Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Уютный человек: интервью с актером Евгением Стебловым

Общество
Народный артист России Евгений Стеблов
Народный артист России Евгений Стеблов / Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

80-летие отметил 8 декабря народный артист России Евгений Стеблов, полюбившийся зрителю с первой кинороли — Саши Шаталова в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».

Среди знаменитых работ Евгения Стеблова — роли в картине Михаила Калика «До свидания, мальчики», Алексея Коренева «Вас вызывает Таймыр» и «По семейным обстоятельствам». «Вечерняя Москва» пообщалась с Евгением Юрьевичем накануне юбилея.

— Евгений Юрьевич, Театр имени Моссовета, на сцену которого вы выходите с 1969 года, готовится к вашему юбилею. Будете в этот вечер общаться с публикой или играть?

— Буду играть спектакль «Соло для часов с боем», у меня там главная роль Франтишека Абеля. Это довольно сложный спектакль, он очень трудно рождался, скажем так, не бесконфликтно. Кстати говоря, эта же пьеса шла в свое время во МХАТе с большим успехом, рассказывают, что за кулисами мхатовские старики даже не разговаривали, что-то в этой пьесе есть психологически сложное. Но мне сказали, что надо сыграть, а потом будет банкет и там меня будут чествовать. Вообще, я человек непьющий, но уж по такому случаю выпить придется, сам Бог велел.

— Любите праздники?

— Знаете, для меня лучший праздник, когда собираются близкие и друзья, — я скорее уютный человек, чем публичный, но раз назвался груздем, полезай в кузов.

— Читала в ваших интервью, что вот эту поговорку про груздь и кузов вы не раз повторяли, когда на вас обрушилась слава после роли Саши Шаталова в «Я шагаю по Москве». Правда ли, что известность вас... иногда даже смешила?

— Это правда, мне было дико смешно. Я с трудом «держал серьез». Жил себе обычным человеком, а тут вдруг меня стали узнавать на улице, в транспорте. Были и курьезные случаи. Пошел я как-то обедать в «Прагу», а со мной за столиком сидит незнакомый человек и как-то странно мне улыбается, как будто намекает на что-то. Мне очень смешно, но я стараюсь сдерживаться. А человек мне говорит: «Ничего, ничего, не смущайтесь». Оказалось, что он психиатр, который решил, что я его бывший пациент и стесняюсь это, так сказать, проявить. Ну я ему объяснил, что он ошибся. Хотя по сути, может, и не ошибся (улыбается). Потому что, когда я впервые увидел себя на экране, еще в пробах, у меня было полное ощущение, что я вижу сумасшедшего человека. Я даже как-то огорчился немножко.

— В вашей фильмографии, я заметила, практически нет отрицательных персонажей. Почему?

— В принципе, ты все роли из себя вынимаешь, поэтому я не люблю играть отрицательных героев. И почти их никогда не играл. Однажды, правда, пришлось — Кама Гинкас ставил «Гедду Габлер» и предложил мне роль судьи Асессора Бракка, который доводит Гедду до самоубийства. Но я старался эту его жестокость как-то снивелировать, играл человека, который мягко стелет, но жестко спать. Хотя отрицательные роли играть вообще-то легче.

— Почему?

— Сюжет работает на тебя. Положительные роли, которые я, в принципе, всю жизнь играю, сложнее. На актерском жаргоне они называются голубые, и тут нужно очень постараться, чтобы персонаж вышел неходульным, интересным. Гораздо сложнее, чем сыграть какого-то негодяя….

— Вам часто приходилось отказываться от ролей?

— От негативных — да. Помню, в кино предлагали за очень хорошие деньги играть убийцу, но я отказался, потому что мы ответственны за зрителя, которого мы к себе приближаем, влюбляем в себя. И эта ответственность лежала на мне с первых картин — с «Я шагаю…» и «До свидания, мальчики», ставших киноклассикой.

— Расскажите, как вам работалось с Данелией и Каликом.

— Мне очень повезло, что удалось поработать с двумя такими выдающимися режиссерами, как Георгий Николаевич и Михаил Наумович. Они, конечно, были абсолютно разными людьми — Данелия был легкий, доброжелательный, а Калик был сложный, «ужаленный» человек, он был репрессирован, несколько лет провел в сталинских лагерях. Это был глубокий художник, но надломленный. А с Данелией мы работали, как говорил Никита Михалков, шутя и играя. Мы приезжали на площадку, острили, смеялись, потом входили в кадр, работали, потом ехали обедать. Спрашивали: «Георгий Николаевич, а как вам эта сцена, может, по-другому ее сыграть, что думаете»? А он губами пошлепает, вот и весь ответ. Но он, конечно, был очень мудрым и точным режиссером, всегда твердо знал, чего хочет. Вообще, я счастлив, что застал золотой век отечественного кинематографа.

— В последнее время вы редко снимаетесь. Не любите продюсерское кино?

— Про продюсерское кино вы верно подметили — мне это совершенно неинтересно, и я это проходил. Приглашает тебя человек, очень любезно принимает, высказывает свое пожелание, что вот ему бы хотелось, чтобы была такая-то картина с моим участием, которую он раньше видел. Все расписано, запротоколировано, и вот уже на этом этапе все вторично и неправильно. В искусстве нет никакой конструкции — есть совершенно неповторимая поэтика, легкое дыхание. Помните, как у Шпаликова: «Бывают крылья у художников, портных и железнодорожников. Но лишь художники открыли, как прорастают эти крылья. А прорастают они так, из ничего и ниоткуда. Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак».

— В свое время вы служили в Театре имени Ленинского комсомола, в Театре Советской армии, вот уже много лет — в Театре Моссовета. Для вас существует такое понятие, как «современный театр», и чем он отличается от театра тех времен, когда вы начинали свой путь в нем?

— Театр не может быть несовременным. Хороший театр всегда актуален. Если он волнует зрителей, значит, он на острие. А форма может быть какая угодно. Хотя излишне формалистический театр мне не близок. Я все-таки люблю психологический театр. С удовольствием смотрю в телепередачах записи спектаклей старых мхатовцев — мне очень нравится, как они работают: без всякой натуги, очень естественно, просто. А это самое трудное. Я всегда стремился к этому. Вообще не люблю на сцене экзальтацию, хотя мне приходилось все это играть, и истерику тоже.

— А вы сегодня преподаете?

— Да, я давно преподаю. В конце 1980-х начал. Мне, собственно, предложил еще Владимир Абрамович Этуш. Он был тогда ректором Щукинского училища. А когда я учился, он был молодым педагогом, и как-то делал со мной отрывок. Я с ним спорил, и он это запомнил. И потом, через много лет, когда я уже был состоявшимся артистом, мы с ним встретились в фойе МХАТа на каком-то спектакле, и он вдруг спросил: «Что же ты не подумаешь о педагогике?». Он мог бы мне припомнить тот спор, но, как выяснилось, наоборот, мое мнение его заинтересовало.

— А легко ли сегодня преподавать? Все-таки за сорок лет многое поменялось: вкусы, взгляды на профессию.... Или разницы нет, и артисты — всегда артисты?

— Нет-нет, разница есть. Сейчас во всем мире, не только у нас в стране, культурная деградация. И она очевидна. Люди приходят, не имея базовых знаний. Они могут быть талантливыми, очень талантливыми или среднего дарования, но с культуркой-то у них похуже, чем у их ровесников в 1980-е. Иногда ты чувствуешь, что они просто тебя не понимают, и требуются дополнительные усилия, чтобы донести до них что-то. Но талантливые люди многое добирают своим дарованием. И когда ты говоришь, что им стоит что-то прочитать, восполнить пробелы, они это воспринимают. В общем, слушают, слышат и идут туда, куда я их зову.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.