Набережные требуют единых правил игры
Каково может быть дальнейшее развитие территории Москвы-реки, «ВМ» рассказал заместитель председателя Моском архитектуры Александр Тимохов:
— Зона влияния реки обладает большим градостроительным потенциалом, который практически не используется, — считает Тимохов. — Сейчас из 220 километров набережных для общественного использования задействовано всего лишь 25 процентов. Кроме того, основной задачей городских властей является комплексная реабилитация прибрежных территорий с приоритетом развития общественных пространств. Эта работа включает в себя реорганизацию непрофильных промышленных и складских объектов, развитие рекреационных территорий, обустройство набережных для пешеходов, частичное их освобождение от транспорта, а также развитие системы водного транспорта.
Проекты прибрежной инфраструктуры у судостроителей уже давно есть. И это не пожароопасные старые дебаркадеры, которые портят вид города, а современные комплексы на плавучих железобетонных подушках. Но их осуществлению мешает ряд проблем.
— Развивать водные пути и водный транспорт в Москве мешает отсутствие единых и понятных правил игры,— объясняет президент Национальной ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский. — Нам не нужно менять законодательство, все уже и так разработано. Просто федеральные законы не учитывают особенностей города, откуда и возникает конфликт. Сейчас около 50 организаций занимаются контролем и управлением в этой области! Чтобы решить проблему, мы предложили создать управляющую компанию, которая будет согласовывать все обязательства с городом.
Для этого необходимо прописать некие корпоративные правила, в которых будут указаны все правила этого сотрудничества. Сейчас мы ждем от властей даты проведения двух экспертных советов.
Отметим, что вопрос установки водных объектов необходимо согласовывать с правительством страны, так как набережные относятся к ответственности городской власти, а вот река имеет федеральное значение. Кстати, в Европе — те же самые проблемы.
— По сей день схема появления всех дебаркадеров на Москве-реке крайне непрозрачна, а значит, и коррупциогенна, — считает председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности Игорь Протопопов. — Решение может быть таким: чтобы водные строения современного типа существовали благополучно, надо применить схему мелкорозничной торговли. Город определяет план размещения объектов и их концепцию. И после этого все выставляется на аукцион, скажем, на пять лет.
КОММЕНТАРИЙ
Юлия Сахаровская, инвестор, аналитик и финансовый консультант:
— Бизнес-привлекательность современных дебаркадеров очевидна. Это не только креативные варианты построек, но и финансовая выгода. Возведение дебаркадера намного экономнее постройки на суше.
Считаю, что нам необходимо перенять опыт западных стран и активно использовать набережные. Например, в соседнем Киеве дебаркадеры используются очень эффективно, и они прекрасно вписываются в окружающую среду.