Иван Охлобыстин: Россия победит весь мир
Комедийный сериал «Слепой» с Иваном Охлобыстиным в главной роли выйдет на ТНТ в ноябре. Актер сыграл в нем чудаковатого бизнесмена. Стоит ли снимать сегодня комедии, актер рассказал в интервью «Вечерней Москве».
— Иван, ваш герой — эксцентрик с чертовщинкой. Почему нельзя снять обыкновенную комедию, как у Гайдая, например?
— Добрые комедии сложно снимать. Тут всегда фатум. Ляжет на душу зрителя или нет. Не совсем понятно, от чего это зависит.
— Бытует мнение, что комедии снимать во времена войн некультурно.
— Смеяться полезно во все времена и в любых ситуациях. Это исцеляет душу. Кроме того, культурный уровень участников СВО значительно выше среднего, потому что в армии молодые солдаты берут пример со старших. А «старшими» в 2014 году были, как правило, идеалисты с высшим образованием. «Деды» задали тон.
— Как вы относитесь к популярности среди молодежи?
— Приятно это осознавать. Именно молодежь скоро будет решать судьбы будущего. Она у нас удалая! Мы ее пуганули на закате нашей молодости, да и она сама в детстве не задержалась. Научно-технический прогресс ускорил ход ее времени раза в четыре. И сегодня мы, люди разных поколений, по сути размышляем одинаково. А про ветеранов СВО и говорить нечего: эти 25-летние мальчишки, прошедшие окопное пекло, мыслят в категориях умудренных старцев. Возвращаясь к мирной жизни, они смешиваются с компаниями ровесников и поднимают их планку сознательности. Эти мальчишки пропитают общественную среду Отчизны, как коньяк — кремовый тортик.
— Вам понятно, куда катится мир?
— У этого вопроса нет однозначного ответа. Каждый будет жить в том будущем, каким он себе его представляет. Одни видят дымящиеся руины, другие — сияющие дворцы. Я всегда трезво осознавал, что Россия победит весь мир и что это не наступит по щелчку пальцев. Что этой победе будет предшествовать мрачная эпоха бедствий и катаклизмов. Не факт, что мне удастся пережить ее и побывать на торжествах по случаю триумфа. Но это не меняет ситуации. Сегодня в СВО так или иначе участвуют примерно 12 миллионов россиян. А ведь еще ничего не закончилось. Представьте, какая это в потенциале сила. Ядерный реактор! Наше общество очистится от остатков инфантильного нигилизма и потребительского отношения. Мы станем чище и, следовательно, сильнее.
— Дураки и дороги — вечные проблемы могут помешать нам построить «сияющие дворцы».
— На фронте, по словам президента, сегодня более 700 тысяч бойцов. 300 тысяч лидеров найдется. Я считаю, что это просто шанс на стремительный прогресс российской государственности! Люди, способные пожертвовать собой за Родину, как минимум не будут у нее воровать. Потому что воспринимают ее как семью и воровать у нее также абсурдно, как воровать у родных. Такая логика у боевого братства. На войне каждое принятое решение может стоить жизни. Это не как в обычной жизни, где можно ошибаться бесконечно. Поэтому, заняв административные должности, участники СВО, принимая то или иное решение, будут очень ответственны.
— Вы помогаете Донбассу еще с 2014 года. Для вас все началось именно тогда?
— Гораздо раньше. Господь с нами говорит очевидностями. Например, в начале 1990-х мы с моим другом Колей, украинцем из Кривого Рога, поехали отдохнуть в Закарпатье. Там молодые бандеровцы нам чудом головы не оторвали на местной дискотеке. Спасло вмешательство их предводителя, ветерана Афганистана, у нас с ним были общие армейские воспоминания. Я помню, как он искренне переживал, что честь боевого братства не дает ему возможность вбить мне в голову гвоздь. Это был первый год независимости Украины. Коля не был столь же брутален, как наш спаситель на дискотеке. Он был очень талантливый оператор, но неисправимый романтик. Он мечтал вернуться в Кривой Рог к отцу и купить витражную мастерскую. Я его пытался отговорить и мотивировал при таких настроениях: «Николай, у вас скоро запретят русский язык и веру православную, а твою независимую Украину распродадут по кускам». Для меня это было очевидно. Но Коля посмотрел на меня как на сумасшедшего — и уехал в Кривой Рог. Больше я о нем ничего не слышал. Я надеюсь, он жив, здоров и процветает.
— Вы ведете передачу воспоминаний об СССР. Ностальгируют все. В чем феномен?
— Было что-то общее, что уравнивало колхозника и космонавта, моряка и акушерку, воспитанников детского сада и академии Мамардашвили. Видимо, именно по этому тонкому ощущению причастности и ностальгируют люди. К ощущению общей судьбы. К достижению коммунистического рая это имело отношение весьма опосредованное, сугубо ситуационное. Коммунизм, социализм, империализм — лишь цель, а здесь — судьба. Масштаб круче! Общая дорога за горизонтом со всеми ее извилинами и ухабами. Человек всегда был общественным существом. И придумывал себе все новые беды, которые только и могут объединять, восстанавливая заново незримую ткань общественного бытия. Как тут не согласиться с Мао Цзэдуном: «Чем хуже — тем лучше!» В преломлении русского сознания: «Все, что не убивает нас, нам неинтересно».
ДОСЬЕ
Актер, режиссер, сценарист, писатель, телеведущий Иван Иванович Охлобыстин родился 22 июля 1966 года в Поленове (Тульская область). Окончил ВГИК (1992). Известен по роли доктора Быкова в сериале «Интерны». Служил священником РПЦ, с 2010 году временно отстранен от служения. Женат, шестеро детей. Лауреат премий «Золотой овен», «Телезвезда». Увлекается охотой, ювелирным делом, шахматами.