Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Запрос на мэра-управленца. Каким должен быть глава города с точки зрения жителей столицы

Сюжет: 

Единый день голосования. Выборы мэра Москвы
Общество
Запрос на мэра-управленца. Каким должен быть глава города с точки зрения жителей столицы
Нынешние столичные власти стремятся обеспечить город не только жильем, но и инфраструктурой, в том числе и для отдыха. / Фото: «Вечерняя Москва», Наталья Феоктистова

Возможный расклад политических сил, шансы кандидатов и прогноз результатов выборов становятся предметом анализа ученых и темой горячих споров общественности. Один из таких аналитических материалов подготовлен руководителем Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрием Орловым. «ВМ» представляет читателям выдержки из доклада.

Сергей Собянин и «наследство» прежнего руководства

К моменту назначения Сергея Собянина на пост мэра столицы в Москве сложился комплекс градостроительных, транспортных, миграционных проблем, а также проблем коррупции. В 2009 году дефицит бюджета города составил 235,9 миллиарда рублей (он рос с 2006 года, когда составлял 45,6 миллиарда рублей). Кроме того, по результатам 2009 года, отмечались заметный спад (13 процентов) внутреннего регионального продукта (ВРП) и снижение притока инвестиций в основной капитал (на 15 процентов).

Приход Сергея Собянина на должность мэра стратегически важного региона первоначально оценивался неоднозначно. Однако привлечение к управлению городом крупного политика федерального уровня, имеющего бесспорно высокую компетенцию и большой опыт в области управления, позволило начать эффективную борьбу с коррупцией, которая стала неотъемлемой частью системных проблем Москвы.

Кадровая политика Сергея Собянина была также ориентирована прежде всего на снижение уровня коррупции, что привело к необходимости максимально отстранить от управления представителей прежней команды. Собянину пришлось выступить в качестве «антикризисного менеджера» в управленческой сфере и попытаться преодолеть достигшее предела сращивание власти и бизнеса в Москве. Мэрию покинули фигуры, которые имели тесные связи с бизнес-структурами, в особенности в строительном комплексе. Особое значение имело в этом контексте ослабление позиций группы «Интеко», ранее принадлежавшей Елене Батуриной и символизировавшей превращение московской власти в разновидность бизнеса.

Кадровые изменения способствовали не только снижению уровня коррупции, но и кардинальному обновлению городской элиты за счет чиновников, имеющих опыт успешной работы на федеральном уровне или в других регионах. Началось заметное омоложение управленческого аппарата.

В мэрии Москвы по итогам кадровых перестановок и сложного процесса формирования новой команды достигнут довольно прочный кадровый и организационный баланс.

Вице-мэрами работают выходцы из различных структур: федеральных органов власти (Андрей Шаронов из Министерства экономического развития РФ, Наталья Сергунина из Рос имущества), региональных структур (Марат Хуснуллин из стройкомплекса Татарстана), бизнес-структур (Максим Ликсутов), медиа (Александр Горбенко из «Российской газеты»). Отсутствие тесных неформальных связей в мэрии на горизонтальном уровне способствует более эффективному управлению городским хозяйством, устранению клановости и контролю над чиновниками со стороны Сергея Собянина.

Приток чиновников с федерального уровня, таких как сам Сергей Собянин, резко увеличивает возможности московского региона для продвижения городских интересов в правительстве РФ и администрации президента РФ.

На федеральном уровне Сергей Собянин занимает прочные позиции и смог стать консенсусной фигурой. Его важнейшим ресурсом является личная поддержка со стороны Владимира Путина, с которым его связывает продолжительная и вполне результативная работа. Эта поддержка позволяет нейтрализовать большинство инициатив различных групп влияния, заинтересованных в контроле над ресурсами города. При этом очевидно умение Сергея Собянина учитывать различные политические и финансовые интересы и урегулировать потенциальные конфликты.

Кадровые перестановки активно проводились на окружном и районном уровнях. Однако, в отличие от корпуса вице-мэров и глав департаментов, в этом случае С ергей Собянин часто использовал иную технологию, которая сводилась к перемещению чиновников между территориями. Вероятно, это связано с нехваткой кадров для заполнения всех вакансий в огромном городе и необходимостью в короткие сроки повысить эффективность управления, не имея для этого большой «скамейки запасных». При этом заметно выросла требовательность мэра к деятельности префектов и глав районных управ и ее эффективности.

Москва: проблемы и вызовы. Общественный запрос на мэра-управленца

В Москве управленческий успех всегда обеспечивается за счет соблюдения баланса интересов и удовлетворения потребностей горожан. Особенности и преимущества города очевидны хотя бы потому, что по большинству социально-экономических и демографических показателей он занимает первое место среди субъектов Федерации и является ориентиром для остальных.

Сергею Собянину удалось достичь успеха по ряду социально-экономических показателей. Ярко выраженный рост характерен для номинальной среднемесячной заработной платы (более чем на 10 процентов в 2011–2012 годах; в 2012 году уровень средней зарплаты москвичей достиг 48,7 тысячи рублей). Очевиден значительный прирост объема инвестиций в основной капитал (на 7,8 процента в 2011 году, на 8,5 процента в 2012-м).

Однако социально-экономические возможности Москвы, определяемые ее функциями политического, административного, экономического и культурного центра страны, сопряжены с определенными проблемами и негативными эффектами.

Во-первых, налицо проблемы градостроительной политики (в том числе точечной застройки и строительства дорожно-транспортной инфраструктуры), ставшие долгосрочными последствиями политики прежнего руководства. Произошло перенасыщение рынка дорогой недвижимости (преимущественно жилой): до 2010 года он использовался в качестве универсального инструмента инвестирования.

Во-вторых, экономический успех и градостроительные проекты Москвы привлекают иностранных мигрантов и ускоряют внутренние миграционные процессы (в том числе и с соседней Московской областью). Эти процессы носят различный характер, но по их совокупности Москва имеет высокие показатели миграционного прироста. По официальной статистике, по миграционному приросту в России лидирует Московская область. Однако это связано с тем, что в этом регионе проще получить регистрацию, в то время как работают мигранты преимущественно в столице (по данным Росстата, миграционный прирост населения в 2011 году — 160 человек на 10 тысяч в Московской области и 51 человек на 10 тысяч человек в Москве). Кроме того, Москва в наибольшей степени страдает от притока нелегальных мигрантов.

В-третьих, транспортные проблемы (в особенности загруженность автомагистралей) стали следствием и непродуманной градостроительной политики, и роста как постоянного, так и временного населения Москвы. Особую роль играет в этом контексте взаимодействие Москвы и Московской области: столица обеспечивает область значительным числом рабочих мест. По официальным данным, в Москве трудоустроены 1,5 миллиона человек (более 20 процентов), имеющих регистрацию в Московской области, а экспертные оценки доходят до 3–4 миллионов человек (40–55 процентов). Многие жители Московской области являются постоянными пользователями социальной, дорожно-транспортной и иной инфраструктуры Москвы, тем самым увеличивая нагрузку на город и создавая управленческие трудности московским властям.

В-четвертых, остро встала проблема долговой нагрузки бюджета Москвы. В 2012 году она стала результатом успешного лоббирования интересов крупных финансово-промышленных групп (таких, как Газпром) и последующего принятия федерального закона о консолидированных группах налогоплательщиков. Этот закон позволяет платить налог на прибыль предприятий в регионах, где сосредоточены основные производственные мощности, независимо от места регистрации компании.

В-пятых, коррупционный имидж властей Москвы, сформированный во время работы прежнего руководства, привел к росту недоверия москвичей к власти. Недоверие усиливалось неразвитостью системы местного самоуправления (МСУ). Проблема МСУ связана также с дублированием управленческих структур на районном уровне и с особенностями административно-территориального деления Москвы: с одной стороны, решением вопросов занимаются префектуры и управы как подразделения городского правительства, а с другой — функционируют муниципалитеты с выборными муниципальными депутатами.

Результаты опросов социологических служб во многом совпадают в оценке идентификации ключевых городских проблем самими горожанами.

В Москве сформировался выраженный общественный запрос на мэра-управленца, способного приступить к стратегическому решению проблем жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и миграции. Сергей Собянин имеет мандат на реализацию этого общественного запроса и должен подтвердить его по итогам выборов.

Стратегия и шансы оппозиционных кандидатов в мэры

Из числа конкурентов Сергея Собянина наиболее устойчивой электоральной базой обладает кандидат КПРФ, который к тому же в лице Ивана Мельникова, одного из партийных лидеров федерального уровня, может достаточно легко мобилизовать этот электорат. Иван Мельников в силу своих профессиональных интересов имеет и собственную целевую аудиторию — работников сферы образования, прежде всего — высшего. Поэтому Иван Мельников, претендуя на статус главного соперника Сергея Собянина, будет предлагать достаточно широкую и разнообразную программу, включая проблемы ЖКХ, государственного регулирования цен и тарифов, ограничение притока мигрантов. Маловероятно, что эта программа будет по всем пунктам альтернативной и жестко оппозиционной. Кроме того, как и Сергей Собянин, Иван Мельников ориентирован на политику консенсуса, о чем свидетельствуют его заявления о готовности сформировать в городе коалиционное правительство.

Однако его результат будет зависеть от того, сколько кандидатов будет представлено на оппозиционном поле. Можно прогнозировать, что Иван Мельников получит от 12 до 22 процентов голосов, в зависимости от уровня конкуренции на оппозиционном поле.

Результат кандидата «Справедливой России» зависит от способности Николая Левичева мобилизовать ту базу поддержки, которой партия располагает в Москве, а электоральный потенциал у партии есть. «Справедливая Россия» на выборах мэра сталкивается с той же проблемой, что и КПРФ, но в существенно ухудшенном варианте: ее кандидат является одним из лидеров партии, но для московского избирателя особой привлекательностью он не обладает и как публичная фигура достаточно слаб. От Николая Левичева не стоит ожидать результата, превышающего 7–9 процентов голосов, в худшем случае он может оказаться на уровне 5 процентов.

В еще худшем положении находится кандидат ЛДПР Михаил Дегтярев. Его проблемой является полное отсутствие как известности, так и существенного статуса в своей партии. В этих условиях кандидат может претендовать только на фоновые показатели, не превосходящие 3–5 процентов. Попытки розыгрыша националистической и антииммиграционной карты со стороны кандидата ЛДПР окажутся неубедительными.

В то же время достаточно серьезную поддержку избирателей может приобрести кандидат партии «Яблоко», ее председатель Сергей Митрохин, являющийся представителем либерального сегмента. Ему критически важно усилить и закрепить в городе свои позиции и позиции своей партии. Митрохин среди всех претендентов имеет наибольший опыт работы по городской проблематике, известен постоянным участием в акциях против точечной застройки и других протестных мероприятиях. Сейчас он также начинает активно осваивать миграционную тематику, причем в достаточно жестких формах, рассчитывая расширить свой электорат.

Стратегия Собянина: ставка на реальную политику

Основным слоганом избирательной кампании Сергея Собянина стал «Главное — Москва! Главные — москвичи!». Этот слоган косвенно указывает на проблему миграции в Москве, которая по социологическим опросам входит в первую тройку городских проблем.

Сергей Собянин стремится обозначить в качестве приоритетного направления трансформацию миграционной политики. Он склоняется к ужесточению миграционного законодательства, предлагая ряд сопутствующих мер (введение визового режима с иностранными гражданами из государств СНГ, организация «пропускных пунктов», выведение нелегальных трудовых мигрантов из структур ЖКХ).

Глава города демонстрирует понимание того, что вопрос нелегальной миграции волнует москвичей; при этом он не может единолично принимать решения по ужесточению миграционного законодательства, поскольку его позиции по защите москвичей расходятся с позициями федерального центра (в частности, ФМС) и интересами коммерческих структур, нанимающих дешевую рабочую силу. Собянин уже фактически обозначил основные направления своей программы, которые нацелены на решение резонансных социально-экономических проблем города в долгосрочной перспективе.

Проблема легитимности выборов представляется вполне решаемой. C одной стороны, в связи с высоким уровнем доверия москвичей к Сергею Собянину, а с другой — с ожидаемым участием в выборах кандидатов от крупных партий. В этих условиях выборы привлекут внимание массового избирателя, что также позволит избежать низкой явки.

Сергей Собянин дистанцируется от всех политических сил, решив баллотироваться в качестве самовыдвиженца и завоевать статус «мэра всех москвичей», которому он вполне соответствует: в электорате всех партий уровень доверия Сергею Собянину превосходит уровень недоверия.

Выбор стратегии во многом будет определяться первым этапом избирательной кампании, который фактически уже завершился. Наиболее адекватно в сложившейся ситуации использование стратегии «согласования интересов». Эта стратегия отвечает личному запросу Сергея Собянина на то, чтобы сформировать имидж легитимного, пользующегося широким общественным доверием и конструктивно взаимодействующего с другими политическими игроками мэра — для реализации долгосрочных проектов города, которые должны способствовать решению его системных проблем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:

— Региональные избирательные кампании осени 2013 года приобрели фактически федеральный статус после принятого решения проводить выборы также и в Москве. Причем выборы затрагивают весь столичный регион, поскольку одновременно идет кампания также и по выборам губернатора Московской области. Серьезной имиджевой проблемой организации столичных выборов стало обвинение городских властей в попытке устранить реальную конкуренцию в ходе избирательной кампании. Оно транслируется некоторыми представителями оппозиции и частью экспертного сообщества. В качестве главных аргументов часто приводятся отставка мэра в преддверии сезона отпусков, отсутствие времени для организации конкурентной кампании, неготовность партий и их кандидатов. Поэтому Сергей Собянин стратегически заинтересован в том, чтобы повысить легитимность выборов и уровень их конкурентности. Представленность наиболее влиятельных партий позволяет сделать выборы конкурентными, а избирательную кампанию — содержательно насыщенной.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.