Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Протодьякон Андрей Кураев: Люди ждут очищения Церкви

Сюжет: 

К барьеру!
Общество
Отец Андрей Кураев считает, что за его увольнением стоит «гомосексуальное епископское лобби».
Отец Андрей Кураев считает, что за его увольнением стоит «гомосексуальное епископское лобби». / Фото: photoexpress

После поднятой дьяконом Андреем Кураевым темы о затронувшей РПЦ практике нетрадиционных сексуальных отношений она стала приобретать более широкое звучание, хотя она по сути своей не нова и не уникальна. Правомерно ли общественное обсуждение сугубо внутрицерковных проблем? Наверное, да, если исходить из того, что пастыри Церкви по определению должны нести нравственные начала.

Беседа с о. Андреем началась с лобового вопроса, который вряд ли выглядел оригинальным.

Почему именно сейчас вы решили рассказать о голубом лобби в РПЦ?

— Сама эта тема давно обращала на себя внимание в церковной среде. Священники, епископы и семинаристы с горечью рассказывали мне об этом. Но эти рассказы неизменно сопровождались просьбой: «Ой, только ты никому об этом не говори. На меня не ссылайся».

И вот в декабре появились жалобы казанских семинаристов на домогательства. Эти жалобы убедили комиссию Московской патриархии, что такая проблема существует, а следы работы самой этой комиссии попали в казанскую прессу. Эти жалобы могли быть придавлены голубым лобби. И я решил поддержать комиссию Патриархии — сделать тему достаточно публичной, чтобы ее нельзя было замолчать. Просто хотелось помочь конкретным ребятам из этой семинарии.

Но последующая реакция оказалась более чем неожиданной. Меня выгнали из Московской академии, а сегодня отец Всеволод Чаплин уже угрожает мне отлучением от Церкви.

Две недели после моей статьи про гомосексуальное епископское лобби Патриархия молчала. Я полагал, что она могла бы выбрать из четырех возможностей: 1) промолчать; 2) начать борьбу за нравственное очищение Церкви; 3) «симметрично» наказать и меня, и гомоепископов; 4) открыть огонь только по мне как нарушителю заговора молчания. Сегодня стало ясно, что выбран наихудший для будущего Церкви вариант.

Страсть мщения оказалась выше разума.

Вы упомянули, что около 50 епископов из 300 принадлежат к голубому лобби. Неужели так много?

— По тем жалобам, которые получаю я, да — такое число епископов. Но само лобби — гораздо больше. К лобби принадлежат люди, которые не только сами участвуют в этом грехе, но и те, кто об этом молчит, кто покрывает это. Скажем, есть нормальный епископ — аскет и подвижник. Но он боится связываться с голубыми карьерно-перспективными священниками, у которых есть связи в московских верхах. И поэтому он их награждает, он их повышает, дает хорошие характеристики, хотя в душе, конечно, презирает. И получается, что человек стал заложником и соучастником работы этого голубого лобби.

Некоторые имена вы даже назвали. Был эпизод, что при патриархе Алексии нескольких епископов отстранили, а при патриархе Кирилле вернули.

Это Гурий, Савва и Никон. Почему их вернули?

— Я не знаю. Это вопрос к патриарху. И беда в том, что Патриархия не сделала даже попытки объясниться с людьми. Есть такое церковное правило, сформулированное еще апостолом Павлом, что «епископ должен иметь доброе свидетельство от внешних», не говоря уже о церковном народе.

В данном случае речь шла о людях, у которых дурная репутация. Правдиво это или нет — это другой разговор. Но вот репутация у них дурная.

А репутация — это факт, влияющий на восприятие этого человека множеством людей.

И по-хорошему, надо было сначала исправить репутацию, объяснить людям, а потом уже назначать. За такого рода решением стоит авторитарный стиль управления Церковью. И просто презрение к людям. Кого хотим, того назначим. А ваше мнение нам фиолетово.

А Гурий, Савва и Никон какие должности сейчас занимают?

— Никон, кажется, викарий Пермской епархии. Савва — в Приднестровье. Гурий — в Казахстане.

А Анастасий, который тоже упоминался, где?

— Он остался в Казани на своем месте. Он по-прежнему митрополит. Он даже угрожает священникам: «Если пойдешь против меня, с тобой будет то же, что с Кураевым». И у него все хорошо. Из Казани в Тверь переведен обвиняемый проректор — игумен Кирилл (Илюхин). Но по тому, что мне рассказывали казанские семинаристы, беда в том, что в Казани все руководство этим грехом повязано. И почетное устранение одного человека не решает этой проблемы.

Есть версия, что специально в советские годы в РПЦ внедрялись голубые священники. Это так? Или они всегда там были?

— Они были всегда. Но в советские годы КГБ помогало их карьере. Скомпрометированный человек легкоуправляем.

О Ленинградском митрополите Никодиме Ротове — учителе патриарха Кирилла — всегда ходило много слухов. Сейчас все вышло на поверхность. У него точно была голубая ориентация?

— Точно можно говорить только об одном. Что у него была именно такая репутация — это факт новейшей церковной истории. С первых моих лет учебы в семинарии при упоминании его имени сразу же и монахи, и священники употребляли термин «Никодимов грех». И все понимали, о чем идет речь.

Но еще раз — человек и его репутация не всегда одно и то же. И все же наличие определенной репутации становится значимым фактором биографии данного человека.

Иван Охлобыстин предложил вернуть уголовное наказание за мужеложство. Не начнется ли в Церкви охота на ведьм?

— Сегодняшнее интервью Всеволода Чаплина показывает, что на роль ведьмы назначен я.

А в остальном — нет. Охлобыстин — частное лицо, он не лидер церковной политики.

Сейчас много карьеристов приходит в Церковь?

— Да. Сейчас Церковь некоторыми людьми воспринимается как один из карьерных лифтов.

Происходит открытие множества новых епархий, и это дает возможность множества синекур для офисного планктона в рясах. Можно сидеть рядом с епископом, формально считаться монахом, но на самом деле серьезно к исполнению монашеских обетов не относиться. Есть такая печалька в нашей церковной жизни.

И когда молодой человек находится рядом с епископом, не имеет серьезной работы, молитвы, физической нагрузки, питание у него сверх нормы — банкеты для епископа и его спонсоров… Жизнь такого карьериста глубоко безнравственна по определению. Он все время ищет, как сделать своему начальнику приятное.

Есть огромный риск, что такой человек сорвется во что-то очень нехорошее.

Вы не боитесь мести за ваши разоблачения?

— Все возможно. Но у меня здесь по соседней комнате ползает семимесячный внучок. И мне уже пора думать о том, что я ему расскажу. Я ему собираюсь рассказывать легенды, сказки, героические истории про воинов и богатырей.

И если он однажды меня спросит: «Дедушка, а ты сам воевал или нет?» И что я ему скажу: «Ты знаешь, один голубой дракон зашипел на меня. Я испугался и спрятался в домике».

Неудобно мне будет. Пришла и мне пора дать ответ на классический вопрос: «Какой пример вы подаете детям?!»

Некоторые критики обвиняют вас, что вы играете в одной команде с пятой колонной. Якобы пытаетесь раскачивать нашу хрупкую Церковь?

— Наша Церковь уже 20 лет спокойно растет. Церковь — общенародная. Это одна из скреп политического строя. Церковь достаточно сильна и здорова для того, чтобы заметить свои собственные проблемы и самостоятельно их решить.

У нас спокойная ситуация. Войны нет. Государственная власть настроена благожелательно по отношению к Церкви.

Идеальные тепличные условия. Если в этих условиях откладывать операцию… Надо, как в футболе, решиться на обновление состава даже ценой одного проигранного сезона.

И будет гигантское уважение — молодцы! Сами решили проблему. Что касается моей политической позиции, то ее просто нет. У меня одна идентичность. Я член Русской православной церкви. Мне говорят: как ты посмел пойти на встречу с девушками из Pussy Riot. А вы почитали — что я им сказал? Обсуждается только сам факт встречи. Скажу словами Александра Галича: «Не волнуйтесь, я не уехал. И не надейтесь, я не уеду». Я остаюсь в России и в Русской православной церкви. Патриарх Кирилл — мой патриарх. Даже если он лишит меня сана.

Совместные акции с Pussy Riot планируете?

— Мы завершили встречу на том, что надо помогать людям, находящимся в условиях лишения свободы. Я и сам езжу по тюрьмам. Но чтобы у меня был доступ к заключенным, нужно, чтобы руководство колонии, зоны не видело во мне какого-то агента.

Чтобы я был равен самому себе. Я пришел, рассказал о душе, о вере, о Христе, о Евангелии. И мне важно сохранить мою чисто церковную идентичность. Именно для того, чтобы работать за пределами храма, в тех же зонах или университетах.

Вам не перекрыли возможность выступать?

— Да, теперь карьерно-ориентированные священники и епископы забудут мой телефон.

Как вы прогнозируете развитие этого скандала?

— Все очевиднее разрыв календарей: мир живет в XXI веке, а наша Церковь — в «просвещенном абсолютизме» с крепостным правом в придачу.

В Церкви установилась система, которая называется «ксенократия» — власть чужаков.

Элита прописала для себя совсем другой закон, чем для нас. Это как каста секретарей обкомов при Брежневе — неподсудная корпорация епископов. Когда даже за преступление не лишают сана, а лишь на время отправляют в почетную, но денежную отставку, а потом возвращают.

Власть и народ в Церкви разъезжаются по встречным полосам. И нынешнее «укрепление дисциплины» лишь отягчает общий кризис.

СПРАВКА

Андрей Кураев родился 15 февраля 1963 года. Известный писатель, богослов, философ и публицист. В старших классах школы Андрей Кураев выпускал газету «Атеист». В 1979 году в 16 лет он поступил на философский факультет МГУ, кафедра истории и теории научного атеизма.

29 ноября 1982 года крестился в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию.

В 1994 году в Институте философии РАН защитил диссертацию «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» на соискание ученой степени кандидата философских наук.

В 1995 году защитил диссертацию «Традиция. Догмат. Обряд» на соискание степени кандидата богословия в Московской духовной академии.

15 февраля 2003 года патриархом Алексием награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.

Автор книг: «Вызов экуменизма», «Если Бог есть любовь», «О нашем поражении», «Раннее христианство и переселение душ», «Сатанизм для интеллигенции», «Соблазн неоязычества», «Школьное богословие».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Протоиерей Всеволод Чаплин: Отец Андрей тиражирует сплетни

Всеволод Чаплин уверен, что Андрей Кураев «подсел на духовный наркотик — частоту упоминания в СМИ, поддержку не любящих Церковь информационных ресурсов, привлечение внимания необычными высказываниями». Несколько дней назад о. Всеволод на телеканале «Союз» призвал о. Андрея свернуть информационную кампанию против РПЦ и «слушать Бога, а не блоги». Призыв не был услышан.

Опальный дьякон продолжает публиковать «крамолу» на своих интернет-ресурсах. Выполняя свое обещание, данное «Вечерней Москве», о. Всеволод прокомментировал события, которые у всех на слуху. (читайте далее...)

Максим Шевченко: Отец Андрей Кураев поднял больную тему, гонения на него будут продолжаться

По нашей просьбе на острую тему высказался православный публицист, известный журналист, политолог Максим Шевченко.

— Максим Леонардович, что вы думаете о призывах дьякона Кураева к РПЦ — очиститься от голубого лобби?

— О том, что рассказал дьякон Андрей Кураев, должен думать Священный синод. Об этом много писали, мне приходилось с этим сталкиваться.

Я считаю, что Церковь должна очиститься от всех, кто позорит священнический сан, — в отношении кого есть такие подозрения. Все это должен решить церковный суд. О. Андрей взвалил на себя очень тяжелую миссию — разговор о голубом лобби в РПЦ.

Я так понимаю, к нему обратились студенты — ребята из Казанской семинарии. Отцу Андрею невозможно пойти против совести, против Христа. Он, очевидно, дал слово. И поклялся самому себе — быть может. Или духовник ему сказал: «Стой до конца».

Отец Андрей не прав только в одном — он стал апеллировать к либеральной общественности. Во всем остальном он абсолютно прав. (читайте далее...)

О мой блог!

Колонка обозревателя Екатерины Рощиной:

Новое время принесло новые реалии. Люди, конечно, всегда писали дневники. Обычно - в стол: в надежде, что станешь ты потом великим, и после смерти дневник опубликуют.
Тогда-то все и узнают, кто тебя обижал, о чем ты думал, лет эдак сто назад. Подавляющее большинство "дневников" до широкой публики не доходило, шли на растопку печки. Но некоторые - штучные - публиковали.

Мой любимый писатель Юрий Нагибин всю жизнь писал свой "Дневник". Писал для себя, не для публикации. Потом, уже в конце жизни, издал. Без купюр. Книга вызвала скандал: резкий, наблюдательный, острый, Нагибин "припечатал" многих. Помню, как эту книгу читали, находили знакомых (издательский мир тесен), шушукались. Но все это было уже далеким прошлым. Большинства из тех, про кого писал Нагибин, и в живых-то уже не было... (читайте далее...)

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.