Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Маэстро, марш!

Общество
Маэстро, марш!

[b]Утром 9 Мая, как только пробьют кремлевские куранты и командующий военным парадом объявит о его начале, этот человек взмахнет руками в белых перчатках и задаст жизнеутверждающий темп победным маршам. Виктор Васильевич Афанасьев — начальник военно-оркестровой службы, главный военный дирижер Вооруженных cил РФ, профессор, генерал-лейтенант.[/b][b]— Виктор Васильевич, это очень трудно — научить более пяти тысяч человек синхронно печатать шаг и перестраиваться под музыку?[/b]— Чрезвычайно трудно! Ведь основная масса участников парада — люди немузыкальные. Даже под ритм, задаваемый барабаном, не сразу могут подстроиться. Я занимаюсь подготовкой разных массовых праздников больше 30 лет, и мои наблюдения говорят о том, что музыкальных людей — примерно процентов тридцать. Поэтому солдат, принимающих участие в параде, сначала обучают ходить без музыки, только под ударную долю барабана. Для совсем аритмичных вообще нужны два удара — чтоб получалось «ать-два!» Словом, обучение строевому — тяжелый труд для солдат и командиров.[b]— Пусть со мной спорит ваше начальство, но, по-моему, военный дирижер на параде — главный. На вас — огромная ответственность. И вот наступает ночь перед парадом. Вы ложитесь спать. Снится ли вам сводный оркестр? Мучают ли кошмары? Как начинаете утро?[/b]— ([i]Смеется[/i]) Кошмары не снятся! Утро рождает настроение. Поэтому стараюсь, чтобы его никто не испортил. Для меня важно вовремя проснуться. Потом — чтобы форма была отглажена, чтобы не нарушался привычный темп и ритуал утренних сборов. Главному дирижеру нельзя ни волноваться, ни отвлекаться, ни впадать в истерику. Нужна совершенно холодная голова. И ничего нельзя забыть. Все лишние эмоции — в сторону.[b]— Ваш сводный оркестр на параде играет всю программу без нот. Наверное, для музыкантов непросто держать в памяти все партии песен и маршей общей продолжительностью сорок минут?[/b]— У нас давняя традиция — все играть на память. Кроме того, это диктуется чисто практическими соображениями. На параде музыканты должны свободно перемещаться, держать осанку, а с нотами и пюпитрами и свалиться недолго.[b]— Поясните, что такое «военный сводный оркестр». Из кого он состоит? Какие инструменты сливаются в парадном марше? [/b]— Сводный оркестр Московского гарнизона объединяет оркестры высших и средних военных учебных заведений, военно-дирижерского факультета при Московской консерватории и Военно-музыкального училища. Всего — более 600 человек. Это флейтисты, гобоисты, трубачи, кларнетисты, тромбонисты, ударные… И кроме меня с ними работают еще двадцать дирижеров Московского гарнизона.[b]— Мне рассказывали участники военных парадов, что во время их проведения нередко курсанты или солдаты от долгого стояния просто падают в обморок. Случается ли это у музыкантов?[/b]— В строю это случается. Но за 235 лет службы я ни разу не видел, чтобы упал музыкант. Потому что оркестрант все время занят делом, ему все время нужно, извините, мозгами шевелить — думать, что делать дальше, стараться пассаж правильно сыграть. А неподвижно стоять в строю — не у каждого хватит выдержки.[b]— Насколько я знаю по вашим интервью, музыка парада — это монтаж музыкальных фрагментов, своего рода попурри. Меняете ли вы свой репертуар?[/b]— Кое-что меняем, но основу сохраняем каждый год, потому что в главном монтаже собраны самые лучшие и яркие марши и песни. К тому же у каждого рода войск — танкистов, артиллеристов, пехотинцев, летчиков — есть свой собственный марш. Их мы не меняем — традиция! [b]— Что для вас самое трудное на параде? Вы можете себе позволить где-то немного расслабиться?[/b]— Ни в коем случае! Расслабляться на параде нельзя. Потому что моя главная задача — выдержать яркую, плотную динамику действия. Дирижер все время должен находиться в напряженно-бодром состоянии, чтобы контролировать частоту и эмоциональность тактов.Как в опере — в смысле соблюдения дирижерской интерпретации на протяжении всего спектакля. На параде, как и в опере, не должно быть затяжек или необоснованных пауз. Кроме того, я обязан тщательно следить за тем, что говорит командующий парадом — вдруг он что-то забудет или пропустит. Оркестр должен сразу подстроиться под ситуацию.[b]— В прошлом году вы придумали замечательное финальное дефиле — перестроения оркестра под музыку под песню Людмилы Лядовой «Праздничный марш». Это очень опасно для музыканта – играть и маршировать на брусчатке?[/b]— Это не опасно, но очень сложно. Несмотря на то, что вся Красная площадь разрисована линиями, шашечками, квадратиками, их музыканты не видят — ведь в руках трубы, тромбоны… Поэтому они ориентируются в пространстве каким-то особым чутьем. А ритмически — на слух и взмахи тамбурмажора. При том, что акустические условия Красной площади очень сложные.[b]— Вы имеете в виду звуковое эхо? Я читала, что оно воспринимается ухом, если звук запаздывает после первичного сигнала на 0,5—0,6 секунды. А на репетиции действительно подумала, что две уходящие колонны оркестра разошлись в финальном аккорде.[/b]— На эту тему можно написать целый научный трактат. Из-за разнообразия форм архитектурных сооружений, окружающих площадь, звук ловится везде по-разному. Сначала он достигает Мавзолея, Кремлевской стены — поскольку оркестр стоит к ним лицом, потом «упирается» в здание ГУМа, затем отражается от Исторического музея. В результате звучание везде воспринимается с неким запозданием.Поэтому когда раздается команда «Шагом марш!», мы начинаем играть уже на букве «м». Звук «побродит» вокруг, по законам акустики, и вернется к колоннам как раз под левую ногу курсантов. Если чуть запоздать — сразу начинается «болтанка» в рядах, очень опасная для парада. Этого допускать ни в коем случае нельзя. Но когда во время дефиле увеличивается расстояние между музыкальными колоннами, даже тамбурмажоры не помогают.[b]— Конечно, парад — это ритуал. Отточенный, отработанный. Но жизнь любит преподносить сюрпризы. Во время репетиции я видела, как неожиданно на Красную площадь выбежала непонятно откуда-то взявшаяся собака…[/b]— Конечно, жизнь вносит свои коррективы. Но я для того и поставлен, чтобы все отслеживать, — вдруг машина при объезде войск неожиданно затормозит. Да мало ли что! Хотя все сто раз проверено и продумано. Но оркестр должен чутко реагировать на все, что происходит на площади.[b]— Сильно ли опекают сводный оркестр работники спецслужб, служба охраны президента? Заглядывают ли, к примеру, в раструбы самых крупных басовых духовых — сюзафонов?[/b]— Охрана, безусловно, есть. Все-таки на параде присутствует глава государства. Мы видим работников спецслужб, но работать друг другу абсолютно не мешаем. А в сюзафоны, наверное, заглядывают. Нам некогда за этим следить.[b]— А есть ли на параде такие мелочи, которые не замечает зритель, тонкости, о которых знаете только вы?[/b]— А публика и не должна ничего такого знать и замечать — это наши профессиональные тайны. Она должна просто наслаждаться красивым зрелищем. На репетициях отработано все до мельчайших деталей, до автоматизма. Поэтому во время парада я могу себе позволить поработать и на имидж, создать красивую картинку: от меня должны исходить энергия, властность, жизненный импульс, волевые жесты. Чтобы зрителям интересно было смотреть. Надо в какой-то степени позировать, но главное — не забывать руководить.[b]— Вы дирижируете парадами с 1993 года. Научились ли вы ощущать на своей спине взгляд президента? Пожимает ли он вам руку после парада, говорит ли «спасибо»?[/b]— Если случается оказаться рядом — обязательно. Если на расстоянии — делает это кивком головы.[b]— Вот остаются считанные секунды до взмаха вашей руки… Командующий доложил министру обороны о готовности к параду. Последние мгновения… Что вы чувствуете?[/b]— Аккумулирую в себе уверенное, даже агрессивное состояние. Дирижер — это же диктатор, и я обязан диктовать: охватываю всех взглядом, притягиваю внимание. Чтобы музыканты замерли оловянными солдатиками и смотрели на меня, не отвлекаясь…

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.