку финского сервелата, то есть в переводе на современный язык «обрела невероятную удачу». Уйдя к соседке, она и не подозревала, что папины коллеги, в тот вечер работавшие в опорном пункте милиции дружинниками (такую разнарядку свыше регулярно выполняли простые советские труженики), заглянули к нам домой погреться. Вместе с согревающей жидкостью ушла и колбаса. Вернувшись, мама прибрала следы пира и, не увидев своего богатства, спросила у папы, что это значит.

— Светик, все Зойка склевала! — проникновенно произнес папа.

Мы все невольно повернулись к часам. А тут стрелки как раз подползли к десяти вечера. Часы захрипели, прокашлялись и из окошечка показалась Зойка, в клюве которой болтался тонкий кусочек колбаски. Конечно, мы все полегли от смеха.

...А потом случилась с нашей Зойкой мистическая история. Папе на юбилей неожиданно подарили... другие часы с кукушкой. Очень, надо сказать, необычного вида. Они были красными, сбоку на них был изображен белоснежный ствол березы и в качестве гирек висели два березовых «полешка» — те же металлические гирьки, но раскрашенные под бересту. Из окошечка, что вело, в общем, в никуда, на свет тоже выпархивала кукушечка — небольшая, золотисто-желтая и какая-то писклявая. После долгих размышлений эти часы тоже решено было повесить, но не в кухне, а в коридоре. Вскоре оказалось, что они безбожно врут — то отстают, то бегут вперед, и их решили потихоньку куда-то сплавить.

Но главная причина была не в этом. Хотите верьте, хотите нет, но с момента появления в доме молодой соперницы Зойка начала бузить. Иногда она не вылезала из домика в положенный срок, пропускала кукуканья или могла появиться, сделать одно «ку» и этим ограничиться.

Первой тревогу забила сердобольная мама, заявив, что это издевательство и что мы совершили предательство. Папа для проформы что-то заявил про неодушевленность предметов, но с восторгом принял версию, и чужачку сняли со стены вместе с ее березой и задвинули куда-то на антресоли в родимой коробке. Глубоко за полночь Зоя наша проснулась и, очевидно поняв, что с соперницей покончено, начала куковать безостановочно. Взбесившийся механизм как-то остановили, а со следующего дня она вела себя точно так же, как и всегда.

Прожила она долго, думаю, намного дольше товарок. Несколько лет назад после ремонта в родительской квартире мы отправили ее на дачу, я по глупости оставила привезенные предметы в подвале, его залило, тогда и случилась окончательная и бесповоротная гибель нашей Зойки. Опять можете не верить, но разбухший от воды домик я выбросила, а ее саму — маленькую серую птичку, чьи черные глазки видели минимум полвека жизни нашей семьи, похоронила под любимым папиным можжевельником. И кто сказал, что она этого не заслужила?

...Конечно, по поводу «кукушечной мистики» все часовые мастера и инженеры едины во мнении: ее нет, есть ремонтные проблемы.

— Все часовые механизмы чувствительны к пыли, а поскольку работа часов с кукушкой завязана на системе гирь и шестеренок, то абсолютно любая мелочь — будь то перекос цепи, пыль, отсутствие смазки, даже изменение влажности — могла влиять на их работу, объяснил «Вечерней Москве» инженер-наладчик приборов Алексей Кудрявцев. — Например, можно было просто неравномерно, с рывками, потянуть за гирю или позабыть, что механизм давно не чистили и не смазывали, и кукушка сбивалась с ритма, пропускала свои «ку-ку». Если выходил из строя клапан в мехах, создающий звук, птичка теряла голос. А если цепь перескакивала по зубцам, она могла начать куковать бесконечно — пока не доходила до конца своего «пути» гиря. Так что «сумасшествие» кукушки — это просто усталость механизма.

Наверное, так и есть. Но Зойка точно обладала душой....

Волшебная дверца

Независимо от дизайна часов, кукушка всегда пряталась за распахивающейся в сторону или вниз дверцей.

Стрелки

В часах с кукушкой были только две стрелки — часовая и минутная; секундная и стрелка для будильника в модели отсутствовали.

Грузики

Гирьки в виде шишек или деревяшек были не просто элементом дизайна часов: они тянули вниз цепочки, которые вращали шестеренки.

Маятник

Звук «тик-так» должен быть равномерным. При перекосе корпуса начинался сбой в ходе часов и маятник мог остановиться.

Цепи

Как правило, их делали из легкого металла. Под весом грузиков их звенья приводили в движение часовой механизм.

Шестеренки

Работа механизма часов завораживает: они все взаимосвязаны. Детали часов должны быть смазаны и очищены от пыли.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Румянцева, художник, член Творческого союза художников России, Почетный член Академии художеств России:

— Часы с кукушкой были да и остаются одним из самых уютных предметов домашнего интерьера, к тому же еще и весьма полезным. Но мне кажется, что если бы мои коллеги-художники в свое время не вложили столько умения и души в их оформление, такой популярности в народе часы бы не получили. Это чудесный лесной домик, где строгая птица следит за временем, не позволяя его расходовать напрасно. А еще кукушка становилась и «членом семьи», напоминая о делах ко времени и собирая всех к ужину или завтраку. Часы с глубоким боем иногда мешали людям, а вот часы с кукушкой — никогда. Мне кажется, этот предмет вполне еще может пережить второе рождение, неспроста же сейчас их активно продают, в том числе и иностранные фирмы.

ЦЕНА ВОПРОСА

В СССР в 1980-х годах самые простые часы с кукушкой стоили не больше 10 рублей. Если часы были как-то хитро отделаны, их стоимость могла дойти и до 20–30 рублей, что было вполне ощутимой суммой. Сегодня цены часовой «вторички» в рабочем состоянии колеблются в пределах 2–7 тысяч рублей; резные версии стоят дороже. Стоимость немецких богато украшенных часов доходит до 500 тысяч рублей.

КСТАТИ

Часы с кукушкой были своего рода символом добротного советского мещанства. Их увековечил в своей пьесе, которая так и называется «Часы с кукушкой», Леонид Филатов. В 1978 году режиссер Сергей Евлахишвили снял по ней одноименный телеспектакль. В нем рассказана история семьи Валентина и Елизаветы Кузнецовых, живущих крайне скучно и однообразно. Однажды в их жизнь врывается вихрь: гость-сибиряк, егерь Харитон Боборыкин. Гостю очень понравились часы с кукушкой, как у Кузнецовых, и он ищет их по Москве. Хозяева, желавшие перемен в ритме жизни, не совсем к ним готовы, а диалоги, что происходят между героями, рисуют подлинную картину их внутренней жизни и пустоты. Филатов считал, что пьеса, в которой он сам и сыграл, дала ему очень много как актеру, а некоторые критики полагают, что именно она принесла ему всесоюзную славу, а вышедший позже «Экипаж» ее только укрепил.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.