Чистая река. За нас убирать никто не должен
Природно-исторический парк «Косинский» находится на востоке столицы. Шумная волна мегаполиса докатывается и до тихих берегов пригорода, но сейчас людское море, колышась, вступает в период отлива, — вечерний час-пик.
— Другой выход из метро — это уже Реутов, — координирует нас Александр. Минут пять спустя он уже везет нас мимо косинских кущ.
— Парк замечательный, — представляет заповедник Александр. — Но и дикий.
Две речушки, Рудневка и Банная канава — местные курорты. Очень уж они окрестных жителей притягивают. Но никакого благоустройства нет и в помине.
Вот и люди ведут себя, как островные аборигены — мясо принесли, поели, а мусор убирать не надо, — Пискунов десять лет отработал на мусоросжигательном заводе, проблемы экологии воспринимает как свои. — У меня ребенок здесь гуляет, почему он должен среди грязи расти? Банная канава — небольшой ручеек, впадающий в Рудневку. Вода чистая, но обилие оставленных шашлычных принадлежностей и бутылок на берегу глаз не радует. Рудневка — покрупнее.
Вода — ржавая, с характерным запахом. Явно есть сбросы. Предприятий в округе очень много — продолжают отстраиваться новые и новые районы.
— По плану благоустройства парков и малых рек на два следующих года Рудневка и Банная канава вой дут в состав территорий по укреплению линии русел, — говорит Метр Минаев. Сейчас очистка не происходит. Район новый, строительство продолжается. Сначала облагородим, а потом загадим мусором — кому это надо? План благоустройства прошел общественные слушания еще два года назад. По нему вдоль поймы Рудневки было запланировано четыре зоны: спортивно-оздоровительная, пикниковая, рекреационная и заповедная.
— Вот люди приходят и не могут за собой мусор убрать, но пеняют на власть. А во власти те же люди, — вздыхает Пискунов.
Путешествие в тысячу лье начинается с одного шага. Устройство мира — с самого себя.
ЭКСПЕРТ
Анна Хитрова, пресс-секретарь департамента природопользования Москвы:
- Проект благоустройства ПИП «Косинский» планируется реализовать в 2015 году. Он согласован с муниципальным собранием, управой и префектурой. По просьбе экспертов и жителей туда вносятся поправки. Он предусматривает посадку деревьев, ремонт дорожек, мостиков и многое другое. Работы по уборке водных объектов проводит ГУП «Мосводосток».
Пятно на чистой «репутации» Лихоборки
Собственный водопад под окном — заветная мечта многих москвичей. Выходишь утром на балкон, а он шумит, играет радугой. Живет. Именно такую картину увидела бригада репортеров «Вечерки», пробираясь вдоль Головинских прудов к месту, где речка Лихоборка оставляет зеркальное водное пространство. Грохот водосброса заглушает все голоса в окрестных парках. Вода падает с высоты пяти метров, кипит, пенится, сердится, стремясь разбить свое узкое бетонное ложе, забранное сверху прочной стальной решеткой.
— Наша цель — исследовать ложе речки в этом месте, — посвящает нас в план действий Михаил Савкин, руководитель Центра подземных исследований «Остроб». — Мы определяем, нет ли выбоин в ложе, не забиты ли пороги мусором, не требуются ли ремонт или укрепительные работы. Ведь речку мало облагородить (укрепить берега, очистить родники).
Михаил достает из рюкзака прочную веревку со стальным наконечником, укрепляет на решетке и швыряет ее в бурный поток. Он мгновенно увлекает ее в темный и мрачный тоннель водостока. Затем подземный исследователь облачается в гидрокостюм и погружается в бешеный поток воды. Держась за веревку, он ощупывает бетонное ложе потока, мокрые, осклизлые стены. Поднимается почти до места, где вода врывается в водоток из пруда. Затем постепенно опускается вниз.
— Ложе водотока Лихоборки сравнительно неплохо сохранилось. Но уже появились выбоины, наносы мусора, — выносит Михаил свой вердикт. — Эти места не мешало бы почистить.
Перемещаемся вверх по течению реки к мостам через Дмитровское шоссе и... натыкаемся на огромный нанос бытового мусора, удерживаемого лишь ременными заграждениями. Он образовался на территории Тимирязевского района рядом с базой метростроителей. Еще один дождик, и вся эта громада пластика двинется вниз по течению к Головинским прудам. Самое время городским любителям природы засучить рукава и ликвидировать это «пятно» на поверхности Лихоборки.
МНЕНИЕ
Маленькая река и большая мальчишеская мечта
Колонка нашего обозревателя Сергея Лютых:
Когда мне было 11 лет, никаких смартфонов с Интернетом еще не было, не было у меня и игровой видеоприставки. Папиных грошей за борьбу с оргпреступностью хватало только на еду и квартплату. Все свободное время я проводил во дворе с друзьями и не обламывался. Но «дворы» бывают разные. У нас в Орехове-Борисове Северном — две клумбы, горка и лавка, — а вот у бабушки в Чертанове Южном во дворе маленькая речушка Городня с прилегающими к ней «джунглями». Там я целыми часами шатался в одиночку. Маленькая, заваленная мусором, она каким-то чудом оставалась прозрачной. Здоровенные, торчащие в разные стороны бетонные плиты, оскалившиеся арматурой, создавали изящные изгибы в ее тоненьком русле, укрытом тенью от разросшегося орешника. Я был уверен, что стану путешественником и исследователем, а Городня была моим тренировочным полигоном и источником неожиданных находок.
Теперь я журналист «Вечерки» и рад тому, что моя газета первая взялась за поддержку малых рек столицы, да так, что подключились чиновники и другие СМИ. Однако детей я все же предостерегу. Как-то отцу вместе с коллегами из РУБОПа (региональному управлению с организованной преступностью) пришлось «крутить ласты» огромному крокодилу в пойме другой малой речки — Лихоборки, куда его выпустили на волю «наигравшиеся» хозяева.
Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования Москвы:
- Состояние малых рек и других водоемов города в последнее время улучшилось. Это факт, подтвержденный нашим мониторингом. Некоторые малые речки постепенно переходят из категории загрязненных в условно чистые.