Мастера российских военных инноваций могут все!
Выставку открывал Сергей Шойгу. В своей вступительной речи он заверил, что отечественный военно-промышленный комплекс в скором времени может стать более независимым от иностранных поставщиков, нежели это было последние 15 лет. То есть, санкции нам не страшны - сами справимся! Корреспондент «ВМ» решил узнать, думают ли тоже самое участники выставки, и прошелся по рядам стендов знаменитых и не очень компаний.
Обойти, правда, всех и все посмотреть за один день не удалось – выставлено около 1000 экспонатов: от одежды, экипировки и индивидуальных средств связи для военнослужащих до изделий робототехники и космической промышленности. На ходу читаю только что врученный мне пресс-релиз: «Участниками международной выставки стали федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса России, производители вооружения и военной техники, продукции материально-технического обеспечения силовых структур». То есть, здесь все очень серьезно!
- Привет! Почему такой серьезный? – вдруг кто-то спросил меня инопланетным голосом. В следующую секунду я чуть было не опрокинул симпатичного бело-синего робота, без рук и ног, но с весьма подвижной овальной головой и одним «глазом». Он, оказывается, катился на колесиках прямо на меня, но вовремя остановился, разглядывая и мотая головой. – Как тебя зовут?
Пришлось представиться, а он назвался «Федором». На его следующий вопрос, нравится ли мне здесь, я так и не успел ответить: чуть было открыл рот, как за меня ответила маленькая девочка, встав между нами, да так оглушительно прокричала «да-а-а!», что я поспешил ретироваться - направился к площадкам с суровой военной техникой. Это были болотоходы на «гусеницах», которые и грязи не боятся, и по тундре свободно перемещаются. Без водителя, управление осуществляется на дистанционном уровне. Выяснил, что все комплектующие наши, только некоторые чипы и резисторы – их, азиатские.
В одном из павильонов, куда министр обороны заглянул и надолго задержался, стояли четыре бойца в касках и в боевой одежде с полной экипировкой. Ничто не выпирало, все компактно, красиво, практично, внушительно и, как мне сказал представитель производителя Сергей Сахаров, все прочное, как броня, а легкое, как пух. Преувеличил, конечно, но не сильно – ребята свободно двигались, легко вертели головой, как будто у них кепки, а не бронекаски. Подробности, правда, Сергей Сахаров, говорить не стал – эта форма предназначается для спецназа ГРУ, значит, секретно. Сказал лишь, что форма из серии «Каспий» и «Шерп» - морозостойкая, водонепроницаемая, удобная - и на том спасибо! Ах да, а это чисто наше производство?
- Конечно, даже не сомневайтесь! – твердо заверил меня Сергей Сахаров.
Дальше стенды производителей аппаратуры связи для спецназа, фронтовой разведки - индивидуальные компактные небольшие кофры с малоразмерной, но эффективной радиоаппаратурой. Спрашиваю у представителя компании-производителя: какой процент деталей составляет иностранные поставки? Мне ответили, что все только российское, даже электроника.
Дальше стенд с системой аудиоконтроля с цифровыми, аналоговыми, многофункциональными аудиопередатчиками. Здесь же – тактическое оборудование для наблюдения и сбора информации: миниатюрные разведывательные роботы, забрасываемые разведывательные устройства, беспроводные устройства для быстрого развертывания и наблюдения в режиме реального времени. Все это движется, жужжит, а на экране картинка, которую робот сбрасывает по команде оператора.
- Для оперативного розыска и разминирования, для ребят из МЧС и, разумеется, ФСБ – незаменимая вещь, - пояснил, Аркадий, молодой парень, представитель фирмы-производителя. – Этот четырехколесный робот преодолевает любые препятствия, а если свалится и перевернется, то картинка быстро налаживается, а робот продолжает свое движение. Комплектующие и сборка наша, но Аркадий честно признался, что некоторые элементы электроники все же иностранные.
На выставке было много предложений со стороны фирм, предлагающих беспилотные аппараты для разведки и поставки груза. Но еще больше производителей системы дистанционного наблюдения за территорией. Один из них представлял Сергей Чернов.
- Вот кабель, тонкий, но очень длинный, - пояснял он мне, показывая на моток черного провода. – Это, на самом деле, сложное оборудование, которое проводится по заданному периметру так, что даже комар не пролетит незамеченным. Теперь посмотрите сюда, что видите?
- Многоугольник и множество красных шариков в нем, а что это?
- Психологическое оружие, которое бьет 146-ю децибелами по нарушителю закона!
- Все только наше оборудование? Ну, кое-что приходится покупать, например, у Китая. Но Китай сейчас всех электроникой снабжает, даже ту же Европу. Так что ничего зазорного в этом нет. А чуть позже мы и сами научимся всему, дали бы только время!
На открытой площадке две девушки выставили огромные черные сапоги, похожие на берцы. Выяснилось, что эта обувь для полярников и тех, кто в снег и в грязь служит Отечеству с автоматом на плечах. Прямо на земле стоял еще один, а рядом небольшая емкость с бензином.
- А это зачем? – спрашиваю.
- К нам скоро Сергей Кужугетович подойдет, хотим показать, как эта обувь огонь выдерживает – она же для пожарных тоже еще как сгодится! – ответила большеглазая симпатичная представительница производителя спецобуви. И я ей поверил, поэтому дожидаться эксперимента не стал – надо было еще много стендов обойти, чтобы понять и убедиться окончательно: а все ли мы можем?