Сергей Степанченко: Актеру положено обезьянничать
Завершились съемки фильма «Извеков», где главную роль сыграл Сергей Степанченко. «Вечерняя Москва» побеседовала с актером о его новых работах в кино и на сцене «Ленкома Марка Захарова».
В своем интервью народный артист России Сергей Степанченко рассказал также и о своем увлечении.
— Сергей, что за роль вам доверили в фильме «Извеков»?
— Я исполнил роль актера, который доигрался до того, что оказался в психушке. Эта история о том, как человеку пришлось выбираться из определенных жизненных обстоятельств и обустраивать свою жизнь в новой реальности. Фильм — дипломная работа моего однокурсника по театральному вузу Вити Коровина. Он окончил высшие режиссерские курсы и снял свой кинодебют. А еще я сыграл в картине режиссера Виталия Суслина. Ее рабочее название — «Смальта». Съемки проходили в Нововоронеже. Это такое авторское кино о водителе мусоровоза, который убирает мусор в городе и включает фонтаны. Он никак не может найти контакт с сыном: тот стыдится того, чем занимается его отец.
— В вашей актерской копилке более 120 работ. После какой картины вы поняли, что стали популярным актером?
— Первые ласточки полетели после фильма Аллы Суриковой «Чокнутые», потом, конечно же, сериал «Сыщики», и затем неожиданно сильно выстрелила картина «Next». Благодаря ей узнаваемость еще повысилась.
Да, я сыграл много разных ролей. Режиссер ставит передо мной задачу, я ее выполняю. Не бывает такого, чтобы спрашивали: «Сереженька, близка ли тебе эта роль? Давай играть. Не близка? Тогда не будем».
Но в моей творческой карьере случалось, когда пару-тройку раз я от ролей отказывался. Например, пригласили однажды сыграть какого-то продажного военного. Он должен был предлагать матери, которая разыскивает своего сына, всякие непристойности. Я сказал, что не смогу сняться. Хоть и знаю, что среди моих коллег бытует мнение — раз ты артист, то берись за все, поскольку потребность в такой роли есть и кто-то должен ее играть. Может, когда-нибудь до этого созрею, но пока — нет.
— Какое кино вы хотели бы снять в качестве режиссера?
— Очень бы хотелось не только создать, но и сыграть в фильме о российском мореплавателе, офицере российского флота, капитане-командоре Витусе Беринге. Замечательный герой с интересной судьбой, малоосвещенной в нашем кинематографе.
Но когда меня спрашивают, чего сегодня не хватает нашему кино, я не берусь отвечать на этот вопрос. Могу иметь какое-то свое мнение, но не сужу и не оцениваю. И, скорее всего, в конкретном случае буду обвинять за неудачу фильма, в котором снялся, себя, а не кого-то другого.
А вообще, картин я смотрю достаточно много, в том числе и неохваченную еще мной классику, хорошо, что сейчас это можно делать дома.
— А театры посещаете?
— Да, стараюсь ходить. Услышишь от кого-нибудь из коллег мнение о том или ином спектакле, и тоже хочется посмотреть. И неважно, где и кто его поставил. Пусть даже начинающий, ищущий себя режиссер. Мне это тоже интересно. Очень люблю я и студенческие работы, ребята обычно не боятся никаких рамок, они для них не существуют. Иногда их эксперименты получаются дерзкими и атакующими. И создаются они не по необдуманности или безграмотности, не по желанию эпатировать публику, а благодаря каким-то другим вещам, которые попадают в сердце.
— Кстати, о молодежи. Я недавно общалась с нашим народным артистом Валерием Бариновым, который сказал, что современная молодежь ему нравится, но ему бы хотелось, чтобы она побольше читала...
— Понимаю, о чем говорит Валера. Недавно прошла моя творческая встреча, на которой я рассказывал об одном спектакле про комсомольские стройки. Так вот, ребята смотрели на меня и хлопали глазами. И я вдруг понял: а ведь слово «комсомол» сегодняшней молодежи неизвестно. В этом плане пробелы у нас действительно есть.
— Я знаю, вы очень любите литературу и читаете по несколько книг одновременно.
— Так и есть. И сегодня на моем столе лежат 10 книг. Беру в руки то одну, то другую. Чтение у меня бессистемное.
— Вам довелось работать с большими артистами, такими как Александр Абдулов, Евгений Леонов и многими другими… Чему они вас научили?
— Всему. Вообще, актер должен обезьянничать. Помимо собственно учебы, во время которой педагоги вкладывают в тебя те или иные знания, очень важно наблюдать за лучшими представителями твоей профессии. Я подсматривал, перенимал, но многое делал и по-своему. Без этого ничего приличного, наверное, не получилось бы.
— Недавно в «Ленкоме Марка Захарова» состоялась премьера спектакля «Репетиция оркестра», где вы сыграли роль Администратора оркестра. Как публика приняла постановку?
— Великолепно. Отрадно, когда люди открывают для себя, скажем так, новые зрительские горизонты. Возможно, человек идет на спектакль, ожидая от него совсем не те эмоции, которые в результате получает, но зачастую театру удается привлечь их на свою сторону, сделать единомышленниками.
— Скажите, вы никогда не жалели, что выбрали именно этот путь?
— Каждый божий день это делаю. Надо было бы жить другой жизнью — прекрасной, великолепной. Нет, живу той, которую выбрал... Людям моей профессии остается мало времени на семью, на детей. В минуты отдыха все равно думаешь о работе, в голове крутится мысль: что тебя ждет через какое-то время, будешь ты нужен или нет. Вот такая сложная вещь...
— В Москву вы приехали из провинциального города Татарска и стали популярны. Как удалось пробиться?
— Ответ на этот вопрос у меня один: просто все так сошлось и совпало. Не было какой-то специальной программы. Ведь все идет из небесной канцелярии. Если Господь поцеловал тебя в макушку, ты этого, может, и сам не заметил, но он все равно приведет тебя туда, где ты должен быть. И ничего ты с этим не сделаешь.
— На что-то еще помимо работы хватает времени?
— Люблю, например, ездить на дачу в подмосковные Снегири, где у меня есть небольшой домик: снег почистить, погулять с собаками…
В мотошколу пошел, осваиваю мотоцикл, получаю навыки безаварийной езды. Я уже имел такой опыт, но с тех пор прошло почти 10 лет, и вот теперь возвращаюсь к своему давнему увлечению. В планах — достойно открыть предстоящий мотосезон.
Когда-то я очень дружил со спортом, из спортзала и со стадиона практически не вылезал. Но езда на мотоцикле — тоже спорт.