Горький вкус моря
Сюжет:
Семейные истории«Тетюша, привет! Не забыла меня?» У Кати похолодели руки, и сердце заколотилось. Только один человек ее так называл. Катюша — Тюша — Тетюша. Так говорил ее любимый преподаватель французского Арсений Алексеевич Воложанин. Преподаватель и... любимый мужчина. Когда-то любимый.
Катя Воробьева была обыкновенной студенткой. Невысокая, умненькая. Приехала из Брянска, сама поступила в Лингвистический институт. Получила место в общежитии. Грызла гранит науки, восхищалась Москвой. Это был конец 90-х: жизнь была бедная, но веселая. Казалось — все впереди. И любовь, и семья, и работа. Но на первом месте для Кати все-таки была любовь. Такая, как в кино.
Разве могла Катя предположить, что она влюбится в своего преподавателя Арсения Алексеевича? Он был старше ее. Красивый — той красотой, от которой сходили с ума женщины. В том числе — студентки. И профессор Воложанин это знал. И беззастенчиво пользовался. Был ли он влюблен в Катю Воробьеву? Увлечен — да. Потому что она была свежа, как роза (заезженный штамп, а так верно!). Потому что она смотрела на него с восхищением.
И еще — он был у нее первым. В донжуанском списке Арсения Алексеевича такая чистота была редкостью. Они встречались раз в неделю — в его «берлоге». У него была семья — жена Света («полная дура, где полная — понятие веса», — говорил Воложанин). Любимый маленький сын. Семья жила за городом, в двухэтажном доме в окружении сосен.
А в городе обретался Арсений Алексеевич в те дни, когда преподавал. Среда была «Катиным днем». После учебы она приезжала к нему на «Беговую»; он накрывал стильный стол — бутылка красного вина, сыр, фрукты.
— Извини, Тетюша, я дома не готовлю, — объяснял Воложанин. Он обедал в институтской столовой. Катя смотрела, как он разливает вино по бокалам, и думала, что, когда они будут жить вместе, Арсюша не будет есть в столовке. Для него она станет лучшим поваром.
Арсений Алексеевич играл на гитаре и пел, читал непонятные стихи на французском, потом поднимал Катю на руки и уносил в спальню. Совсем как в кино! Их роман длился с февраля по июль. Сдав сессию, Катя даже домой не уехала. Так и жила — от среды до среды. И ждала, что он предложит поехать отдыхать. Вместе. Все равно куда.
— Воробей, ты дура, — сказала соседка по общежитию Татьяна Морозова. — У него таких тетюш пол-института. Ты к нему бегаешь по средам, а Муртазаева по четвергам. А любит он только себя. Поезжай лучше к мамке, хоть отъешься… Но Танька не знала главного: Катя была беременна. Никто не знал. Катя считала это козырем, после которого Воложанин поймет, в чем счастье...
В ту среду в середине июля она оделась как невеста. Во все белое. И даже шла в «берлогу» с букетом ромашек. Хотела рассказать, что они всегда-всегда будут вместе. И у них будет ребеночек. Маленький Арсюша… Но Арсений Алексеевич порыва не оценил. «Тетюша, ты что, не знаешь, что я женат? Мы так не договаривались! Я в выходные уезжаю в отпуск — показывать сыну море….» Катя глотала слезы, не в силах вымолвить ни слова. И только слушала, что в Геленджике море очень теплое. А потом Воложанин улетел с полной дурой показывать сыну море. Катя пошла делать аборт.
Уехала в Брянск, бросив институт. Ждала, что он будет ее разыскивать. Но он не искал. Потом Танька Морозова сообщила: его с треском сняли. Оказалось — брал взятки, был процесс... Такие дела полезли, ужас! Дальше — как в фильме пишут: прошло пятнадцать лет. И теперь Катя Воробьева живет во Франции. Муж — Пьер, банкир. Маленький очкастый толстячок, добрый и скучный. Их дом утопает в розовых кустах. Катя носит шляпы и лихо водит красную машину. И маму из Брянска забрала к себе — Пьер не возражал. Он вообще никогда не возражает «шери Катрин».
Детей у них, правда, нет. И Катя счастлива, потому что в ее жизни нет страстей, но есть благополучие и уверенность в завтрашнем дне. И вот — это письмо.
Тетюша. Не забыл, помнит… Интересно, как он... Любопытство кололо пальцы: ответь, ответь. «Удалить» — нажала на клавишу. И потом — «очистить корзину». Чтобы не было искушения прочитать, ответить…
— Катрин, ты скоро? — в комнату вошел Пьер. Милый, родной, ласковый... Ни одной минуты она не любила его так, как того, из прошлого. Во рту вдруг стало очень горько, будто хлебнула морской воды. Из того моря, которое профессор Воложанин когда-то давно поехал показывать своему маленькому сыну…
ЭКСПЕРТ
Анетта Орлова, психолог:
- Преподаватель Арсений Алексеевич привык к отношениям без обязательств. Он чувствовал, что своим молоденьким, неопытным пассиям он нужен намного больше, чем они ему. Однако прошли годы, Воложанин лишился возможности преподавать, а вместе с тем — заводить отношения со студентками. Педагог испугался одиночества и понял, что былые любовные подвиги уже не повторятся. Поэтому он и написал Кате — той, что любила его так беззаветно — письмо. И дело тут вовсе не в проснувшемся со временем чувстве. Но и Катя тоже сожалеет не о неудавшемся романе. Она ощущает горечь от того, что разучилась чувствовать, предпочтя стабильность настоящей любви.
Ваши отзывы присылайте на e-mail: family.history@ vm.ru или по адресу: 127015, Москва, Бумажный пр-д, 14, стр. 2, редакция газеты «Вечерняя Москва». Лучшие письма мы опубликуем.