Теле-шоу калечат и убивают детей
В январе будущего года Госдума планирует рассмотреть законопроект, вводящий запрет на участие несовершеннолетних в телешоу. Мотивировка: ребятишки получают сильнейшие стрессы, у многих психика остается поврежденной на всю оставшуюся жизнь. Фиксировались случаи самоубийств юных участников шоу.
К тому же, полагают авторы документа, дети на ТВ превратились в объект бизнеса. Они лишь реквизит в душещипательных историях. У зрителя вышибает слезу, рейтинг растет, рекламодатели размещают рекламу, все довольны. Кроме детей, до которых по большому счету никому нет дела.
По поводу использования в ток-шоу детских трагедий ранее обращались в прокуратуру отдельные граждане и члены Общественной палаты РФ. Однако результатов не получили.
В ноябре прошлого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила направить «жесткие обращения» ко всем телеканалам и СМИ о недопустимости показа в телешоу детей, пострадавших в результате насилия, и публикации их персональных данных: «Невозможно без содрогания смотреть, когда на этом делают рейтинги телеканалы, или когда с таким смаком показывают детские суициды, тем самым пропагандируя их».
В мае позапрошлого года уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова с возмущением сообщила в своем блоге, что столичные тележурналисты ночью пытались вывезти для участия в телешоу восьмиклассника, который мог что-нибудь рассказать о своих приятелях, изнасиловавших соученика. Корреспонденты совершили это без разрешения законных представителей ребенка.
Чудовищная история надругательства над подростком получила широкую огласку: в конце апреля названного года несколько старшеклассников, под предлогом возврата несуществующего долга, несколько раз ввели палку в задний проход 13-летнего школьника.
«К сожалению, телевизионных журналистов не может остановить ни то, что подозреваемые – несовершеннолетние, ни то, что обвинение не предъявлено, ни то, что это вмешательство в частную жизнь, - сообщала в блоге детский омбудсмен. - Сейчас дети (пострадавший и его семья, подозреваемые и даже просто знакомые ребят) находятся под сильнейшим давлением со всех сторон. Журналистами опрошены ученики школ, дальние знакомые, вскрываются личные ящики. Около дома пострадавшего дежурят телекамеры, бабушку, пожилую женщину, чуть до инфаркта не доводят с требованием комментариев. Матери звонят почти с угрозами: вы все равно дадите нам интервью!»
- Любой телевизионный проект, особенно если он соревновательный, вызывает у ребятишек стрессы, - обосновывает необходимость принятия проекта кандидат исторических наук, педагог, заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной защите и делам ветеранов Елена Афанасьева. – Даже сдача школьных экзаменов приводит к стрессам. А когда дети соревнуются на миллионную публику – их состояние усугубляется многократно.
Считаю, что в настоящее время организаторам телешоу следует отдавать себе отчет: дети – это дети, к ним необходим особый подход. Человеку любого возраста сложно перенести проигрыш. Для несовершеннолетних он - серьезная драма. А если проигрыш публичный – трагедия. Окружение ответит ему если не пренебрежением, то насмешками.
Такие программы можно оставить в том случае, если они станут гуманными, исключат вариант проигрыша. Каждый ребенок должен быть в какой-то степени оценен. Например, к участникам конкурсов красоты относятся бережно: одним дают титул королевы, другим – «Мисс симпатия», третьим – «Мисс зрительских оценок». И в ток-шоу к детям необходимо применять этот элемент.
Глупых детей не бывает. Создателям шоу всегда следовало об этом помнить и осознавать: сегодня юный участник не сумел ответить, завтра – ответ непременно «всплывет».
Увы, наши телешоу исходят из принципа «хлеба и зрелищ», абсолютно не заботясь о детской психике.
«Он хотел стать обычным человеком»
Случаи самоубийств несовершеннолетних участников шоу, действительно, фиксировались.
10 мая 2010 года повесился на балконе своей квартиры на компьютерном шнуре 17-летний участник российско-украинской телевизионной игры «Самый умный» Максим Мосный. Трагедия произошла в столичном Зеленоградском округе. Незадолго до гибели вундеркинд сказал приятельнице: «Я не выиграл ничего в этом году. Я больше не самый умный. Кому я теперь нужен? И зачем мне такая жизнь?».
1 февраля 2011 года в украинском городе Запорожье свел счеты с жизнь другой участник телеигры – 18-летний Сергей Резниченко. Ночью юноша выбросился из окна восьмого этажа общежития Запорожского национального университета. «Я – Бог», – такую запись Сергей оставил на мониторе своего компьютера в общежитской комнате.
Максим Мосный впервые принял участие в проекте «Самый умный», вела который Тина Канделаки, в 12-летнем возрасте. Уже тогда, по словам школьных педагогов, он отличался поразительными успехами в учебе: запойно читал классическую и историческую литературу, увлекался химией.
Возглавлял команду «Мосный и Ко» в игре «Что? Где? Когда?» в Зеленоградской лиге, становился многократным призером различных городских олимпиад по биологии и химии.
Отличником не был, но с ходу отвечал на любой вопрос учителя. Собирался продолжить образование на историческом факультете МГУ, но до получения аттестата о среднем образовании не дожил.
- В 2005 году, после первого участия в «Самом умном», Макс мгновенно стал знаменитым, хотя игру не выиграл, - рассказывает школьная приятельница погибшего вундеркинда Ольга. – Семья его не являлась выдающейся, однако родители всегда считали сына гением. Этот факт и победы во множестве соревнований убедили Макса, что он, и вправду, великий. Да, он был очень умным и талантливым. Однако семья, похоже, внушила: ты – самый лучший! А затем начались проигрыши. Каково это для всероссийской знаменитости?! Макс переживал отчаянно. Мы пытались успокоить: «Так бывает. Победы вернутся». Он не верил. Однако мы и предположить не могли, что Максим решит уйти навсегда.
- Стало быть, его увело снижение славы?
- Если бы не участие в «Самом умном», Макс, возможно, не возомнил бы себя уникальнейшим. Выходит, телешоу способны не только возвысить, но и лишить жизни.
13-летнего Сережу Резниченко, после дебюта в «Самом умном», украинские журналисты окрестили «вундеркиндом из Мелитополя» (школьник проживал в этом городе). Мальчик считался «гордостью школы», и не одной: поступил в гимназию, перешел в другую, специализирующуюся на одаренных детях, аттестат получил в областном педагогическом лицее «Творчество». В совершенстве владел тремя языками, с раннего детства писал стихи и прозу, решал сложнейшие математические уравнения, разбирался в химии, физике и биологии - свидетельствовали учителя и друзья.
В подростковом возрасте Сережа занимался в запорожской биологической секции Малой академии наук Украины, выиграл всеукраинский конкурс, за что получил компьютер. После появления в телешоу «Самый умный» для способного ученика наступил звездный час. В пяти играх за три года вундеркинд показал высокие результаты, попал в число лучших игроков сезона украинской команды.
В университет он поступил 15-летним. Такое в истории вуза случилось впервые. Однако уже на первой сессии подросток получил в качестве среднего балла «четверку» и до четвертого курса держался примерно на том же уровне. Водились за ним и «хвосты», правда, студент Резниченко их успешно пересдавал. А на последней в его жизни сессии снова возникли долги.
Впоследствии студенты и педагоги рассказали: частенько вместо визитов в аудиторию одаренный юноша оставался в своей комнате и сидел в интернете. Но, по их предположению, главной причиной трагедии стали не проблемы с учебой - студентам дают три недели после сессии на сдачу долгов.
В последний время Сережа в компаниях стал рассказывать о теории, согласно которой физические возможности людей ограничены лишь шаблонами, укоренившимися в сознании. И если человек не знает, к примеру, о всемирном законе тяготения, то, упав с высоты, не разобьется, а зависнет в воздухе. Избавить от стереотипов организм может только в условиях, не совместимых с жизнью. В этот критический момент человек способен абсолютно на все – таким образом он становится равным Богу.
После гибели Резниченко украинские СМИ и сокурсники утверждали, что знаменитого мальчика сломило то, что он «потерял» себя, утратив былую известность. Пытался выкарабкаться – стать таким, как все. Не получилось. Тогда вычитал в Сети про эту теорию.
- Возможно после смерти он надеялся перевоплотиться в обычного человека, - высказал предположение один из соучеников ушедшего вундеркинда.
Кто виноват?
Известный психолог, участница рейтинговых телешоу Наталья Варская поддерживает мнение о том, что к уходу одаренных юношей причастны телепроекты: вначале мальчишки стали звездами, а затем жизнь опустила их на землю.
- Звездность можно сравнить с наркоманией и алкоголизмом – заменить эйфорию нечем – только «травой» или спиртным, - продолжает специалист. – Когда уровень популярности снижается – у юнцов начинается страшная депрессия. Даже у взрослых вследствие этого она происходит. А у детей и подростков психика неокрепшая, толком не знают кто они, процесс идентификации не завершен.
Полагаю, что с психологической и психиатрической позиций участие несовершеннолетних в телешоу необходимо запретить. А если сделать этого не удастся, то устроителей программ нужно обязать привлекать психологов, которые станут тестировать претендентов на участие в шоу. И после окончания съемок с ними должны общаться психологи. Нередко на такие передачи попадают дети, имеющие расстройства психики. Для них это может завершиться губительно.
Доктор медицинских наук, старший научный сотрудник ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского» Лев Пережогин считает, что психологи не помогут, всю ответственность за деток несут их родители: «Они обязаны определить, допустимо ли участие их ребятишек в ток-шоу. Кому как ни мамам и папам знать про особенности сыновей и дочерей: характер, склонности, привычки?!
Если с детьми приключилось после программы что-либо плохое – виновны родители и только они».
Психиатр, доктор медицинских наук Александр Дрейзин солидарен с позицией г-на Пережогина: «Оговорюсь: не все родители способны адекватно оценить состояние своих детей. Поэтому нужно постоянно консультироваться с психологами – информация о происходящем с отпрысками будет всегда. А ответственность за происходящее с детьми, действительно, несут исключительно папы и мамы».
Николай Сванидзе: «Я не приглашал бы детей…»
Жительница Санкт-Петербурга Анна рассказывает, что и ее сына-школьника телевизионщики из Москвы пытались «уволочь на телешоу», чтобы рассказал о своих приятелях, изнасиловавших соученика.
- С тех пор ко всем журналистам отношусь крайне плохо. Мой сын по сей день не отошел от потрясения, а прошло уже более двух лет! Он никогда не предполагал, что взрослые люди, тем более журналисты, способны на такую низость, - негодует петербурженка. – А что испытали в те дни родные потерпевшего мальчика – словами не передать! Их шок от действий столичных корреспондентов был не меньшим, чем от известия о надругательстве над ребенком. Что же это такое?! Неужели нет никой управы на таких представителей СМИ?
К сожалению, на многочисленные телефонные звонки ни экс-ведущая «Самого умного», ни ведущий ток-шоу, на которое пытались «уволочь» питерских школьников не ответили.
Высказать свою позицию о ситуации и отношение к проекту закона согласился известный телеведущий Николай Сванидзе: «На месте создателей шоу я никогда не пригласил бы на него детей, ставших жертвами насилия, либо прошедших через иные критические ситуации.
Мало того, не приглашал бы и взрослых, причастных к насильственным действиям. Входит в студию мужчина, подозреваемый в избиении близких, а присутствующие автоматически ему аплодируют.
Что касается соревновательных телепроектов, то, на мой взгляд, надо собрать группу серьезных специалистов, способных разобраться в ситуации. Возможно, они выработают систему, которая обезопасит участников телеигр».
* * * Школьная приятельница Максима Мосного, в завершение нашего разговора, произнесла: «Предполагаю, что и Максим, как впоследствии его «коллега» по игре Сережа Резниченко, надеялся после гибели превратиться в обычного человека».