Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Максим Венгеров: Настраиваю струны души и скрипки

Общество
Прилетевший накануне из Монако скрипач в своем гостиничном номере готовится к концерту. Нужно успеть как следует позаниматься
Прилетевший накануне из Монако скрипач в своем гостиничном номере готовится к концерту. Нужно успеть как следует позаниматься / Фото: PHOTOXPRESS
30 октября знаменитый скрипач и дирижер Максим Венгеров дал юбилейный концерт на фестивале искусств «Черешневый лес». Накануне музыкант поговорил с корреспондентом «Вечерней Москвы».

О скрипачах ходит множество легенд. О знаменитых скрипачах — еще больше.

- Говорят, у скрипача есть скрипка-жена и скрипка-любовница. А у вас?

- Нет, вы знаете, у меня есть жена Ольга и двое дочек. Скрипкой я начал заниматься, когда мне было 4 года и 8 месяцев. Женился несколько позже. Эти две жизни идут параллельно.

- И все же много ли у вас скрипок?

- Основной инструмент – скрипка Страдивари 1727 года. Прежде на ней играл Крейцер.

- Страдивари ведь хранится в швейцарском банке.

- Да, я всегда беру ее на концерты.

- Есть мнение, что Страдивари – это пиар.

- Нет, это гений и мастер. К каждому из 1000 своих инструментов он прикасался на финальном этапе изготовления к мастерской. Кажется, что волшебства нет, но его касание было магическим. Я ощутил это в 10 лет – когда впервые взял в руки работу Страдивари. Скрипка вообще удивительна. Не могу вспомнить, как я начал играть. Все происходило естественно. Я вообще считаю, что научиться играть на инструменте – сродни обучению новому языку…

- А я читала, что вы умышленно в детстве теряли скрипки – папа находил.

- О, в детстве мне приходилось заниматься по семь часов в день. Мне всегда много задавали на дом. Мама приходила после работы в девять вечера, мы ужинали и начинали разучивать репертуар. Иногда до четырех часов утра приходилось играть. А мне этого не очень-то хотелось. Нравилось выступать, а не работать. Надо сказать, исчезновения инструмента прекратились после моего первого концерта перед публикой.

- Что говорила ваш первый педагог Галина Степановна?(Галина Турчанинова – легендарный педагог ЦМШ «ВМ»)

- Галина Степановна – дорогой мне человек. Она подарила мне радость общения с публикой. Бывает, талантливые дети бросают инструмент – просто не везет с педагогом. Они не могут достичь своего потенциала. Мне в этом плане очень и очень повезло. Но временами Галина Степановна была просто непреклонна: «Не могут родители справиться – не надо приходить ко мне на уроки!».

- Жестко.

- А тут компромиссов быть не может. Они портят. Музыка не сразу становится искусством. Прежде всего – это спорт. Нужно владеть техникой. Заниматься – другого выхода нет.

- Вы ушли от Турчаниновой к Захару Брону.(российский педагог, воспитавший виртуоза Вадима Репина - «ВМ»)

- Это было вынужденное решение. Когда мы переехали в Москву, мой дедушка заболел. Пришлось возвращаться в Новосибирск – там был Брон. Галина Степановна с мудростью отнеслась к моему поступку. Мы до сих пор поддерживаем связь. Я благодарен ей за то, что она мне дала такую скрипичную базу, с которой я смог восстановить форму даже после перерыва.

- Трудно ли было начать выступать после травмы и операции?

- Пришлось меняться. В моем деле важна гибкость. Может, пианисты сейчас со мной не согласятся, но фортепиано – достаточно грубый инструмент. У скрипачей как ни крути задействованы более тонкие мышцы. Я все время настраиваю струны души и скрипки. Достаточно трех часов в день – чтобы инструмент был как продолжение рук.

- Вы сами настроились на концертную деятельность?

- Да. Много проводил времени перед зеркалом.

- Перед зеркалом?

- Конечно. Играл – смотрел, идет ли смычок параллельно подставке, другие технические вещи совершенствовал… Я до сих пор изучаю свой инструмент. Ищу естественную постановку – хочу держать скрипку непринужденно – чтобы она почти не ощущалась. Бытует мнение, что скрипка – трудный инструмент и чтобы играть на ней, нужно расслабиться. Но, знаете ли, если быть расслабленным, то даже с кровати не встанешь. Правда ведь?

- Сложно не согласиться.

- И игра, и жизнь – моменты напряжения и расслабления. Вот мне уже 40 лет. А я еще познаю инструмент. Это закономерно. Давид Ойстрах в конце жизни написал друзьям, что наконец-то узнал, как вибрировать на скрипке эффективно. Мэтр искал – и я ищу. Я считаю Ойстраха своим духовным наставником, идолом. Хоть он и умер в тот год, когда я родился – я слышал все его записи. Это старая школа. В руках мастеров скрипка не просто играла, она пела! А это уже совершенно другая техника. У многих современных исполнителей она потеряна. Моя скромная миссия в педагогике – возвращать молодежь к истокам – я ведь преподаю в Королевской академии музыки в Лондоне.

- Вы как-то сказали, что можете прийти к композиторству.

- Да, я говорил это. Многие скрипачи конца 19 века занимались сочинением музыки. При этом они понимали, что конкурировать со своими современниками-композиторами они не могут – это ведь были и Чайковский, и Брамс, потом – Шостакович. Нет. Их произведения были узко направлены на скрипичную игру, они регистрировали свой стиль. Каждый писал по разному. Манера Сарасате от манеры Крейслера – хотя казалось бы, они создают одну и ту же салонную музыку. А Венявский? Это «скрипичный Шопен»! Изаи так и не создал полновесный концерт для оркестра.

- Почему?

- Видимо, не хотел соревноваться с Дебюсси. Да и времени у скрипачей-композиторов было мало. А сейчас у нас – и того меньше. Ритм жизни эпохи Интернета стремителен. Не успеваю не только оценить, как выступал на концерте, но и подумать над своим творческим путем. Сегодня – один город, завтра – другой. Так традиции уходят в прошлое. Я стараюсь пойти этим путем. Считаю себя молодым – мне всего 40. Играю на скрипке, на альте, преподаю, только что окончил курс дирижирования у Юрия Симонова. Мечтаю выкроить время для композиторства.

- Максим, вы славитесь нестандартным подходом к своим концертам. Помните, как-то сыграли на альте, на обычной и электронной скрипках, а в конце и вовсе танго станцевали… Каких сюрпризов нам ждать в будущем?

- Да, последние десять лет я экспериментировал. Но все же нельзя добавить в фугу Баха ударников и сделать его, что называется «cool»(крутым – перевод с английского «ВМ»). На данный момент я стараюсь придерживаться классики. Кто-то должен сохранять традиции. Вот выпускаю новый диск с Брамсом и Мендельсоном и открываю собственный лейбл.

- Расскажите о своем выступлении сегодня на фестивале искусств «Черешневый лес».

- По консистенции – это два концерта в одном. Словом, сплошная медитация!

- Будете медитировать прямо на концерте?

- Почему нет? Концерт позволяет публике отрешиться от забот и рутины. Наконец-то(!) выключить мобильные телефоны, не отслеживать сообщения и новости… Два часа музыки позволят уйти в себя. Это тот самый момент, чтобы приостановить время и перезарядить свои внутренние батареи.

СПРАВКА

Максим Венгеров родился в 1974 году в Челябинске. Начал обучаться на скрипке у известного педагога Галины Турчаниновой. Спустя пять лет перешел в класс преподавателя Захара Брона, воспитавшего еще одного виртуоза — Вадима Репина. В 1989 году уехал в Германию, в 1990-м — в Израиль. Победитель конкурса скрипачей имени Флеша, обладатель двух «Грэмми», скрипач и дирижер.

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.