«Архангельское»: пейзажное равновесие природы
Сюжет:
Люди нашего городаЛандшафтный архитектор должен быть одновременно и философом, и природоведом. Вместе с тем проектировать без знаний инженерных дисциплин тоже нельзя. И не только инженерных.
Лидия Проскурина, ландшафтный архитектор, уже сорок лет в этой профессии. И сейчас работает в музее-усадьбе «Архангельское». Мы беседуем с ней, сидя в Регулярном саду усадьбы. Говорим о парках и любви к садам.
— Мне повезло и на время, и на людей, — рассказывает Лидия Петровна, — благодаря моему первому руководителю Валентине Агальцовой я поняла, что такое профессия озеленитель, ныне — ландшафтный архитектор.
Агальцова— это Петр I ландшафтного дела, крупнейший специалист по возрождению исторических усадеб, воспитала многих учеников. Моя трудовая деятельность началась с проекта реставрации-реконструкции музеяусадьбы «Архангельское».
Реставрации Регулярного сада началась в 1979 году.
— С чего вы начинали?
— Сидела, чертила. А потом началось производство.
Приступили к посадке штамбовых лип, и они быстро закончились. Во всех питомниках — Липецком, Ивантеевском — искали посадочный материал… Еще проблема — никто в то время не делал опор для берсо.
Это такое деревянное садовое сооружение — крытая галерея вдоль дорожки, обсаженная кустовой формой лип, которые, разрастаясь, образуют зеленый тоннель.
Хорошо, что реставрацию парка в «Архангельском» проводило Министерство обороны — изготовили на военном заводе необходимое количество этих садовых конструкций.
— А есть у усадебных парков России своя история?
— Конечно. Родоначальник усадебных парков в России — Петр I. Петровское барокко относится к началу XVII века. Екатерина II — классицизм, затем романтизм. Многие западные идеи дублировались, особенно в подмосковных усадьбах, но и свое чтото привносилось. Вот посмотрите, какой плавный переход из Регулярного сада в Пейзажный парк. Еще вопрос, Запад влиял на российское садово-парковое искусство или Россия. Для русских усадебных парков того периода было традиционным сочетание этих двух стилей, удачно воплотившееся в «Архангельском».
— Сегодня многие хотят создать Версаль на своих шести сотках. Что посоветуете?
— Затей в коттеджных поселках великое множество. И то уже хорошо. Но чаще всего бывает, что ты видишь красивую картинку из ландшафтного журнала, «приклеенную» к местности. Это говорит о неопытности проектировщика. Хотя нельзя говорить, что все неправильно, лучше подсказать, почему надо так, а не иначе. У нас в средней полосе можно создать роскошный цветник за счет декоративно-лиственных растений. Или взять на вооружение методы ландшафтных архитекторов Финляндии. Климат там суровый, однако Финляндия с весны до поздней осени в цвету, только одной спиреи я насчитала 11 видов.
Большинство видов и сортов спиреи — а их около ста — идеально подходят для средней полосы России.
Они морозоустойчивы, нетребовательны к почвам и не требуют особого ухода.
— Лидия Петровна, а какими, на ваш взгляд, должны быть новые парки?
— Функциональными. В лесопарках, как правило, есть заповедные зоны, но необходимо устраивать места для любителей пикников и отдыха у воды. Городских парков должно быть в разы больше. Опять же парки культуры и отдыха тоже многим нравятся... Мест для парков предостаточно, только сначала нужно упорядочить генпланы городов, межевание частных территорий...
Это очень серьезная тема.
Все устали от асфальта и машин. Каждый человек должен подумать — как помочь природе? Самое лучшее — пересесть на велосипед. Или вообще — пешком. А самое главное и простое — не сорить. Это звучало бы смешно, когда бы не было так грустно...
КСТАТИ
Ландшафтный архитектор должен знать композицию, визуализацию, планировку, дендрологию, благоустройство, садово-парковое искусство, биологию всех видов растений, уметь определить их по коре, ветвям, почкам.
СПРАВКА
Музей-усадьба «Архангельское» — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII в. Расположен на берегу Москвы-реки в Красногорском районе Московской области. В разное время его посещали знаменитые художники и писатели.