Академик РАМН Сергей Колесников: Российским врачам есть что предложить своим китайским коллегам
Новость о планах Министерства обороны РФ открыть в Москве российско-китайский военный госпиталь прокомментировал в интервью «ВМ» академик Российской академии медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, депутат Госдумы РФ (1995-2011 гг.) Сергей Колесников.
- Сергей Иванович, как по-вашему, в инициативе министра обороны России чего все-таки больше – политики или медицины?
- Естественно, здесь есть и политика в том смысле, что укрепление дружбы, сотрудничества, взаимодействия в разных областях с Китайской народной республикой очень полезно. В том числе и в медицине. Мне ближе эта тема, и сразу скажу – инициатива очень нужная и полезная. В историческом прошлом России была хорошо развита так называемая народная медицина. Особенно в провинциях с буддистским акцентом - таких как Бурятия, или, как ее раньше называли, Внутренняя Монголия. И, конечно, Тыва, откуда родом Сергей Шойгу. Так что традиции народной, в том числе буддисткой, медицины у нас есть давние. Но их мы, в основном, растеряли под флагом того, что медицина должна быть доказательной. И перешли к, назовем ее так, химической медицине. Из врачебной практики ушло то, что за рубежом называют хиропрактика, то есть то что делается руками, гомеопатия – лечение травами и так далее. Все эти методы очень серьезно были дискредитированы и исключены из официальной медицины. А в Китае этого не делают. Там даже официально регистрируют два типа лекарств – одни производят по принятым стандартам в мире, другие - так называемые традиционные лекарства. Я во время своего депутатства предлагал внести в закон, который тогда рассматривался в ГД, понятия «традиционные» или «национальные» лекарства. Но мне ответили, что мы должны придерживаться общемировой практики, должны делать то, что и мировое сообщество. Нам, мол, следует слепо следовать нормам ЕС, американским и японским правилам в этой области, хотя в Японии тоже есть традиционные лекарства. Поэтому, считаю, предложение Сергея Шойгу - это попытка традиционную медицину, а не химическую, позаимствовать все-таки у Китая. Кроме того есть вторая вещь, которая развита у китайцев значительно лучше, чем у нас. Это акупунктура, специальные формы гимнастики, термопунктура (терапия прижиганием – «ВМ»). То есть методы лечения, которые в последнее время хоть как-то у нас начинают использоваться, а так относились к массажу, хотя массажем часто это не является. Сейчас акупунктура у нас признана, но китайцы владеют ею лучше.
- Значит и обмен специалистами, опытом врачевания, о чем так же говорил Сергей Шойгу в Главном военном госпитале КНР, будет востребован?
- Безусловно. Хотя и есть отличия между китайцами и европеоидами, между желтой и белой расой: много различий и по обмену веществ в организмах, и по чувствительности к боли и многим другим показателям. Вот мы в нашем Центре проблем здоровья семьи и репродукции человека много внимания уделяем исследованию этнических особенностей организма человека, его реакциям на болезни и лекарства. Раньше нас за это чуть ли не в расизме обвиняли, но наконец-то признали, что, например, ряд лекарств на негроидов действует, а на белых нет и наоборот. Также представителям монголоидного типа, к которым относятся китайцы, и славянам есть что позаимствовать друг у друга. И еще об одном хочу сказать: китайцы нас прилично обогнали по разработкам и производству современного медоборудования, к сожалению.
- Означает ли это, что теперь с тяжелыми диагнозами и дорогостоящим лечением наших больных будут направлять вместо Израиля, Германии, некоторых других стран Европы, в Китай, или врачи из Поднебесной будут лечить таких пациентов в новом госпитале в Москве?
- По тяжелым формам заболеваний, требующих высокотехнологичных операций, никто пока обогнать специалистов, работающих в названных вами странах не может. О Китае, что они обогнали даже нас или другие государства, этого сказать нельзя. А вот по реабилитации на основании традиционных китайских методов лечения, например, по так называемой психосоматике - включении психологических, психических механизмов в процесс восстановления организма человека - они, конечно, впереди. У нас значительно лучше развита офтальмология, мы проводим высоко технологичные операции на сердце, нейрохирургические операции. По этим позициям мы в мире котируемся. По оснащению, да, нас кое-где опережают, а вот по технологиям мы идем вровень с миром.
- Сергей Иванович, есть ли в России, в Москве крупные клиники, центры, не считая, возможно, частных практик, где уже работают китайские врачи?
- Первый центр под названием «Здоровье» был создан в Иркутске еще в конце 80-х прошлого века. Знаю об этом факте хорошо, потому что сам был в числе организаторов этого советско-китайского предприятия. Нашими партнерами были врачи из провинции Харбин, которая близка Иркутску территориально. Года три он работал достаточно активно, а потом начались проблемы. Во-первых, наши коллеги рассчитывали на достаточно приличную зарплату, поскольку в Китае медицина платная и меньше чем на родине, они не соглашались получать. Рассчитывались в те годы сырьем. Это не всех устраивало. Начал снижаться уровень подготовленности присылаемых специалистов. Это привело к снижению качества услуг. И все сошло на нет. Но, помню, часть китайских врачей время совместной работы провели с пользой для себя: кто-то окончил наши мединституты, некоторые даже защитили кандидатские диссертации. В целом же, этот опыт не прижился и не получил распространения. Были потом еще робкие попытки создания таких клиник, но все опять упиралось в деньги.
- Следовательно, можно назвать Сергея Шойгу с его предложением, своего рода, пионером в создании крупного международного медицинского учреждения государственного уровня?
- Все мы хорошо знаем, что Сергей Кужугетович – человек слова и умеет доводить до логического конца заявленные программы. Тем более что это сделано было публично, на официальном уровне. Другой вопрос, сможет ли наше государство платить достойные деньги китайским специалистам? Впрочем, сейчас видимо сможет. Даже московским врачам обещают в скором времени зарплату под 140 тыс. рублей. Эта цифра уже сравнима с очень хорошими китайскими зарплатами. В таком случае, верю, успешное предприятие будет создано. И хочу пожелать Сергею Шойгу в этом благородном и очень важном деле успеха.