Бабочки на ветер. Продажа тропических красавиц стала в столице прибыльным делом
Людей все больше тянет от «железа» к живому. Поэтому «цветы с крыльями» сегодня порхают в оранжереях богатых подмосковных усадеб, на день рождения подружкам их дарят обычные московские студенты, а молодожены заказывают «салюты» из бабочек в столичных загсах.
Красотки любят пиво
У входа в один из павильонов ВВЦ сын и дочь «растягивают» маму. Повиснув на одной руке, мальчик тянет на выставку акул. А девочка хочет к бабочкам. Выигрывает дочка, женщины всегда побеждают.
Прейскурант «Московского дома бабочек»: билет для взрослых — 300 рублей, для детей — 200. Льготникам — скидки.
— Нет, мы здесь никогда не скучаем от отсутствия посетителей, — рассказывает сотрудница МДБ Ирина Шувалова. — Конечно, иногда людей приходит больше, иногда меньше, но они есть всегда. Наибольший наплыв летом, особенно по выходным.
Здесь слегка душно и очень влажно. Между яркой зеленью тропических растений порхают почти невесомые разноцветные создания. Неожиданно бабочка садится на мое плечо.
— Это к счастью, — говорит Ирина. — Быстро загадывайте желание!
Счастье оказалось недолгим, Голубой морфо вспорхнул и улетел, а Ирина повела меня в «роддом», где вчера родилась эта бабочка.
— По-научному он называется инсектарием, — рассказывает она. — В него мы помещаем куколки бабочек, здесь они превращаются в зрелых особей.
В стеклянном кубе на жердочке под ярко светящейся лампой прикреплены серо-бурые коконы, похожие на миниатюрные древнеегипетские мумии. Это куколки. Из некоторых торчат лапки и усики чешуекрылых, стремящихся появиться на этот свет. Две огромные красотки уже родились. Расправленные крылья слегка подрагивают — идет просушка перед полетом.
— Похулиганили они у нас, — неодобрительно замечает Ирина Шувалова. — Никак эти Аттакус атлас не хотели рождаться. Пришлось их на сутки поместить в холодильник, а затем вернуть обратно. Бабочки поняли, что «перезимовали», и процесс пошел.
Вокруг нас порхают десятки бабочек. Обычно здесь одновременно разводят около сотни насекомых 8–10 видов.
Больше всего «крылатых цветов» в «ресторанах»: на столах расставлены плошки с нарезанными кружками апельсинами и бананами, с разведенным водой медом.
— Часть фруктов замачиваем в пиве, — говорит Ирина.
— ?
— Некоторые бабочки питаются цветочным нектаром, но большинство в природе предпочитают фруктовую падалицу. В тропиках, на жаре процесс брожения начинается практически моментально. Поэтому бабочки одновременно и «выпивают», и «закусывают».
А реакция на алкоголь у бабочек бывает разной. Кто-то начинает стремительно накручивать в воздухе круги в поисках партнера для брачных игр, а кто-то просто сидит и грустит у гниющего банана.
В общем, все как у людей...
Большинство посетителей в «Московском доме бабочек» — дети.
— Мы часто организуем экскурсии для школьников, — рассказывает PR-директор компании Андрей Кулешов. — Дети — благодарная аудитория, они с удовольствием, некоторые неоднократно, посещают нашу экспозицию.
О прибыльности бизнеса на восторгах Андрей говорить не стал, сославшись на коммерческую тайну.
— Даже если я назову цифры, то это никак не повлияет на понимание сути вещей, — считает Кулешов. — Очень много затрат на поддержание инфраструктуры: тепла, влажности.
Весьма недешева транспортировка куколок из Юго-Восточной Азии или Латинской Америки. Много рисков: в каком состоянии куколок доставят, выйдут ли из них бабочки, каков будет среди них процесс генетического брака…
Но «Московский дом бабочек» существует уже не первый год. Если бы фирма была убыточной, то яркие южные бабочки давно бы улетели из наших неласковых северных широт.
Первопроходец
— Бизнес трудоемкий, затратный, но имеющий смысл, — говорит первооткрыватель торговли бабочками в России Андрей Тимофеев. — Бешено разбогатеть не получится, не газ и нефть, конечно, но заработать на жизнь можно.
10 лет назад Андрей и его сестра Елена Преображенская завезли в Москву первых куколок.
— Выпускники МФТИ, физики и математики, мы «рассчитали», что эта, пока никем в России не занятая ниша, может приносить доход, — рассказывает Андрей. — Нам с Леной было трудно, но в то же время и жутко интересно: мы сами создавали этот рынок.
Первые доходы почти полностью уходили на рекламу. Брату и сестре приходилось продвигать никому не известную в нашей стране услугу с нуля. Доходило до курьезов.
— Только-только мы открылись, как однажды нам позвонили глубокой ночью и спросили, почем наши проститутки, — вспоминает Андрей Тимофеев. — С трудом удалось объяснить, что торгуем не «ночными бабочками», а тропическими.
Фирме Преображенской—Тимофеева «Мир бабочек» достаточно быстро удалось выйти на объемы продаж, позволяющие постоянно иметь запас этого скоропортящегося товара.
— Главной проблемой этого бизнеса всегда была и остается такая: когда есть клиенты — нет бабочек, когда есть бабочки — нет клиентов, — говорит Андрей. — Сейчас к ней добавилась вторая: украинские контрабандисты из Польши везут куколок через нашу границу без растаможки. Естественно, стоят они у них дешевле, чем у нас, тех, кто работает по-белому.
Да и в целом рынок после кризиса 2008 года просел. Поэтому из работавших в стране 25– 30 компаний выжили всего четыре. Даже моя сестра ушла в другую сферу бизнеса, торгует свадебными платьями. Это стабильнее. Но мне бабочки нравятся, и я их бросать не собираюсь.
Родовые муки в инсектарии
Российские участники рынка бабочек закупают свой товар в основном в Индонезии, Вьетнаме, странах Центральной и Южной Америки. Нанятые менеджеры-иностранцы отправляют оттуда в термобоксах куколок, собранных местными крестьянами на деревьях. Сколько закажут, столько и соберут. Это в тропиках просто. Если бы где-то вдруг возник интерес к колорадскому жуку, то точно так же могли бы зарабатывать и московские дачники: ходи себе по огороду и собирай, «товара» — навалом.
После получения куколок в Москве необходимо позаботиться, чтобы процесс превращения в бабочек прошел успешно. Надо правильно определить их возраст, обеспечить необходимые температуру и влажность, чтобы не «пережарить» и не переувлажнить. Иначе крылья у бабочки потеряют окраску или она умрет в куколке.
— Нормальным уровнем выхода из куколок бабочек считается 80 процентов, — рассказывает Андрей Тимофеев. — Но может составлять и 50 процентов. Из появившихся на свет особей 20 процентов выбраковываются из-за отсутствия товарного вида. Транспортировка куколок из дальних заграниц — это половина накладных расходов.
Не проще ли разводить бабочек в России? Увы, полный цикл выращивания бабочки среди родимых осин абсолютно нерентабелен.
— Это не просто дорого, а безумно дорого в квадрате, — считает Андрей Тимофеев.
— Гусеницы чрезвычайно прожорливы, — подтверждает Ирина Шувалова из «Московского дома бабочек». — У нас бабочки нередко делают кладки яиц. Если не уследим с вечера, то к утру от листьев тропических деревьев остаются только скелетики. Тысяча гусениц съедает за час около трех килограммов листьев цитрусовых. Обеспечить их специфическим кормом в промышленных масштабах фактически нереально.
Большая проблема с контролем производства.
— Иногда бабочки просто не рождаются, хотя вчера из этой же партии куколок вылетели прекрасные экземпляры, — сетует Тимофеев. — Рассчитать точно никогда не выходит. Сегодня у тебя выйдет из куколки одна бабочка, завтра десяток, а послезавтра — две, а тебе нужно было вчера сотню…
Живой товар надо продать максимально быстро: в течение 1–2 дней. Красота и молодость у бабочек скоротечны
Все есть, но хочется счастья
С Андреем Тимофеевым мы встречались в скромном офисе в промзоне.
— Нет никакого смысла заморачиваться с покупкой или арендой дорогой недвижимости, — считает он. — 99 процентов продаж сегодня идет через Интернет. Поступает заявка — формируем заказ — курьер мчится по указанному адресу.
Каналов продаж тропических бабочек два: частные клиенты и корпоративный сегмент — специализированные агентства по организации праздников, свадеб и юбилеев.
— Мы сотрудничаем с торгующими бабочками фирмами на постоянной основе, — рассказывает Владимир Зиновьев из агентства праздничных технологий «Фантайм». — Большинство наших клиентов — состоятельные люди. У них все есть, но хочется счастья. Яркая бабочка — это и есть кусочек счастья. Нередко запуск «салюта» из огромных тропических красавиц используется нами на организуемых праздниках как режиссерский ход. В таких случаях устанавливаем подсветку, синхронизируем «салют» с музыкой.
Андрей Тимофеев в среднем продает от 50 до 100 бабочек в день. Летом, в сезон свадеб, продажи резко увеличиваются. Пиковые дни, естественно, в День святого Валентина 14 февраля и 8 Марта.
Наиболее востребованные услуги в бизнесе — «живая открытка» (бабочка в конвертетреугольнике), «живая валентинка» (конверт в виде сердечка), «салют» (от 5 до 100 бабочек одновременно вылетают из коробки). Штучно продаваемые бабочки стоят дороже, «салютные» идут по оптовой цене.
«Салют» для Аллы Пугачевой
У Тимофеева несколько раз заказывали бабочек для Никаса Сафронова, огромный «салют» запускали на концерте Валерии. А Алле Пугачевой он отвозил тропических красоток сам.
— Это был день рождения Кристины Орбакайте, — вспоминает Андрей. — Но это я, конечно, потом узнал. Позвонили мне вечером, я всех сотрудников уже отпустил. Заказали 50 бабочек. Собрал, упаковал в подарочную коробку, поехал. Открывается дверь, а на пороге — Пугачева. Грустно, говорит, чего-то стало, вот и подумала о бабочках…
Как и любой бизнесмен, Андрей Тимофеев много говорит о трудностях, о том, что после кризиса все не так, все стало хуже. Но в перспективы своего дела он верит безоговорочно.
— Везде на Западе бизнес на бабочках находится в перманентно зачаточном состоянии. В Чехии, например, он вообще зачах. Скупердяи они там все и рационалисты. А русские люди — грубоватые, жесткие, но романтичные. Вы посмотрите на цветочный бизнес в Москве. Казалось бы, ну, сколько тех ромашек-лютиков человеку надо? А киоски стоят повсюду, и работают круглосуточно, даже в Бибиреве, Бирюлеве и Капотне!
Может быть, когда-нибудь в столице на каждом углу будут торговать и бабочками. Вышел из метро, купил россыпь Эльфов, Нуаров и Белых морфо, а дома выпустил под потолок — и вот тебе счастье!
Они были первыми
«Салюты» из бабочек начали запускать на балах при дворе французского короля Людовика XIV (1643–1715). А разведение порхающих красавиц в зимних садах ввела в моду жена Наполеона III (1808– 1873) Евгения.
Из тени в свет перелетая
В числе наиболее известных бабочколюбов — английский банкир лорд Уолтер Ротшильд, физиолог академик Иван Павлов, революционер Николай Бухарин, великий князь Николай Михайлович Романов, писатели Владимир Набоков и Михаил Булгаков.
Кстати, Владимир Набоков открыл 20 новых видов бабочек и дал им названия. Коллекция писателя состояла из 4324 экземпляров. Среди современников надо упомянуть Андрея Макаревича и обладателей одной из самых крупных коллекций в России братьев Мавроди.
Андрей Тимофеев, «первопрохо-
дец» экзотического бизнеса
ЦЕНЫ
«Салют» из VIP-бабочек
5 штук — 6500 руб.
7 штук — 9100 руб.
9 штук — 11 700 руб.
10 штук — 13 000 руб.
15 штук — 18 000 руб.
ТОП-5 НАИБОЛЕЕ ПРОДАВАЕМЫХ ВИДОВ БАБОЧЕК
Александрия
Дневная бабочка.
Ареал обитания — тропики Юго-Восточной Азии.
Голубой морфо
Дневная бабочка.
Распространена в тропических лесах Эквадора и Боливии.
Аврора
Дневная бабочка.
Ареал обитания — юг Европы, Центральная Азия.
Барселона
Дневная бабочка.
Ареал обитания — Юго-Восточная Азия, Филиппины.
Нуар
Дневная бабочка.
Распространена в тропических лесах Индокитая и Индии.
КСТАТИ
В отличие от большинства насекомых бабочки совершенно не кусачие. Единственный «урод» в их семье — бабочки-вампиры из семейства Calyptra. По информации журнала National Geographic они питаются кровью животных и не брезгуют попробовать ее и у человека.