Скончалась автор программы «Кинопанорама» Ксения Маринина
В среду, 23 июля, в Москве скончалась автор программы «Кинопанорама» Ксения Маринина.
Народная артистка России Ксения Маринина в 1998 году была удостоена премии «ТЭФИ», в 2012 году получила приз X Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера» за создание легендарной телепрограммы.
Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России:
– Мы Ксению Маринину все хорошо знаем по «Кинопанораме». Это была выдающаяся передача на нашем телевидении, особенно в тот период, когда ее вел режиссер Эльдар Рязанов. Там были разные ведущие: сначала был Каплер – замечательный, потом пришли несколько более официозные Капралов и Орлов, но когда появился Рязанов – это была, конечно, отрада для души и сердца. Конечно, это заслуга Марининой. Потому что она в конце концов – причем в очень важное время – в 1980-е годы привлекла Эльдара Александровича, и я с удовольствием смотрел передачу. И по личному знакомству я ее знаю. Ксения Борисовна была взвешенная, умная и очень обаятельная женщина.
Даниил Дондурей, культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино»:
– Мне кажется, что Ксения Маринина совершила благороднейшее дело в своей жизни. Она практически сохранила чуть ли не в одиночку любовь всей страны к национальному российскому кино. При том, что Ксения Борисовна сохранила это чувство у представителей всех сословий, всех возрастов, всех «образовательных, имущественных и национальных групп». И это большая редкость сегодня, потому что в кинотеатры ходят девчонки до 25 лет, школьницы и студентки приносят этот миллиард долларов. А тогда кино любил весь народ. И это огромная ее заслуга: она сделала «Кинопанораму» центром всенародной любви и уважения.
Она сделала кино, как искусство, – чрезвычайно важным элементом и от этого важнейшим не сам по себе сюжет: война, патриотизм, спорт – а просто любовь к человеческой жизни, к достоинству, к семейной ответственности, к любви. И вот это было в центре всех ведущих ее «Кинопанорамы» – любых. А это – от Каплера до Рязанова – были кумиры нации, которые больше, чем генеральный секретарь и президент влияли на жизнь каждого, влияли самым главным: картиной мира, а не говорили: «Вот это хорошо, а это – нет, это правильно, а это – нет, это достойно, а это – нет».
Это важнее, чем деньги, войска, границы. Поэтому за сохранение кино как важнейшего элемента национального достоинства, национальной репутации и взгляда на жизнь – как на высшую ценность, – за это ей, Ксении Марининой, огромное спасибо. Даже если ты лично не знаком с таким человеком, ты признателен за то, что он сделал для твоей сферы жизни. А здесь ее заслуга безмерна, колоссальна.
Даль Орлов, критик, ведущий «Кинопанорамы» в 1980–1986 годах:
– Это женщина своей жизнью, работой умела определять творческие судьбы других людей, и очень многих: и актеров, и режиссеров, и нас, грешных ведущих. Все, кто попадал в орбиту ее внимания, были одарены ее заботой – а она была буквально влюблена во всех, кто творил искусство тех лет, в советское искусство. И эта любовь была действенная. Она всегда находила людей обязательно талантливых, разнообразно одаренных в кинематографических профессиях. Все, кто с ней соприкасались, с удивлением потом замечали, что их дальнейшая жизнь складывается благополучно. У нее в искусстве была легкая рука: все, кто ее знали, до сих пор вспоминают с благодарностью.
Она была женщиной невероятно одаренной на всякого рода импровизации. И, кстати говоря, великолепно водила машину. Как авто-ас на огромной скорости всегда ездила. Однажды мы ехали на юг, гнали по очереди (моя семья улетела на самолете). Когда она гнала, я сидел вжавшись в сиденье – когда за рулем была Маринина, трудно себе представить, что кто-то мог при этом спать. Взяли с собой собаку-дворнягу Чарика. Приезжаем в Крым, добираемся до перевала, а там шлагбаум, никого не пускают, стоит длинная очередь автомобилей.
Мы подъезжаем, собака измучилась, я предъявляю командировочное удостоверение (я тогда был главным редактором «Советского экрана»), мы изображаем серьез, что едем в командировку на съемки фильма, на Ялтинскую киностудию, а не отдыхать. Вдруг Чарик выпрыгивает через окно и снимает весь серьез нашей затеи. Что делает Ксения? Кричит: «Ловите! Игровая собака!» Как будто мы везли собаку на съемки. Вот такая была Маринина находчивая.
Когда мы снимали Всесоюзные кинофестивали снимали для «Кинопанорамы», Ксения в передаче обязательно с любовью рассказывала о союзных республиках, где они проходили. Это очень важно. И я был свидетелем того, как в Ташкенте, Тбилиси, Баку, Ереване, во всех республиках ее знали, любили и всюду она была национальной героиней: везде накрывались столы, люди встречали ее с добрыми словами и объятиями. Такая была Ксения.
Из биографии
Ксения Маринина родилась 5 февраля 1922 года в Москве. В 1945 году окончила актерский факультет Театрального училища им. М. Щепкина. До 1950 года работала в Театре имени Ленинского комсомола.
В 1957 году Ксения Борисовна стала режиссером Редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения, а через пять лет – создателем, режиссером и художественным руководителем программы «Кинопанорама» до 1995 года. Передача о кино, актерах и съемках была одной из самых популярных на отечественном телевидении. В ней снимались такие звезды советского и мирового кинематографа, как Владимир Высоцкий, Джульетта Мазина, Анни Жирардо, Федерико Феллини.
В 1998 году Ксения Маринина удостоена премии «ТЭФИ», а в 2012 году как вдохновитель и автор телепередачи «Кинопанорама» получила приз X фестиваля отечественного кино «Московская премьера».
"Я совершенно убеждена, – говорила Ксения Борисовна, – что все программы, которые делались на ТВ, создавались людьми, которые без памяти это дело любили… К ним принадлежу и я".