Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Здесь Петр I спешил в свои потешные войска, а легендарный Киса Воробьянинов прятал сокровища в стул

Сюжет: 

Городские легенды
Общество
/ Фото: Вечерняя Москва

В тихом старомосковском уголке жили Чаадаев, Белинский, Достоевский, Карамзин. А еще раньше — пекари, басманники, выпекавшие специальные хлеба, звавшиеся басманами. Они доставлялись во дворец, а затем раздавались госслужащим как хлебное довольствие и поставлялись в стрелецкое войско. Так возникла московская Басманная слобода, куда мы и отправились с краеведом и экскурсоводом проекта «Выход в город» Милой Водостой.

Вышли из метро «Красные Ворота», перебежали дорогу и оказались на Новой Басманной. У высокого и серого, мрачного здания номер 2.

— А знаешь, здесь в свое время был Институт благородных девиц, — прищурилась Мила, — а близ него, по соседству, — Куракинская богадельня.

В 1742 году князь Александр Куракин, тайный советник, прозванный за свое богатство Бриллиантовым королем, устроил в своем доме богадельню на 200 человек, которая стала первым в Москве частным благотворительным заведением. Ныне там красуется новенькое здание Дома национальностей, прямо за ним разбросаны дома из красного кирпича, старые, обветшалые, с отслаивающейся краской на подоконниках.

Вынырнув на Басманную и перебежав крохотный мостик, остановились у храма Апостолов Павла и Петра, великолепного, с удивительной ковкой на ограде, тоненькими елочками и заметными отпечатками времени.

— А вот, обрати внимание, красавец стоит — дом номер 13, — Мила махнула рукой на дом в строительной сетке и лесах, с тремя лаконичными вывесками: «Продукты», «Салон красоты» и «Кафе». — Некогда трехэтажный дом середины XIX века был одним из красивейших частных дворцов Москвы. Теперь здесь строительная яма.

Ноги «12 стульев»

Так мы подошли к Центральному дому детей железнодорожников. Я застыла, глядя на огромное, чуть мрачноватое, величественное здание.

— А тут жил Киса Воробьянинов! — огорошила краевед.

— Так он же выдуманный! — удивляюсь. Мила улыбается.

— В 1890-х это была усадьба золотопромышленника Николая Стахеева. Говорят, что владелец дома, наживший себе огромное состояние на торговле чаем, мануфактурой и на разработке месторождений золота и нефти, и послужил прототипом Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев».

Тут-то, у усадьбы, где Воробьянинов прятал свои сокровища, мы и встретилилсь с Олегом Рагозиным, московским писателем и по совместительству моим хорошим знакомым. На Старой Басманной он прожил всю жизнь. Когда мы его поймали, он фотографировал фонтан в виде женской фигуры с фонарем в руке.

— Не так много в столице улиц, сохранивших свою исконность, свой дух, — с удовольствием рассказывает Олег, присоединяясь к нам. — Новая и Старая Басманные как раз тот случай. Хоть зачастую и искажаются непонятной застройкой... Смотрите, везде новострой… Огляделись. То мини-кафе, облицованное белым пластиком, то неудачно отреставрированный памятник.

— Многое, конечно, сохранено, но часто дома просто калечат ремонтом и реставрацией, — качает головой Олег.

Дворовые причуды

За разговором подошли к площади Разгуляй. Название пошло от знаменитого кабака «Разгуляй», расположенного в доме номер 38, как раз на пересечении Новой и Старой Басманных. Питейный дом находился на Покровской дороге еще в XVII веке и счастливо существовал до середины XIX века.

— Вот вы меня и до дома проводили, — улыбнулся Олег, кивая на высокую сталинку.

Интересно, что дом номер 20 называют Бауманским строителем — в советское время здесь жили сотрудники НКВД. А во дворе сохранился дом с палатами постройки XV века, представляете? В древней усадьбе еще с 1850-х годов и до самой революции была одна из первых в Москве табачных фабрик, принадлежавшая грекам «Товарищества М. И. Бостанджогло».

Вот и пример — в Москве чуть ли не за каждым следующим поворотом можно встретить что-то... необыкновенное.

 / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

Дом Пелагеи Кетчер — постройка 1810 года. Принадлежал матери Николая Христофоровича Кетчера, известного переводчика, друга Герцена. В 1820-х годах в доме жил дядя Александра Пушкина, поэт Василий Пушкин. В сентябре 1826 года именно к дяде на Старую Басманную совершил один из первых своих визитов Александр Пушкин после 15-летней разлуки с Москвой.

Усадьба Муравьевых-Апостолов  — ею в разное время владели графиня Салтыкова, граф Воронцов, в 1815 году ее приобрела дворянка Прасковья Васильевна Муравьева-Апостол, жена сенатора Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. Здесь, в доме своего отца, жили будущие декабристы Ипполит, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы.

Усадьба постройки XVIII века. Интересно, что путевой дворец великого князя обнаружили только в 2003 году: древнее белокаменное сооружение с сохранившейся планировкой было найдено при реставрации усадьбы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.