За долги суды стараются не сажать
19 августа пресс-служба Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве сообщила, что за полгода органами дознания и административной практики ведомства было возбуждено 561 уголовное дело в отношении злостных должников. Большую часть этих дел составляют неплательщики алиментов детям или нетрудоспособным родителям – 492 человека.
52 гражданина идут по уголовной статье за неисполнение приговора суда, 16 граждан – за злостное уклонение от уплаты кредитной задолженности и всего 1 уголовное дело было возбуждено по статье «Мошенничество». В общей сложности за первое полугодие судебными приставами в суд направлено 420 уголовных дел.
Теперь посмотрим, что грозит человеку за злостное уклонение от уплаты алиментов или банковского долга. Это статья 157 УК РФ, которая подразумевает лишение свободы на срок до одного года либо исправительными работами на тот же срок, либо арестом на три месяца.
Причем не имеет значения, родитель ли задолжал алименты ребенку (это может быть отец, мать или они оба, если ребенок содержится на попечении в интернате) или взрослые дети, отказывающиеся помогать немощным пожилым родителям.
- Бывают просто парадоксальные с точки зрения морали случаи, когда пожилой мужчина, бросивший когда-то семью - с самого рождения своего ребенка, не выплативший ни единой копейки в качестве алиментов, теперь требует через суд от этого, уже взрослого, ребенка материальной поддержки, - рассказывает судебный пристав-исполнитель Вартан Арутюнян. - И мы вынуждены следовать букве закона – решению суда, если имеет место быть злостное уклонение со стороны сына или дочери этого, с позволения сказать, гражданина.
Некоторые должники, не интересуясь нюансами законов, думают, что своему ребенку, достигшему совершеннолетия, можно уже долги по алиментам не отдавать. Это заблуждение, все равно придется отвечать за злостное уклонение: выплатить, отработать или сесть в тюрьму. Кстати, до 7 процентов из общего числа должников по алиментам являются женщины, как правило, лишенные родительского права.
К уголовной ответственности привлекаются в этом случае злостные неплательщики. Это те, кто не платит 4 месяца, скрывается, меняя адреса, не является на вызовы судебных приставов. Кстати, многие злостные алиментщики умудряются переписать все имущество на третьих лиц: на родственников, друзей, чтобы у него не изъяли при описи. Судебные приставы в этом случае занимаются расчетами, разделяя имущество на доли в соответствии с количеством членов семьи и т.д. Если совсем ничего нет, то суд все равно старается не сажать нарушителя закона, а, защищая интересы ребенка, отправляет горе-родителя на принудительные работы, чтобы хоть какую-то копейку заработал на содержание своего брошенного чада.
Когда же решение суда продолжает нарушаться, то «включается» уголовная статья 315 УК РФ, причем ее самые грозные подпункты, которые подразумевают лишение свободы до 2 лет. Тут от сидящего в «каталажке» нерадивого родителя пользы матери и ребенку никакой, и одно разорение для государства.
Странной на первый взгляд кажется цифра, которую предоставили столичные судебные приставы в отношении людей, понесших уголовную ответственность за невыплаты банковских кредитов – всего 16 граждан, в то время как по ее же данным в 2014 году в УФССП России по Москве на работе находится более 84 тысяч исполнительных производств о взыскании задолженности в пользу кредитных организаций, а сумма взыскания по ним превышает 406 миллиарда рублей!
Почему же так мало привлеченных к уголовной ответственности? Не потому, что плохо работают приставы, а потому что удается добиться выплат до возбуждения уголовного дела. Но и не все дела подпадают под УК РФ. Для этого нужно стать злостным неплательщиком в особо крупном размере.
- Нам часто приходится консультировать отчаявшихся вкладчиков, которым банковские работники звонят, напоминая о невыплаченном долге. Причем речь может идти о незначительных суммах, просрочка менее месяца, а к «выбиванию» долга уже подключаются коллекторские агентства, - рассказывает Ирина Чернова, представитель юридической консультации в ЮЗАО города Москвы. – Идут угрозы об уголовной ответственности даже тогда, когда вы лежите под капельницей в больнице или на операционном столе и тщетно пытаетесь объяснить, что задержка временная, больничный лист будет предоставлен банковской администрации, но дайте немного времени и возможность выздороветь.
Не дают – обзвон с «аккуратными», косвенными, но очень понятными угрозами продолжается до тех пор, пока на счет не будут перечислены требуемые деньги. Так вот, уголовную ответственность в виде лишения свободы устанавливает только суд! В данном случае до 2 лет. Но сейчас такие санкции редкость - чаще всего штрафуют в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев. Могут применить и санкцию в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов. Но это только в случае, если вы являетесь злостным неплательщиком, то есть, задолжали сумму в крупном размере – от одного миллиона рублей, в особо крупном – от шести миллионов рублей.
Та же история происходит и с уголовными делами по статье «Мошенничество». Это когда вам на перроне продали золотую цепочку за 700 рублей: мол, извини, спешу - поезд вот-вот уйдет, а деньги во как нужны! Вы на радостях идете с удачным приобретением в ломбард, а там с улыбкой сочувствия на лице сообщают, что это вовсе не золото, цена цепочке – 100 рублей 50 копеек, хотя смотрится ничего… Санкции, если вы поймаете и засудите обидчика, могут быть в виде штрафа – до 120 тысяч рублей, либо годового дохода, либо обязательных работ, вплоть до двух лет лишения свободы. В данном случае суд потребует возместить ущерб и наложит незначительный штраф. Дороже будет государству содержать мошенника.
Эксперт
Роберт Карташов, адвокат
Приведенные цифры не означают, что именно столько людей будет осуждено и заключено за решетку, если докажут их вину. Тем более, что с 2011 года по инициативе президента Дмитрия Медведева в Уголовном кодексе появились новые виды санкций, заменяющие тюремное заключение на домашний арест или принудительные работы. В этом плане, когда факт задолженности доказан кредитором, нам, адвокатам, проще работать – больше возможностей для маневра, да и сами судьи не склонны к чрезвычайно жестким санкциям.
Кстати
Раньше в таких странах, как Россия, США, в некоторых частях Европы в качестве наказания использовалась долговая тюрьма. Как правило, по требованию кредитора должника заключали в темницу, откуда выпускали на принудительные работы. Бывало, что его заковывали в кандалы и так держали, пока он не «вспомнит», где деньги или не найдет другой способ отдать долг – имуществом, например. В эпоху так называемого долгового рабства, которая длилась с незапамятных времен и до середины XIX века, кредитор мог заковать в кандалы даже семью должника, пока ему не вернут долг. Но постепенно законы становились все либеральнее с большой долей прагматизма – в конечном итоге стало выгодно принуждать должника к работе, а не кормить и гнобить в тюрьме.