Политолог Михаил Александров: "Анкваб отказался разговаривать с людьми и занял позицию нарцисса"
Сюжет:
Противостояние в АбхазииВ Абхазии продолжается правительственный кризис. Спикер парламента Валерий Бганба назначен и.о. президента в виду того, что избранный глава государства Анкваб "неспособен осуществлять полномочия и обязанности президента".
Что происходит в Абхазии? За комментарием "ВМ" обратилась к ведущему эксперту Центра военно-прикладных исследований МГИМО Михаилу Александрову.
- Для понимания ситуации в Абхазии важно понять некоторые политические реалии этой республики. События там начались с так называемого народного схода. Это традиционная форма демократии, которая существует в Абхазии тысячелетия. Это высшая форма волеизъявления людей, непосредственная демократия. Так решаются важнейшие вопросы жизнедеятельности нации. В данном случае люди собрались для того, чтобы выдвинуть претензии президенту Анквабу – список из 27 позиций. В основном это связано с недостатками управления, с тем, что Анкваб не оправдал надежд, которые на него возлагались.
Возникли у него сложности и с оппонентами. Вот Сергей Шамба, к примеру, известный и авторитетный человек в Абхазии. На прошлых выборах он выступал в качестве альтернативного кандидата в президенты. Анкваб его в опалу загнал, преследовал, его родственников из МИДа уволил. Некрасиво. Тем более для Абхазии, страны маленькой, где все друг друга знают.
В общем, претензий накопилось немало. А Анкваб вместо того, чтобы пойти на народный сход и объясниться, отказался разговаривать с людьми, занял позицию нарцисса, который все делает правильно и не должен ни с кем считаться. Результат – часть наиболее радикально настроенной оппозиции захватила правительственные здания и не хочет идти на компромисс. Российская миссия пока не дала существенных результатов, хотя и защищать Анкваба у нас нет каких-то особенных резонов. Он не является какой-то особенно предпочтительной фигурой…
- Парламент Абхазии уже объявил дату досрочных выборов…
- Ну это оппозиция объявила. Парламент не может принимать такое решение, по конституции так действовать нельзя. Нужен компромисс: на уступки должен пойти Анкваб. Он должен назначить правительство, прислушавшись к рекомендациям оппозиции. Так, возможно удалось бы снять напряженность, выйти из кризиса. Но он даже этого не хочет делать. Вообще, сейчас оттуда идет поток дезинформации, противоречивых заявлений, сложно полностью объективную картину происходящего увидеть. С российской точки зрения важно, чтобы там не было кровопролития, чтобы события не пошли по сценарию гражданской войны.
- Удастся ли сохранить мир?
- Взорвать мир куда проще. К примеру, у Анкваба сейчас поддержка незначительная, но сторонники есть. Вот, к примеру, возьмут они и начнут сейчас стрелять. И пойдет ситуация по бесконтрольному сценарию. Вопрос в том, готов ли он развязать кровопролитие для удовлетворения собственных амбиций? Ну, и оппозиция тоже должна дать ему пространство для маневра, нельзя его к стенке прижимать – «только отставка». Нельзя искусственно создавать безвыходную ситуацию. С российской стороны было точно заявлено, что мы не поддержим силовое решение ситуации. И тот, кто прибегнет к силе – автоматически станет виновным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Политолог Аркадий Дубнов: Попытки запустить версии о внешнем влиянии на события в Абхазии – дешевая провокация
На постсоветском пространстве произошел еще один конфликт – оппозиция Абхазии сначала организовала митинг, затем захватила здание администрации президента Александра Анкваба в Сухуми. Протестующие требовали отставки президента, правительства, генерального прокурора и глав восточных районов республики. Причины этого конфликта корреспондент «Вечерней Москвы» обсудила с политологом, экспертом по странам СНГ Аркадием Дубновым (далее).