Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Александр Збруев: Матриархат неизбежен

Общество
С 9 октября в прокате «Кино про Алексеева» Михаила Сегала — выдающийся выход давно не появлявшегося на большом экране Александра Збруева. В этой картине Збруев сыграл едва сводящего концы с концами барда-песенника, который в далекие 60-е сочинил единственный хит, ставший культовым в среде поклонников КСП.

Всеми забытый бард получает приглашение в эфир популярной радиостанции, в котором герой вместе с пожилой ведущей принимается ностальгировать по Грушинскому фестивалю, вспоминает встречу с Тарковским и прочие интеллигентские радости оттепельного времени. «Кино про Алексеева», впрочем, ошибочно воспринимать как ностальгическую виньетку — во второй части зрителя ждет эффектный сюжетный поворот, ставящий все с ног на голову. Обозреватель «Вечерней Москвы» поговорил с Александром Збруевым накануне премьеры фильма.

- Десять лет вы отказывались сниматься в кино. Была ли какая-то конкретная причина?

- Так в двух словах и не скажешь. Конечно, мне не нравились те роли, которые предлагали. Может быть, и выходило что-то интересное, но это меня никоим образом не касалось — потому что меня в эти фильмы не звали. И потом у меня есть свой родной дом, это Театр «Ленком», который для меня всегда был важнее любой съемочной площадки. Поэтому я совершенно не жалею, что эти 10 лет моей жизни прошли без кино.

- Что же заставило вас вернуться?

- Михаил Сегал оказался режиссером с очень широким взглядом на жизнь. При этом он фокусирует этот взгляд на том, что сумело меня взволновать — впервые за десятилетие. Мне повезло, потому что таких совпадений актер может ждать еще дольше — и не дождаться.

- Вам вообще нравится та реакция, которая появилась на ваше возвращение в кино? Пишут, что вы сыграли тут едва ли не роль жизни, что игра Збруева — главное достоинство этой картины.

- У меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, мне, разумеется, приятно, если люди так думают. А с другой… Меня, знаете, что сильно раздражает? Ленком часто гастролирует по России. Куда бы мы ни приехали и где бы мы ни играли, практически всюду никому нет дела до собственно спектакля. Залы, в которых две тысячи мест, шепчутся — о, смотри, Чурикова как изменилась, а вон Збруев с Соколовым, ну какие молодцы, а? Приходят как в зоопарк.

Нашему зрителю важнее увидеть на сцене знакомую физиономию, а не понять, что в спектакле актер — дело третье. И в кино то же самое. Если оно удалось и артист блистает — это заслуга режиссера. Если артист фальшивит в каждой сцене — это вина режиссера. Так что давайте не будем переоценивать мой вклад.

- Вы сказали, что вас взволновал замысел Сегала. Чем?

- Этот фильм совпал с моим внутренним монологом. Иногда принято посвящать кому-то книги, спектакли, картины. Если бы я был продюсером или режиссером «Кино про Алексеева», я бы в начальных титрах написал, что фильм посвящается Мише Кононову.Я очень часто о нем думаю.Он один из тех, кого судьба заставила сойти с орбиты, опустила на дно и растоптала. Несколько лет назад на меня большое впечатление произвела телепередача, в которой я увидел Кононова в последние годы жизни. Никому не нужный, он жил в деревне и торговал картошкой. История этого бесконечного полета вниз в каждом случае разная — и в каждом случае выглядит чудовищно. Для меня это кино о том, что каждый из нас может оказаться на месте Миши Кононова.

- Но при этом ваш Алексеев совсем не выглядит невинной жертвой обстоятельств. Скорее, наоборот — он ничтожество, совершившее массу довольно подлых поступков.

- Я вообще против навешивания ярлыков — как на своих героев, так и на живых людей. В нас все есть — и подлость, и благородство, и доброта, и злоба. Просто мы почти все свои сильные проявления научились скрывать. Только какая-нибудь экстремальная ситуация обнажает наше истинное лицо. Причем эта ситуация у каждого своя. И совершенно, кстати, необязательно, что при этом обнажении на свет выплывает что-то постыдное и нехорошее — но человек в этот момент сам удивляется обнаруженным в себе качествам.

- Такое случалось в вашей жизни?

- (После паузы) Я долгое время не знал слова «отец», потому что родился в 1938 году, а его расстреляли годом ранее. Прошло много времени, наступила «оттепель». В те годы у меня появился шанс попасть в мрачное учреждение, где можно было получить документы на отца. Ко мне вышел человек в форме и сказал: «Вот бумаги, только сразу учтите, что время было тяжелое, и в них вас кое-что может смутить». Я ему ответил: «Ничего, разберусь». Я сел и начал читать.

И осознал, что в 37-м судьбу моего отца определили три человека, которым понадобилось на это всего 15 минут. Я вообще-то человек сдержанный. Но тут не смог ничего с собой поделать и разрыдался. Я сидел в КГБ с уголовным делом и приговором в руках, плакал навзрыд и не мог остановиться. Для меня все это было страшным откровением.

- Важная тема фильма — роль женщины, которая пытается спасти вашего героя. В силах ли женщина кардинально поменять жизнь мужчины, даже если он этого не хочет?

- (Улыбается) Многое в этом мире уже сейчас зависит от женщин. Если кому-то доведется встретить на своем пути настоящую женщину, он тут же поймет, что она — это нечто большее, чем вся его жизнь, прожитая без нее. Прошлое уже не может иметь никакого значения, а ваше настоящее и будущее она обязательно изменит. За последнее время женщина очень выросла в понимании жизни и в осознании собственной значимости. Благодаря этому, уверен, на нашей планете неизбежно наступит матриархат.

СПРАВКА

"Кино про Алексеева"

Режиссер Михаил Сегал

В ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Светлана Первушина, Андрей Макаревич

Если Никита Михалков пошел на принцип и сделал кино с совершенно никому не известными молодыми артистами, Михаил Сегал решился на совсем другой фокус. И отправил сценарий картины уже десять лет не выходившему на съемочную площадку Александру Збруеву — актеру невероятно талантливому, однозначно легендарному и, безусловно, всеми любимому.

Збруев тут и есть Алексеев: некогда знаменитый музыкант, конкурировавший чуть ли не с самим Высоцким, а теперь прозябающий черт знает где и черт знает как. Он уже практически смиряется с этой ролью, когда неожиданное предложение дает ему возможность заново узнать и других, и себя, но главное — едва ли не заново прожить свою жизнь.

«Кино про Алексеева», не имеет к биографии Збруева никакого отношения, скорее это просто возможность насладиться его игрой и надежда на то, что, заново подружившись с кинематографом, актер вскоре снимется в чем-то не менее великом, чем он сам.

В прокате с 9 октября.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.