Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Почему в России хотят отказаться от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Северо-Сибирская железнодорожная магистраль: где находится, протяженность, строительство
Фото: РИА Новости

Россия может отказаться от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб). Проект посчитали финансово невыполнимым в текущих условиях. Финальные затраты на строительство могут составить 50 триллионов рублей. С таким письмом к президенту РФ Владимиру Путину обратился вице-премьер Виталий Савельев. История и судьба Севсиба — в материале «Вечерней Москвы».

История Северо-Сибирской магистрали

Северо-Сибирская железнодорожная магистраль, или Севсиб — стратегически важная железная дорога. Вопрос о строительстве обсуждается уже много лет, рассматривались разные маршруты.

Протяженность участка Нижневартовск — Белый Яр — Усть-Илимск должна была составить около двух тысяч километров. По идее, она должна была проходить от Сабетты до Нижневартовска, а затем через населенный пункт Белый Яр в Томской области и Таштагол в Кемеровской области выйти на Республику Алтай, открыв через территорию Монголии доступ к китайскому Урумчи.

Магистраль должна была иметь два выхода на Северный морской путь. Путь должен был пролегать через:

  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югру;
  • Томскую область;
  • Красноярский край;
  • Иркутскую область.

Среди преимуществ магистрали были озвучены следующие:

  • дорога открыла бы выход на запад к БАМу и создала условия для хозяйственного освоения не только Нижнего Приангарья и других северо-сибирских территорий, но и огромной зоны БАМа, включая южную Якутию;
  • резкое увеличение в западном направлении потока угля Кузбасса и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса;
  • также планировалось превратить Транссиб в скоростную магистраль по обслуживанию пассажиропотоков и контейнерного межконтинентального транзита и перенести на новую северную магистраль значительную часть грузопотока.

В октябре 2007 года администрация Красноярского края заявила, что приступает к строительству первого участка СевСиба — Карабула — Ярки. Стоимость дороги длиной 44 километра и моста через Ангару должна была обойтись примерно в 5,1 миллиарда рублей. В 2008 году проект был включен в утвержденную Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2023 года, а также в утвержденную в 2009 году Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Проектирование было запущено в 2016 году, но затем проект приостановили, планируя возобновить его в 2020 году.

В 2023 году президент России Владимир Путин поручил кабинету министров и правительству Кузбасса рассмотреть вопрос о строительстве этой магистрали. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года предусматривала начало работ по строительству магистрали протяженностью 1,9 тысячи километров.

В марте 2024 года сообщалось, что возведение Северо-Сибирской железнодорожной магистрали обойдется в восемь триллионов рублей. Но сегодняшние подсчеты говорят о том, что возведение пути обойдется в 50 триллионов рублей.

Сложная судьба пути

Как рассказал финансовый аналитик Михаил Беляев, утвержденный госбюджет на 2025 год составляет 40 триллионов рублей, что ниже суммы, необходимой на строительство пути.

— Это нецелесообразные затраты, потому что строительство этой дороги займет десятки лет, а значит, в ближайшие годы это вложение не окупится. А так как бюджет государства сегодня в дефиците, то ни одного лишнего триллиона не найти в бюджете на подобные цели. Большие проекты всегда нужно начинать с больших вложений, а сейчас такой возможности нет, — пояснил он.

Кроме того, как отметил эксперт, изначально проект был сложным из-за неудачного рельефа:

  • болотистые местности;
  • реки;
  • горные массивы.

— Все это требовало большой подготовки, а в условиях вечной мерзлоты проводить любые работы очень сложно. Такая почва отличается особой мягкостью, местами проваливается или растекается. И поскольку работать в такой местности тяжело, у государства нет возможности так сильно рисковать. Так что Севсиб — несбыточная мечта. Лучше сделать ставку на Северный морской путь, который считается для нас более перспективным проектом, — уверен Беляев.

Причем тут Сталин

Идея строительства Северо-Сибирской магистрали возникла еще при Иосифе Сталине в 1947 году. Он мечтал сократить маршрут Северного морского пути, который был в несколько раз длиннее. Ожидалось, что новая магистраль станет альтернативным маршрутом для вывоза сибирского сырья, сняв часть нагрузки с действующих на восточном направлении железных дорог (БАМа и Транссиба), а также обеспечит Китаю выход на Северный морской путь и заложит основы для создания в России масштабного Трансарктического транспортного коридора.

Беляев рассказал «ВМ», что реализацией идеи и строительством пути при Сталине занимались заключенные ГУЛАГа, которые работали быстрее обычных людей.

— Но весной 1953 года внезапно умирает Сталин, а рабочие попадают под амнистию. Так как заменить людей было некем, стройку остановили. Никита Хрущев, который был избран Первым секретарем ЦК КПСС, посчитал этот проект бессмысленным, — пояснил аналитик.

Осенью 2025 года президент РФ Владимир Путин дал поручение расширить Транссибирскую магистраль (Транссиб).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.