Тайна каракки «Санта Мария». Пропавший флагман Колумба
Сюжет:
Третий глазНа самом деле сегодня нет ни одного оригинального чертежа или изображения корабля Колумба, есть лишь многочисленные копии. Но найденные Клиффордом фрагменты полностью соответствуют историческому описанию «Санта-Марии».
Для того, чтобы провести экспертизу и точно установить принадлежность судна, ученым предстоит поднять обломки на поверхность.
Флагман Колумба «Санта-Мария» разбился в 1492 году. Дело было на Рождество.
Судном управлял неопытный юнга. Из части обломков построили форт...
68-летний археолог уже обратился к местным властям с просьбой обеспечить охрану территории, где был найден каркас, чтобы продолжить более глубокие и детальные раскопки и исследования. Хотя с предупреждением он немного опоздал: на второй пресс-конференции, состоявшейся 15 мая, исследователь заявил, что судно уже было разграблено подводными пиратами. «Что-то могло быть украдено несколько месяцев или несколько лет назад», —уточнил он.
Напомним, что в 1492 году Христофор Колумб направился на запад, чтобы найти другой путь в Азию. Колумбу было предоставлено три каравеллы: «Санта-Мария» (около 40 метров длиной), «Нинья» и «Пинта» (примерно по 20 метров).
Даже для того времени эти корабли были очень маленькими. Личные постели на судне были только у Колумба, капитанов кораблей и нескольких членов команды. Матросы спали по очереди на полу в трюме, на бочках и ящиках.
Во время этой экспедиции было сделано открытие, изменившее мир: это произошло в тот момент, когда матрос с «Пинты» увидел в подзорную трубу очертания берега и радостно воскликнул: «Земля!» Чуть позже каравелла «Санта-Мария» разбилась у побережья Гаити.
На дне акватории, связывавшей некогда Испанию и Португалию с их колониями, за века накопились несметные богатства. Серебряные монеты, стеклянные бокалы, фарфоровая посуда и женские украшения — все это трофеи подводной охоты. Часть предметов выставлена в Музее подводной археологии Санто-Доминго. В Испанию по этому маршруту переправляли и золото, которое добывали или отбирали у индейцев. Многие галеоны становились добычей английских и французских пиратов или шли на дно, попадая в шторм. Предположительно, только вблизи берегов Панамы утонуло не менее 10 процентов всего морского флота Испании, который переправлял награбленные богатства в Европу.
Как считает известный морской археолог Роберт Маркс, у берегов Колумбии с 1500 по 1825 год затонуло около 1200 кораблей, и в трюмах многих из них покоятся сундуки с золотом, серебром и драгоценными камнями.
Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф. По договору с испанским двором Колумб арендовал «Санта-Марию», но и хозяин был на борту. Ла Коса оставил несколько изображений кораблей, однако испанский флаг несут лишь два из них, и то те, которые рисовальщик набросал наименее отчетливо. Так что никаких доказательств, что на рисунках изображена именно «Санта-Мария», не существует. Сам Колумб в своем журнале говорит о «Санта-Марии»и как о каракке, и как о каравелле.
Тем не менее удалось установить, что это была трехмачтовая каракка типа нао длиной не более 25 метров. Длина «Санта-Марии» в разных источниках оценивается в 70 футов или в 82 фута, что составляет, соответственно, 21,4 метра или 25 метров, вместимостью до 40 человек, ширина 6,7 метра, водоизмещение 237 тонн, грузоподъемность 100 тонн. Вооружение: четыре 20-фунтовых пушки, шесть 12-фунтовых, восемь 6-фунтовых, несколько шпрингалов и мортир и около сотни тяжелых мушкетов.
Корабль был построен в Галисии и наречен La Gallega («галисийка»). Экипаж называл корабль именем Marigalante («Галантная Мария»).
Поселение получило название Ла-Навидад (Рождество) по дате гибели «Санта-Марии». Современное название этого города —Mole Saint-Nicolas.
Возможно, вскоре на земле одной тайной станет меньше: станет точно известно, где именно высадился великий мореплаватель Колумб и как выглядел его корабль.
Так будет поставлена точка в одной из самых удивительных в мире историй, где тесно сплелись и подвиг исследователя, и величайшее открытие, и забавная ошибка...
ФАКТ
Задолго до Христофора
21 декабря 2007 года у берегов южно-китайской провинции Гуаньдунь со дна моря на глубине 20 метров было поднято затонувшее около 800 лет назад судно длиной 30,4 метра и шириной 9,8 метра — примерно в полтора раза больше, чем у флагманской каравеллы Колумба «Санта-Мария» три столетия спустя.
На борту судна, получившего условное обозначение Nanhai No.1 («Южно-Китайское море № 1»), нашли до 80 тысяч предметов, представляющих большой интерес для археологов: фарфор, сосуды из золота и серебра, а также около 6 тысяч медных монет.
По мнению археологов, судно датируется периодом династии Южная Сун (1127–1279 годы).