Пасхальное богослужение прошло в Храме Христа Спасителя
Сюжет:
Пасха-2013Трансляцию пасхального богослужения показывали по центральным каналам телевидения.
О ТОМ, КАК ПРОШЛО БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
2.06 В храме Христа Спасителя начинается причащение мирян. Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя завершилось. Редакция газеты «Вечерняя Москва» поздравляет всех читателей со светлым праздником Пасхи.
1.57 Звучит послание Патриарха Кирилла к пастве, где он еще раз поздравляет с Пасхой: «Христос воскрес – как сказал. Гробница пуста. В ней лишь пелены. Жены-мироносицы не нашли там Иисуса. Христос уничтожил тление и разрушил смерть. Христос победил смерть духовную, душевную и телесную. Все потерянное нами в первом Адаме, мы вновь получили в Христе. Спаситель даровал нам возможность соединиться с Ним. Открыл врата Рая».
1.50 В храме Христа Спасителя звучит молитва «Отче наш», которой научил Господь своих учеников. Ее читают все верующие. В алтаре начинается причащение священнослужителей.
1.35 Священнослужители и прихожане читают Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца…». Патриарх в алтаре начинает чтение евхаристических молитв, которые называются – анафоры. В это время совершается таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Затем звучит песнопение, прославляющую Божию Матерь – «Чистая Дева радуйся, твой Сын воскресе».
1.15 Патриарх совершает умовение рук – символическое действие, которое напоминает о том, что к великому Таинству Евхаристии следует приступать с чистым сердцем. Исполняется херувимская песнь. Совершается Великий вход как напоминание о шествии Спасителя на страдание и крестную смерть.
1.01 Читается отрывок из Деяний Апостолов – глава первая, где рассказывается, как Спаситель отправил учеников на проповедь Евангелия. Читается отрывок Евангелия Иоанна на 22 языках – на греческом, по-латыни, на арамейском, русском, английском, немецком, китайском и других – в знак универсальности христианской веры: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».
0.53 Началась Великая Похвала – желание многих лет всем Предстоятелям православных церквей в мире. Это знак вселенского характера Православия. Многолетие возглашается также всему духовенству и всем христианам.
0.45 Хор исполняет антифоны – стихи из Псалтыри, где содержатся пророчества о Спасителе, а также молитвенные прошения к Божией Матери и Христу. Совершается малый вход напоминающий о том, что Иисус Христос пошел в мир, чтобы проповедовать Евангелие.
0.35 Начинается Божественная литургия. Звучит тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Патриарх Кирилл направляется в алтарь и совершает каждение престола. Вновь выходит к прихожанам и приветствует их словами: «Христос воскресе». Звучит мирная ектенья – духовное прошения христиан о благодати Божией.
0.28 Патриарх Кирилл зачитал слово святителя Иоанна Златоуста в День Святой Пасхи, где есть такие слова: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь». Хор исполняет тропарь в честь Иоанна Златоуста.
0.18 Духовенство удаляется в алтарь. Исполняется воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…».Звучат стихиры: «Да воскреснет Бог, и расточаться врази Его. Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная…». Священнослужители приветствуют Патриарха Кирилла пасхальным приветствием – происходит христосование.
23.57 Наступает самая торжественная часть заутрени – исполняется пасхальный канон. В нем поется о том, что Христос – источник бессмертия, что через Его воскресение даровано спасение. Автор пасхального канона – богослов Иоанн Дамаскин, живший в Сирии в 8 веке.
23.52 Двери храма отворяются. Крестный ход проходит под своды собора. Исполняется пасхальный тропарь на греческом и на латинском языках. В память о том, что первоначально христианство распространялось в пределах греко-римского мира. Патриарх Кирилл многократно произносит: «Христос воскресе!» и прихожане отвечают: «Воистину воскресе!». Звучит ектенья с просьбой о милости Божией.
23.46 Процессия останавливается у закрытых дверей храма Христа Спасителя. Двери закрыты в знак памяти о том, что двери Рая были закрыты для людей после грехопадения и как символ запечатанного Гроба Спасителя. Начинается Заутреня. Патриарх славит Живоначальную Троицу. Исполняется пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!»
23.35 Патриарх Кирилл обращается к верующим и говорит, что в Храм Христа Спасителя прибыл благодатный огонь из Иерусалима. Верующие начинают торжество – зажигают свечи от этого огня. Крестный ход выходит на улицу из храма. Он напоминает о женах-мироносицах, которые спешили с драгоценным миром к пещере Гроба Господня. Они первыми услышали от ангела весть о воскресении Спасителя. Крестный ход совершает круг – это символ вечности.
23.33 В алтаре звучит пасхальная стихира: «Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Начинается движение крестного хода. Царские врата открываются.
23.29 В алтаре в темноте Патриарх Кирилл совершает каждение Престола. Алтарь символизирует небо, горний мир. Ангелы – первыми получили весть о воскресении Христа. Плащаница лежит на престоле. Здесь она будет находиться до Вознесения Господня – 40 дней.
23.21 Священнослужители вносят в алтарь плащаницу – это действие означает завершение Великой субботы. В храме тишина, все ожидают начала пасхального торжества. Царские врата закрыты как был запечатан гроб, где было положено тело Спасителя. В храме погас свет в знак того, что Воскресение Христово свершилось ночью. Горят только свечи.
23.07 Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветствием к верующим и поздравил их с наступающей Пасхой:
– Именно весной мы празднуем этот великий праздник. Господь Иисус Христос обновил жизнь человеческого рода, как весна обновляет жизнь природы.
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПАСХАЛЬНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
Об особенностях Пасхального Богослужения «Вечерке» рассказал о. Андрей Постернак, декан исторического факультета Свято-Тихоновского богословского института:
Ночная служба с субботы на воскресенье является продолжением богослужения Великой Субботы. Великой Субботой мы называем последний день перед Пасхой, когда Христос еще находится во гробе. Именно в Великую Субботу на Гроб Господень в Иерусалиме сходит Благодатный огонь, когда Иерусалимский патриарх совершает Богослужение. Великая Суббота – это когда Господь спустился в царство мертвых, в ад, и смерть не смогла его там удержать. Именно победу над смертью символизирует Богослужение, которое совершается в ночь с субботы на воскресенье. Ночная служба начинается с крестного хода. Его совершают священники, облаченные в белые одежды. Они обходят храм и встают перед входом в него. И в этот момент впервые поется главный тропарь Пасхи: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ. И сущим во гробех живот даровав». С этим тропарем народ входит в храм, где совершается Пасхальная Заутреня. Она свидетельствует об особой радости – о воскресшем Спасителе. В течении Заутрени священники много раз будут восклицать: «Христос воскресе», а прихожане будут отвечать: «Воистину воскресе!». На пасхальном богослужении предстоятель носит в своей руке трехсвечник – три горящих свечи в знак того, что мы поклоняемся Троице и воскресшему Христу. Этим трехсвечником он будет благословлять паству. После Заутрени сразу начинается Божественная Литургия Иоанна Златоуста. Это главная часть богослужения, которое совершается с открытыми царскими вратами. Это свидетельство того, что Царствие Небесное открылось для всех людей.
8 фактов о Пасхальном Богослужении
1. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
2. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне.
3. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и Крестом в левой руке.
4. Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
5. Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых...» Затем священнослужители поют стихи:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его»
«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня»
«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся»
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»
На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе».
Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав».
6. Открываются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
7. За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим.
8. В середине службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста:
Если кто благочестив и любит Бога, пусть насладится этим светлым торжеством. Если кто раб благоразумный, пусть исполнится радости Господа своего. Если кто утомился от поста, пусть примет ныне награду. Если кто с первого часа работал, пусть получит ныне должное вознаграждение. Если кто после шестого часа явился, пусть не сомневается, потому что ничего не теряет. Если кто замедлил до девятого часа, пусть является без всякого опасения. Если кто пришел только в одинадцатый час, пусть не страшится замедления, так как щедрый Владыка и последнего принимает наравне с первым; дает отдых в одинадцатый час пришедшему, равно как и работавшему с первого часа; и последнего милует, и о первом заботится; и тому платит, и этому дарит; и дело ценит и расположение хвалит. Поэтому войдите все в радость Господа нашего: и первые и вторые мзду получите, богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержанные и нерадивые день почтите! Постившиеся и непостившиеся - возвеселитесь сегодня! Трапеза полна пищи! Наслаждайтесь все! Телец огромный: пусть никто не уйдет голодным! Все пользуйтесь богатством благости! Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее Царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение воссияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, Сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчился (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55) Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.