Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Французская песня с русской душой: певица Елена Липаева — откровенно о слиянии культур

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Елена Липаева исполняет песни на семи языках
Елена Липаева исполняет песни на семи языках / Фото: Пресс-служба группы Elena et les garçons

3 декабря в Московском международном Доме музыки пройдет концерт «Париж. Век песен» в исполнении мультиязычного проекта Elena et les garçons («Элена и ребята»). Коллектив в сопровождении струнного квартета представит в новом прочтении композиции от классики французского шансона до эстрадных хитов XXI века. В преддверии данного события солистка и создатель проекта певица-полиглот Елена Липаева ответила на несколько вопросов.

— Ваша новая программа называется «Париж. Век песен». Какой Париж вы хотите показать зрителю — ностальгический, современный, кинематографический?

— Я хочу показать Париж, который умеет быть разным, и в этом его магия. Именно поэтому мы выбрали такой большой отрезок времени — целый век. Хочется вместе со зрителями и поностальгировать по безвозвратно ушедшей эпохе, и перенестись мысленно в романтичный, яркий и в то же время немного мечтательный Париж, который мы привыкли видеть в кино, и показать, чем живет современный город. Это будет история про Париж, который меняется, но при этом сохраняет свою уникальную атмосферу и очарование. Хотя, наверное, ностальгии в этом концерте будет чуть больше, чем других составляющих.

— Что нового ждет зрителей на этом концерте? Готовите какие-то сюрпризы?

— Во-первых, для премьеры мы решили сделать концерт в особенном звучании: к нам присоединятся замечательный струнный квартет «Московская камерата» и мультиинструменталист Андрей Баталеев. Он будет играть на флейте и еще паре инструментов — не буду их называть, пусть это будет небольшим сюрпризом. Именно такой вариант состава будет первый раз, и, по-моему, он очень подходит к новой программе.Во-вторых — песни, которые мы еще никогда не исполняли и готовим именно к этому концерту. Например, впервые прикоснемся к такой классике, как «Шербурские зонтики», покажем свое прочтение «Гимна любви» Эдит Пиаф. Будут, как мы любим, и менее известные российскому слушателю, но любимые во Франции композиции. А еще в этот раз у нас довольно оригинальное световое решение, но тоже давайте сохраним интригу.

— Концерт пройдет в Доме музыки. Вы уже выступали на этой площадке в Москве? Какие ваши любимые площадки в столице?

—Да, в Доме музыки мы выступали не раз, причем в разных залах и с разным музыкальным составом – работали и с оркестром, и с духовой секцией. Но в Камерном зале будем впервые. Из крупных площадок, на которых мы делали масштабные концерты, еще очень понравился Театр имени Маяковского. А из камерных любим выступать на джазовых площадках — «Эссе», Клуб Игоря Бутмана, а еще на летней крыше Taganka Roof.

В программе есть и легкие, и драматичные песни. Как вы находите баланс между ними, чтобы концерт оставался цельным?

— Мне близки разные состояния — и легкость, и печаль, как, наверное, всем людям в разные периоды жизни. Думаю, что и в музыке, и в жизни важно не избегать ни одного из них. Тем более что, на мой взгляд, задача артиста — вызывать разные эмоции, помогать справиться со сложными чувствами, давать пространство для размышлений, воспоминаний, тишины внутри и одновременно дарить легкость и улыбку. Поэтому я стараюсь держать баланс между лиричностью, глубиной и драмой, с одной стороны, и легкостью, надеждой, игривостью — с другой.

— Ваши концерты всегда очень визуальные — свет, пластика, детали. Насколько для вас важен визуальный образ, и участвуете ли вы в его создании?

— Очень важен, и я не просто участвую, а являюсь связующим и направляющим звеном в работе режиссера, художника по свету, видеографа, хореографа. Потому что только я знаю, что хочу передать и рассказать, какими красками. А команда уже предлагает инструментарий, чтобы это сделать наилучшим образом в имеющихся условиях. Потому что, к сожалению, далеко не в каждом зале мы можем воплотить все свои задумки, но все равно всегда стараемся не оставить визуальную часть без внимания.

— Какие эмоции вы хотели бы передать зрителю на этом концерте?

— Я хотела бы, чтобы каждый почувствовал свое. Мне кажется, концерт должен стать маленьким путешествием, в котором можно отдохнуть, погрустить, что-то вспомнить, о чем-то поразмышлять. Но в конце уйти с приятным ощущением легкости и внутреннего тепла. Если после концерта у зрителя останется чувство полноты эмоций, вдохновения, наполненности, радости — значит, мы достигли своей цели.

— Считается, что французская песня «не для всех», потому что требует внимания. Вы ощущаете разницу в восприятии у разных поколений?

— Честно говоря, нет. У нас настолько разная публика, что я сама иногда удивляюсь. И люди постарше, которые слушали эту музыку, когда она была на пике популярности, и молодые ребята примерно студенческого возраста, и подростки. Даже детей приводят к нам на концерты. Самому младшему на сегодняшний день посетителю нашему концерта всего три года. И все они находят что-то свое в этой музыке, любят ее. Думаю, причина в том, что это искренняя, честная, а не созданная по шаблону музыка про настоящие чувства, мысли и эмоции, к тому же очень мелодичная и написанная действительно талантливыми поэтами и композиторами.

— Вы родились в Люксембурге и много лет жили в Европе. Этот опыт повлиял на выбор французской музыки как основного направления?

— Конечно, все-таки именно французский язык мне ближе всего. Я с детства знакома с этой культурой, слушала и любила французскую музыку с ранних лет. Знаю больше французских песен, чем можно включить в один, два и даже три концерта, а многие из них очень хочется исполнить и показать именно свое прочтение. Поэтому мы постоянно расширяем эту часть нашего репертуара. Да и слушатели любят французскую музыку в нашем исполнении, по крайней мере так они говорят, возвращаясь к нам на концерты.

— Как вы думаете, почему французская музыка остается модной, хотя она не гонится за трендами?

— Потому что, как я уже говорила, она честная. Она про настоящие чувства. Тренды — это все же больше про форму, а во французской музыке первично содержание. И там всегда была очень важна не только музыкальная составляющая, но и текст, история, которая рассказывается в песне, и то, как она рассказывается, через какие образы, какими словами.

— Ваш коллектив существует уже много лет. Как меняется связь между участниками? Можно ли сказать, что вы чувствуете друг друга без слов?

— Да, с годами вырабатывается совершенно особенное взаимодействие на сцене. На концерте мы действуем как единый организм и можем иногда просто по взгляду понять, что сейчас нужно сделать, изменить, где подхватить, а бывает, даже и без взгляда. Да и вне сцены за столько лет отношения, конечно, стали очень теплыми, ну иногда с капелькой драмы, как в большом шумном, но дружном семействе.

— Вы говорите на семи языках, у вас необычайно точная дикция. Есть какие-то свои профессиональные «секреты»?

— Мне помогает то, что я воспринимаю каждую песню как маленькую историю, своеобразный небольшой спектакль. У нее своя эмоция, драматургия. Неспроста стараюсь брать в репертуар песни только на знакомых мне языках. Ведь если понимать смысл и пропускать через себя текст, проживать его, — слова запоминаются гораздо легче, и подача становится точнее. В языках, которые я знаю с детства, дикция легла сама собой благодаря среде общения. Но над остальными я много работаю. Прохожу отдельные фонетические курсы, уточняю мельчайшие детали фонетики с преподавателями и мучаю их, присылая диктофонные записи, если мне кажется, что где-то я была не совсем точна и нужно почистить произношение.

— Впереди новогодний период, после премьеры, где еще можно будет вас послушать в ближайшем будущем?

— Да, у нас всегда насыщенный концертный график, и Новый год не исключение. В этот период мы исполняем несколько необычных программ на разных языках, куда входят и известные хиты, и уникальные праздничные песни разных стран. Все концерты можно будет услышать в январе, причем не только в Москве. А уже 8 марта мы снова вернемся в Дом музыки, на этот раз с нашей итальянской программой.

— В эпоху стримингов концерты становятся редкой роскошью — это живое общение. Считаете ли вы, что онлайн может заменить другие форматы?

— Искренне верю, что не может. Буквально на днях поймала себя на этой мысли, когда была в театре как зритель. Что живое взаимодействие с артистами, другими зрителями в зале, атмосфера действия здесь и сейчас — это совершенно особые переживания, никакой онлайн их не заменит. Слушать концерт в зале, находясь как будто внутри музыки, и слушать в наушниках или через колонки — это два разных прослушивания, даже воздействие на тело разное. Так что, думаю, искусство живых представлений не умрет.

— Много ли вы гастролируете по России? Какие города для вас особенно дороги?

— Да, гастролируем много, и в этом тоже прелесть нашей работы. Я очень люблю путешествовать, и благодаря гастролям получается совмещать работу и посещение новых интересных мест. Даже не знаю, как выбрать особенные, потому что в каждом своя прелесть. Мы стараемся немного задерживаться, чтобы успеть посмотреть города, в которые приезжаем, и каждый удивляет и радует чем-то своим. В Салехарде я была в восторге от сухого сорокаградусного мороза и красивейшего неба с низким солнцем в морозной дымке, на Камчатке поражает природа, во Владивостоке — океан. Сейчас мы только вернулись из Смоленска, где мне понравились уют и спокойная атмосфера. В общем, не хватит статьи перечислить особые черты каждого города. Но могу точно сказать: везде самое дорогое то, что публике интересны наши концерты, и тепло, с которым нас принимают.

— И последнее: что для вас означает быть артистом, а не просто певицей?

— Для меня артист — это человек, который создает пространство, состояние, рассказывает историю. А певец правильно, профессионально и красиво исполняет песню, но иногда слишком уходит вниманием в технику. Наверное, певец превращается в артиста, когда в исполнении появляется смысл, и человек говорит что-то важное. Но, конечно, об этом лучше судить зрителям.

ДОСЬЕ

Музыкальный проект Elena et les garçons — уникальный мультиязычный коллектив, в репертуаре которого песни разных стран и эпох на семи языках. Более 10 лет коллектив погружает гостей концертов в атмосферу разных стран, объединяя разные музыкальные культуры. Солистка и создатель проекта Елена Липаева — полиглот, родилась в Люксембурге и владеет всеми языками, на которых поет.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.