Мосты, дороги, набережные: какая новая инфраструктура появится в столице, «ВМ» рассказал руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы Василий Десятков
Сюжет:
Строим дороги МосквыВ Москве с 2011 года сохраняется ежегодный темп строительства дорожной-транспортной инфраструктуры — от 90 до 100 километров новых дорог. Какие дорожные объекты появились в столице в этом году, как изменится транспортный каркас столицы в ближайшие три года? Об этом в интервью «Вечерке» рассказал глава столичного Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры, входящего в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, Василий Десятков.
— Василий Николаевич, в октябре были объявлены планы Москвы на 2026-2028 годы по строительству улично-дорожной сети. Какие ключевые задачи перед вашим департаментом стоят в предстоящую трехлетку?
— Основной транспортный каркас города уже сформирован, и сейчас по поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы продолжаем работу по развитию улично-дорожной сети. В ближайшую трехлетку планируется построить более 280 километров дорог. Основные задачи на этот период — завершение строительства на юге столицы дополнительного участка МСД от Кантемировской улицы до Павелецкого направления МЖД, создание удобной транспортной инфраструктуры в Мневниковской пойме, расширение улично-дорожной сети в ТиНАО, улучшение транспортной доступности новых станций метро, а также создание поперечных связей между округами и районами города.
Среди наиболее значимых объектов можно выделить финальный участок магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе с четырьмя искусственными сооружениями, пешеходные и автомобильные мосты через Москву-реку.
Построим эстакаду основного хода на пересечении шоссе Энтузиастов со Свободным проспектом и Большим Купавенским проездом, путепровод через МЦД-3 в рамках продления Валаамской улицы и другие сооружения.
Связать районы и магистрали
— Московский скоростной диаметр сегодня входит в тройку самых востребованных магистралей города. Ежедневно здесь проезжает порядка 400 тысяч автомобилей. Планируются ли новые мероприятия, которые сделают здесь движение еще быстрее и удобнее?
— Московский скоростной диаметр уже заметно сократил время в пути — по некоторым направлениям, по данным наших коллег, на 25–50 процентов. В ближайшие годы планируем завершить ряд дорожных объектов, которые повысят пропускную способность и эффективность МСД. Например, как я уже говорил выше, это шестиполосный участок диаметра вдоль Каспийской улицы. Он проходит от Кантемировской улицы до Павелецкого направления Московской железной дороги. Здесь возведем пять эстакад и тоннель, организуем удобные съезды с Бакинской улицы на МСД и в обратном направлении, обновим прилегающую дорожную сеть. Появится дополнительный выезд на трассу М-4 «Дон» с МСД через Липецкую улицу. На пересечении с Ереванской улицей построим здание конечной станции для маршрутов наземного городского транспорта. Сложный проект, но он существенно улучшит транспортную ситуацию в шести районах на юге города.
Другой проект — это улично-дорожная сеть, которая свяжет МСД с Курганской улицей в районе Гольяново на востоке Москвы. Станет удобнее добираться до вокзала Восточный, станции Московского центрального кольца Локомотив и станции «Черкизовская» Сокольнической линии метро. Для удобства пешеходов на пересечении Амурской улицы и Амурского переулка построим подземный переход.
— Какие новые объекты планируется построить для формирования в городе межрайонных связок?
— Развитие транспортной инфраструктуры — неотъемлемая часть комфортного города. Сейчас мы смещаем акцент в сторону локальных мероприятий, но в то же время очень важных связей между районами и округами.
Один из недавних примеров — новая дорога в Текстильщиках, которая связала Волжский бульвар и 2-й Грайвороновский проезд. В сентябре мы открыли по ней движение. Объект небольшой, протяженность нового участка составляет всего около 500 метров, но четырехполосная дорога заметно упростила передвижение по близлежащим улицам: Волжскому бульвару, Грайвороновской и Саратовской улицам. Жителям стало комфортно добираться до ближайшей станции метро «Стахановская» Некрасовской линии, время в пути сократилось.
Если говорить о крупных проектах, то сейчас мы ведем строительство сразу нескольких путепроводов над железнодорожными путями — это ключевой элемент формирования удобных поперечных связей между районами. Город уделяет большое внимание этому вопросу. Так, новый путепровод соединит улицы Менжинского и Дудинка. Он пройдет над путями Ярославского направления Московской железной дороги от Анадырского проезда до Хибинского проезда. Сооружение соединит Ярославское и Дмитровское шоссе, а также три района: Бабушкинский, Лосиноостровский и Ярославский. Еще один путепровод через железнодорожные пути Ярославского направления МЖД свяжет улицу Малыгина и Малыгинский проезд. А на участке от Большой Академической улицы до улицы Академика Королева строим путепровод на пересечении Октябрьского и Савеловского направлений МЖД. Еще одно искусственное сооружение появится через железнодорожные пути Курского направления МЖД для соединения 2-й Мелитопольской и Веневской улиц.
Мосты и благоустроенные набережные для Мневниковской поймы
— За последние годы одним из крупнейших центров развития столицы стала Мневниковская пойма. Здесь идет строительство современного городского района, включающего жилые кварталы, спортивные центры, серфинг-парк и многочисленные зеленые зоны отдыха. Одновременно ведутся масштабные работы по созданию современной транспортной инфраструктуры. Какие дорожные объекты уже построены и что в планах?
— В 2021 году на территорию поймы пришло метро, территория активно развивается. Для удобного подъезда к строящимся жилым кварталам, спортивным сооружениям и станциям метро мы расширяем сеть местных улиц — всего здесь планируется построить 17 километров дорог.
В декабре прошлого года запустили движение по автомобильному мосту в створе улицы Мясищева – ныне Гагаринскому, который соединил Филевскую и Мневниковскую поймы. Еще один объект — мост Академика Королева — открыли в сентябре этого года. Он связал Филевскую пойму с Шелепихинской набережной. В том же месяце мы запустили движение транспорта на путепроводе через Северо-Западную хорду в сторону Рублевского шоссе и прилегающей к нему улично-дорожной сети. Также завершаем строительство двух пешеходных переходов: надземного над улицей Нижние Мневники и подземного на перекрестке у Проектируемого проезда №1165.
В этом году приступили к строительству сразу двух пешеходных мостов. В западной части возводится мост между Мневниковской поймой и Крылатским. Он будет с арками, напоминающими крылья, а пролет украсят декоративными деталями красного цвета. Благодаря ему местные жители получат новую пешеходную связь между двумя районами — Хорошево-Мневники и Крылатское — и комфортный маршрут к Гребному каналу и другим объектам спортивной инфраструктуры.
Второй пешеходный мост соединит восточную часть территории поймы с парком «Фили». Его выполнят в едином стиле с Гагаринским мостом — конструкцию окрасят в серые тона с красными акцентами. Благодаря ему появится пешеходная связь между Филевской набережной и станицей «Терехово» Большой кольцевой линии метро.
— В створе Новозаводской улицы без остановки движения по Москве-реке строится автомобильный мост-парус. Откуда появилось такое название и как удается вести работы без остановки судоходства?
— Вантовая система моста в створе Новозаводской улицы состоит из 48 вант, несущего металлического листа – того самого «паруса» — и 86-метрового пилона. При выборе схемы крепления вант к другим элементам системы было разработано оригинальное решение: с одной стороны «парус» соединен с пилоном группой вант, выполненных по схеме «арфа», то есть параллельно друг другу, а с другой — с пролетным строением, которое поддерживают ванты, закрепленные по веерной схеме. Обычно при строительстве вантовых мостов применяется одна схема крепления вант от пилона — таким образом, комбинированная схема моста-«паруса» делает его уникальным сооружением с точки зрения технологических решений и архитектурного облика, аналогов которому нет в мире.
Главная особенность — сооружение возводят без использования классического метода надвижки пролетного строения. При строительстве применяется современная технология «в навес»: специалисты соорудили временный мост-стапель — подобие лесов — с которого у них есть возможность производить сборку конструкций пролетного строения прямо над водой с помощью кранов, без остановки движения электросудов по Москве-реке. Уже смонтировано более половины пролетного строения моста, установлены две большие секции пролета — над левым берегом и руслом реки. У готового моста будет длина 250 метров, ширина — почти 30 метров, с четырьмя полосами движения и удобными тротуарами для пешеходов. Мост свяжет Филевский Парк с Северо-Западной хордой и значительно улучшит транспортную ситуацию для жителей Хорошево-Мневников и строящегося кластера в Мневниковской пойме, а также территории Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева, где недавно открыли Национальный космический центр имени Первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой.
— Планируется также реконструкция двух набережных Москвы-реки. Чем эти территории будут привлекать жителей и гостей столицы?
— Сейчас идет разработка проектной документации. Общая протяженность участков набережных составит 2,5 километра, а площадь благоустройства 19 гектаров. На западе поймы набережная пройдет от улицы Нижние Мневники до пляжа, южнее Крылатского моста. Здесь оборудуют спортивный пирс, зеленую поляну, зоны городских качелей, воркаута, тихих игр и отдыха, установят детские и смотровые площадки, два амфитеатра и арт-объекты.
Восточная часть набережной пройдет от пересечения улицы Нижние Мневники с Проектируемым проездом №1166 на севере до возводимого сейчас моста-паруса в створе Новозаводской улицы. Здесь расположат пешеходные дорожки, причал, прогулочную зону, металлические мостки, детские и спортивные площадки, места для отдыха и выгула собак. После реконструкции набережные станут привлекательными и современными рекреационными зонами.
Новые дороги для Новой Москвы
— Интенсивное строительство дорожно-транспортной инфраструктуры идет в Троицком и Новомосковском административных округах. Начиная с 2012 года и до конца 2027-го здесь планируется построить и реконструировать около 500 километров дорог. Какова готовность транспортного каркаса ТиНАО?
— С 2012 года в ТиНАО построено свыше 400 километров дорог. Среди ключевых реализованных проектов: дублер Калужского шоссе, автодорога Боровское шоссе — Киевское шоссе — деревня Ботаково, автодорога М-3 «Украина», автодорога Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево, улично-дорожная сеть на территории административно-делового центра в Коммунарке и в Троицке, путепроводы на дублере Калужского шоссе в районе торгового центра «Мега Теплый Стан».
— Продолжается строительство крупной магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Какие работы еще осталось завершить?
— Это очень важная магистраль, которая уже стала частью транспортного каркаса ТиНАО и выполняет роль дублера юго-западной и южной части МКАД. Новая трасса свяжет пять вылетных магистралей: Минское, Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе, а в районе Варшавского шоссе трасса будет соединена с Московским скоростным диаметром.
Из пяти этапов четыре уже завершены, новые дороги введены в эксплуатацию. Сейчас в работе — пятый, финальный отрезок: от улицы Поляны до Варшавского шоссе. Участок относительно небольшой, но чрезвычайно сложный, насыщенный искусственными сооружениями. Закончить его планируется в 2026 году. В его составе предусмотрены строительство и реконструкция 14 километров дорог, включая тоннель по основному ходу магистрали через улицу Поляны и подходы к нему. А еще эстакада — съезд с основного хода магистрали на улицу Поляны в сторону МКАД, путепровод по основному ходу магистрали через железнодорожные пути второго Московского центрального диаметра и путепровод по основному ходу Варшавского шоссе в районе пересечения с магистралью. Также предусмотрена реконструкция более 4 километров прилегающих дорог: участков Варшавского шоссе, улиц Поляны, Изюмской и Скобелевской, а также Новобутовского проезда.
— Как изменится транспортная ситуация в районах, где проходит этот новый участок?
— Этот участок значительно улучшит транспортную доступность районов Коммунарка, Южное Бутово и Северное Бутово. В частности, появится более удобный и быстрый выезд из этих районов на Варшавское шоссе. А после полного ввода в эксплуатацию магистрали снизится нагрузка на МКАД, свободнее станут Варшавское и Калужское шоссе.