10 ярких цитат из произведений Мишеля Фуко
Представитель французского структурализма, идейный вдохновитель целого поколения учёных, Фуко прославился в качестве исследователя проблем наказания, дисциплины, сумасшествия и сексуальности.
Родился Мишель в семье врача-хирурга, окончил колледж Святого Станислава, а затем – престижный парижский лицей Анри Четвертого. Философией заинтересовался, когда учился в институте. Особое влияние на него оказали работы Гегеля и Хайдеггера. В своей первой книге "История безумия в классическую эпоху" (1961) Фуко проанализировал социальные идеи и представления, сформировавшие принципы "отчуждения" безумца от общества. Главной целью исследований Фуко было построение особой дисциплины – "археологии знания", изучающей историческое изменение мыслительных систем.
Интеллектуальным предшественником Фуко принято считать Фридриха Ницше. Но если последний провозгласил смерть Бога, то первый обозначил смерть человека.
Фуко создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Отступления от христианских норм жизни, постоянный поиск все новых наслаждений, привели его к неразрешимым проблемам и к неизлечимым болезням. Последние годы жизни Фуко работал над книгой "История сексуальности", первый том которой вышел в 1976 году. Умер мыслитель 25 июня 1984 года в Париже.
"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых цитат из произведений философа.
1. "Мы исторически обречены на историю, на терпеливое конструирование дискурса над дискурсом, на задачу слушать то, что уже было сказано" ("Рождение Клиники").
2. "Современный художник – это тот, кто сможет в этой сегодняшней моде заставить увидеть существенное, постоянное, навязчивое соотношение между нашей эпохой и смертью ("Что такое просвещение").
3. "Зачем художнику работать, если его живопись не меняет его самого? ("Я минималиста", интервью 1983 года).
4. "Весьма возможно, что мы принадлежим к критической эпохе отсутствия основополагающей философии, о котором нам напоминает в каждый момент господство и неизбежность: эпохе разума, которая непоправимо отделила нас от обычного языка ("Рождение Клиники").
5. "Современность отличается от моды, то есть от простого следования течению времени; эта установка позволяет схватить то "героическое", что есть в настоящем ("Что такое просвещение").
6. "В преступлении следует видеть не слабость или болезнь, а бурлящую энергию, "взрыв протеста во имя человеческой индивидуальности", что, несомненно, объясняет странную чарующую силу преступления ("Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы").
7. "Безумие завораживает человека отовсюду. Фантастические образы, рожденные им, – отнюдь не мимолетные видимости, что скоро стираются с поверхности вещей. Странный парадокс: все эти порождения причудливейшего бреда были изначально скрыты в лоне земли как некая тайна, как недосягаемая истина ("История безумия в классическую эпоху").
8. "Чем дальше мы движемся в интерпретации, тем ближе мы становимся к той абсолютно опасной области, где интерпретация не просто вынуждена повернуть вспять, но где она исчезает как таковая, как интерпретация, вплоть до исчезновения самого интерпретатора ("Ницше, Фрейд, Маркс").
9. "Небытие в смерти отныне – ничто, потому что смерть уже всюду, потому что сама жизнь была всего лишь тщеславным самообманом, суесловием, бряцаньем шутовских колокольчиков и погремушек ("История безумия").
10. "Да, бокал вина, хорошего вина, старого и т.д., может быть источником наслаждения, но это не для меня. Удовольствие должно быть чем-то невероятно насыщенным. ("Я минималиста", интервью 1983 года).