Почему в России хотят отказаться от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали
Сюжет:
Эксклюзивы ВМРоссия может отказаться от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб). Проект посчитали финансово невыполнимым в текущих условиях. Финальные затраты на строительство могут составить 50 триллионов рублей. С таким письмом к президенту РФ Владимиру Путину обратился вице-премьер Виталий Савельев. История и судьба Севсиба — в материале «Вечерней Москвы».
История Северо-Сибирской магистрали
Северо-Сибирская железнодорожная магистраль, или Севсиб — стратегически важная железная дорога. Вопрос о строительстве обсуждается уже много лет, рассматривались разные маршруты.
Протяженность участка Нижневартовск — Белый Яр — Усть-Илимск должна была составить около двух тысяч километров. По идее, она должна была проходить от Сабетты до Нижневартовска, а затем через населенный пункт Белый Яр в Томской области и Таштагол в Кемеровской области выйти на Республику Алтай, открыв через территорию Монголии доступ к китайскому Урумчи.
Магистраль должна была иметь два выхода на Северный морской путь. Путь должен был пролегать через:
- Ханты-Мансийский автономный округ — Югру;
- Томскую область;
- Красноярский край;
- Иркутскую область.
Среди преимуществ магистрали были озвучены следующие:
- дорога открыла бы выход на запад к БАМу и создала условия для хозяйственного освоения не только Нижнего Приангарья и других северо-сибирских территорий, но и огромной зоны БАМа, включая южную Якутию;
- резкое увеличение в западном направлении потока угля Кузбасса и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса;
- также планировалось превратить Транссиб в скоростную магистраль по обслуживанию пассажиропотоков и контейнерного межконтинентального транзита и перенести на новую северную магистраль значительную часть грузопотока.
В октябре 2007 года администрация Красноярского края заявила, что приступает к строительству первого участка СевСиба — Карабула — Ярки. Стоимость дороги длиной 44 километра и моста через Ангару должна была обойтись примерно в 5,1 миллиарда рублей. В 2008 году проект был включен в утвержденную Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2023 года, а также в утвержденную в 2009 году Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Проектирование было запущено в 2016 году, но затем проект приостановили, планируя возобновить его в 2020 году.
В 2023 году президент России Владимир Путин поручил кабинету министров и правительству Кузбасса рассмотреть вопрос о строительстве этой магистрали. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года предусматривала начало работ по строительству магистрали протяженностью 1,9 тысячи километров.
В марте 2024 года сообщалось, что возведение Северо-Сибирской железнодорожной магистрали обойдется в восемь триллионов рублей. Но сегодняшние подсчеты говорят о том, что возведение пути обойдется в 50 триллионов рублей.
Сложная судьба пути
Как рассказал финансовый аналитик Михаил Беляев, утвержденный госбюджет на 2025 год составляет 40 триллионов рублей, что ниже суммы, необходимой на строительство пути.
— Это нецелесообразные затраты, потому что строительство этой дороги займет десятки лет, а значит, в ближайшие годы это вложение не окупится. А так как бюджет государства сегодня в дефиците, то ни одного лишнего триллиона не найти в бюджете на подобные цели. Большие проекты всегда нужно начинать с больших вложений, а сейчас такой возможности нет, — пояснил он.
Кроме того, как отметил эксперт, изначально проект был сложным из-за неудачного рельефа:
- болотистые местности;
- реки;
- горные массивы.
— Все это требовало большой подготовки, а в условиях вечной мерзлоты проводить любые работы очень сложно. Такая почва отличается особой мягкостью, местами проваливается или растекается. И поскольку работать в такой местности тяжело, у государства нет возможности так сильно рисковать. Так что Севсиб — несбыточная мечта. Лучше сделать ставку на Северный морской путь, который считается для нас более перспективным проектом, — уверен Беляев.
Причем тут Сталин
Идея строительства Северо-Сибирской магистрали возникла еще при Иосифе Сталине в 1947 году. Он мечтал сократить маршрут Северного морского пути, который был в несколько раз длиннее. Ожидалось, что новая магистраль станет альтернативным маршрутом для вывоза сибирского сырья, сняв часть нагрузки с действующих на восточном направлении железных дорог (БАМа и Транссиба), а также обеспечит Китаю выход на Северный морской путь и заложит основы для создания в России масштабного Трансарктического транспортного коридора.
Беляев рассказал «ВМ», что реализацией идеи и строительством пути при Сталине занимались заключенные ГУЛАГа, которые работали быстрее обычных людей.
— Но весной 1953 года внезапно умирает Сталин, а рабочие попадают под амнистию. Так как заменить людей было некем, стройку остановили. Никита Хрущев, который был избран Первым секретарем ЦК КПСС, посчитал этот проект бессмысленным, — пояснил аналитик.
Осенью 2025 года президент РФ Владимир Путин дал поручение расширить Транссибирскую магистраль (Транссиб).