Роспотребнадзор хочет самостоятельно блокировать сайты о суицидах
Роспотребнадзор хочет расширить свои полномочия и готов самостоятельно искать запрещенную информацию в интернете и блокировать сайты, сообщили в ведомстве.
- Ответственность за наличие сайтов суицидальной направленности в сети интернет возлагается исключительно на гражданское общество, что абсолютно недопустимо. В связи с этим, необходимо внести изменения в действующие правовые акты и дать возможность уполномоченным органам осуществлять полноценный надзор — самостоятельно выявлять запрещенную информацию, принимать решения о запрете к ней доступа, — говорится в сообщении.
«Черный список» подлежащих блокировке сайтов с запрещенным контентом (детская порнография, инструкции по суицидам и по изготовлению наркотиков) ведут с 1 ноября 2012 года Роскомнадзор, Роспотребнадзор и ФСКН. К настоящему времени ведомство проверило уже почти 2,2 тысячи сайтов и принял более 2 тысяч решений о блокировке.
Как происходит блокировка сайта
Лицо или предприятие подает в Роспотребнадзор жалобу на сайт, который, по их мнению, содержит вредоносный контент, например, призывает к совершению самоубийства. Роспотребнадзор обязан рассмотреть это заявление и если он сочтет информацию, содержащуюся на сайте, вредоносной, то вносит URL страницы в реестр запрещенных сайтов и направляет уведомление провайдеру хостинга. В течение трех дней провайдер должен удалить с сайта вредоносную информацию или ограничить к ней доступ. Если запрещенная информация удаляется, доменное имя сайта исключается из реестра запрещенных. В противном случае сайт с информацией блокируется.
Эффект Вертера
В середине 70-х американский социолог Дэвид Филлипс решил выяснить, почему в конце XVIII века в Европе значительно возросло число самоубийств. Ученый выяснил, что эти самоубийства носили «подражательный» характер и стали реакцией на новый роман Гёте «Страдания юного Вертера», в котором герой покончил с собой из-за любовных проблем.
Исследуя «эффект Вертера» в ХХ веке, Филлипс выяснил, что в течение 7 дней после того, как в СМИ появляется информация о самоубийствах или смертях известных людей, число реальных самоубийств среди населения резко увеличивается. Ученый также установил сходство между людьми, чей уход из жизни широко освещался в СМИ, с их последователями. Так, например, если «известный» самоубийца был молодым человеком – рост самоубийств наблюдался именно среди молодежи.
Филлипс дал этому простое объяснение: люди, уже находящиеся в «подвешенном» состоянии, отчаявшиеся и удрученные, воспринимают новость о чьей-то смерти как своеобразную подсказку и решение проблемы.
Так, после смерти Курта Кобейна, солиста группы «Nirvana», волна самоубийств прокатилась по всей Европе. А после смерти Виктора Цоя число людей, добровольно ушедших из жизни, увеличилось в Ленинграде почти на 30 %. Среди них были в основном молодые девушки, поклонницы музыканта.
В разное время «толчком» к массовым самоубийствам послужили смерти таких знаменитостей, как Мэрилин Монро и Майкл Джексон. В 2007 году всплеск самоубийств был зарегистрирован вскоре после гибели российского музыканта Мурата Насырова.
Одним из способов предотвратить последствия эффекта Вертера психологи считают ограниченное освещение «звездных смертей» в СМИ. Показательным примером является политика Венского метрополитена. В конце 80-х он перестал разглашать цифры так называемых «смертей на рельсах», после чего численность самоубийств в метро сократилась почти в 3 раза.