Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Рейли клюнул. Как погиб прототип Джеймса Бонда

Общество
Слова «Не верь никому» были девизом разведчика или, если хотите, шпиона, родившегося в Херсоне Зигмунда (Георгия?) Розенблюма, более известного у нас как Сидней Рейли. Но он, сам обманувший тысячи и тысячи людей, взял и поверил. И кому! Советским чекистам.

В результате в ноябре 1925-го на отдаленных тропинках московских «Сокольников» и раздался выстрел безвестного сотрудника ЧК. Так закончилась жизнь Рейли.

Но почему он поверил? Как удалось заманить в СССР человека, организовавшего «заговор послов», приговоренного за это 3 декабря 1918 года к смертной казни и сумевшего сбежать от расстрела? Почему не сиделось ему в своем Лондоне или за океаном с очередной женой? И правда ли, что именно с него писатель Флеминг слепил знаменитый образ Джеймса Бонда — агента «007»?

ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПОВЕРИТЬ

Знаменитую операцию «Трест» я изучал не по учебникам. «Погрузил» меня в нее старейший чекист России Борис Игнатьевич Гудзь, с которым я познакомился накануне его 100-летия. Мы славно работали до самой его кончины, а прожил он 105 лет! За эти четыре с лишним года Гудзь женился, а мы с ним многое, хотя и не все, успели. По крайней мере «Трест» был описан мною подробно.

Инициатором создания «Треста» стал Артур Христианович Артузов — учитель и дальний родственник Гудзя. Замысел понравился и его начальнику Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. Так была создана фиктивная монархическая организация Центра России (МОЦР), которая долгие годы водила за нос белую эмиграцию в главных странах ее пребывания — от маленькой Эстонии до Франции. Все, включая великого князя Николая Николаевича, дядюшку Николая II, и генерала Кутепова, попали под магию приятнейшего известия, привезенного в зарубежье своим человеком — действительным статским советником Александром Александровичем Якушевым. Смысл сообщения был таков: в России возникла мощная организация, в которую входят не какие-то эсерики или эти, как их, троцкисты, а настоящие монархисты! Цель — свержение советской власти и восстановление престола.

Чтобы не провалить МОЦР, эмиграции требовалось лишь не мешать патриотам, оставшимся в России, не прибегать на ее просторах к террору и слушаться тех, кто вот-вот вырвет власть у большевиков.

Чекистские эмиссары регулярно разъезжали по Парижам, принимали у себя через контролируемые пограничниками окна проверяющих из белогвардейских организаций. И таким образом пятилетие сильное эмигрантское движение бездействовало.

Почему же прожженные военные и даже разведчик-ас верили в эту липовую организацию? Потому, считает мой собеседник Гудзь, что молодые чекистские кадры были разбавлены такими талантливыми, не подыгрывающими, а ведущими актерами, как тот же Якушев или старый генерал царской армии Потапов, верой и правдой служившими большевикам. Вместе они составляли сыгранный творческий коллектив, которому, возможно, поверил бы и Станиславский.

А во-вторых, очень уж хотелось в негостеприимной дали помечтать об избавлении от «советчины». О том, что добрые люди сделают свое дело и все истинные патриоты возвратятся в Златоглавую. И еще посмотрим, кто там больше понадобится: те, кто оставался с Советами? Потому и заинтересованы были, чтобы нечто похожее на «Трест» действительно существовало. Но как на это повелся опытнейший разведчик Рейли?

НА ЧЕТЫРЕ ДЕНЬКА В РОССИЮ И ОБРАТНО

Обработал Рейли именно Александр Якушев, работавший ведущим инженером в министерстве. Перед этим его инструктировали: задача — сложнейшая, Рейли — ас, и все зависит от вас. Никто не приказывал Якушеву заманить «гостя» во что бы то ни стало. Предлагали: решайте сами.

И Рейли к нам не собирался. 30 сентября 1925 года из французского Шербура он на теплоходе должен был отправиться с женой в Штаты и Якушеву твердил об уже купленных билетах, а Александр Александрович, кажется, нащупал слабое место. Рейли — самоуверен, есть в нем бахвальство.

И руководитель МОЦР предлагает: не меняйте билеты, обернетесь за четыре дня.

Тонкий расчет — искушенному в таких делах человеку предлагают всего за четыре дня сделать то, на что у других уходят недели. Или трусите? Этот вопрос не задается, однако чувствуется — он рядом. Рейли согласился. И попался...

27 сентября пограничник Товой Вяхи, награжденный вскоре за свои подвиги орденом, привычно перенес гостя через реку. И Рейли поверил. Уже приговоренный к тому времени к смертной казни, он даже не задумался, что надо как-то изменить внешность, нацепить парик. Поверил, что нелегальная организация все сделает как надо.

...Добрались до Москвы. И чекисты отправили Рейли на встречу с единомышленниками на дачу. Начался банкет. Посланцу издалека дали высказаться.

Мне кажется, здесь Рейли и подписал себе смертный приговор. Гудзь полагает, что сделал он это всей своей деятельностью гораздо раньше.

— По Рейли, единственный способ поднять Россию на борьбу с Советами — это террор, — пояснял Гудзь. — Если мы в России ударим и взорвем, вдохновлял Рейли, то Европа перестанет считать нас слабаками.

Я все интересовался, кто же присутствовал на той пламенной речи, перед кем Рейли метал бисер? Неужели не было никого из его лагеря на этой публичной лекции? Гудзь только пожал плечами:

— Публичности-то и не было. Все — наши: Якушев, потом агент, двое хозяев дачи и три-четыре сотрудника. Послушали, поехали домой к агенту на Маросейку. Передохнуть перед ночным поездом на Питер. И тут Сиднею Рейли объявили: вы арестованы. Оружия у него не было, об этом мы заранее позаботились. Ни малейшего сопротивления — профессионал Рейли все понимал. Спрашиваю: «Он сразу начал намекать, что может быть полезным?» Гудзь усмехнулся.

— Сначала пошли угрозы: об аресте английского офицера узнают в Англии, и тогда… Ведь агентом честный джентльмен быть не может. Пришлось показывать газету: вы убиты 29 сентября 1925 года в перестрелке при попытке перейти границу и переправиться в Финляндию.

И уже 30 сентября Рейли написал письмо в ОГПУ на имя Дзержинского: буду помогать в меру возможностей. Потом предложил выступить с заявлением: высвечу ваши положительные стороны. Это найдет понимание у всего мира. Даже вызвался поработать над этой речью вместе.

Я же не понимал одного: зачем ЧК устроила 29 сентября на границе перестрелку? К чему весь шум, когда Рейли уже спокойно сидел на Лубянке? Чтобы быть точным, процитирую Бориса Гудзя:

— В ЧК не хотели его расстреливать. Сталин боялся. Узнают англичане, что он у нас в плену, начнут требовать освобождения. Надо скорее его убирать. Вот в этом и весь смысл.

ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ

Допросы шли успешно. Рейли не жаловался на плохую память. Чекисты только успевали записывать. Рейли, как и подобает профессионалу, попытался — не без успеха — расположить к себе всех: от ведущих допросы до конвоиров, сопровождавших его в камеру и на прогулки. Завязывались какие-то человеческие связи.

Но напряженность нарастала. Вдруг весть о том, что на Лубянке содержат Сиднея Рейли, все-таки каким-то образом доберется до англичан? И 5 ноября 1925 года его вывезли на обычную прогулку.

Машина с конвоирами приближалась к Сокольникам. Въехала в парк и вдруг остановилась, заглохла. Шофер, как договорились еще во дворе гаража, пообещал быстренько все наладить. Арестант с конвоирами прошли вперед по безлюдной тропинке. Один из охранников, Гудзь даже помнил его имя — Ибрахим Абиссалов, немного подотстал. Он и застрелил Рейли.

Через несколько дней шпиона зарыли во дворе Лубянки. Но не спалось Рейли в нашей тревожной земле. Когда Лубянку реконструировали, на этом месте вырыли огромную яму. Рейли в ней не отыскали...

БОНД? ДЖЕЙМС БОНД

Похвастаюсь — я знаком с шотландским разведчиком, с которого, как уверены многие британцы, и слепил его приятель по службе Ян Флеминг своего Джеймса Бонда. А в России многие уверены: прообразом послужил именно Рейли.

Но почему бы и не уступить соотечественникам в этом важном вопросе? Тем более что первый исполнитель роли агента 007 Шон Коннери действительно напоминает — пусть слегка — Розенблюма. Или это Рейли похож на актера? Все гораздо проще. Рейли ныне поддается обожествлению. Приехал, попал в ловушку. Застрелили. И не правда ли, похож? Можно посмотреть на историю и по-другому. Заманили. Убедились, что попрежнему — злейший враг.

Заставили говорить. И, выпотрошив, отправили по приказу свыше на тот свет.

Суровое было время. Заслужил...

А вот Якушева сгноили в тюрьме еще до начала большого террора 1937-го. Артузова, Стырну, да всех расстреляли. А Гудзь — выжил. Случайно. И остался хорошим человеком...

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

По версии книги «Век шпионажа» родился г-н Розенблюм в Херсонской губернии. В силу семейных обстоятельств мама увезла младенца в Одессу, там он окончил гимназию, затем поступил на физмат Новороссийского университета, откуда был исключен «за политику». Находясь «на вольных хлебах», Розенблюм наткнулся в газете на объявление о наборе рабочих в этнографическую экспедицию в Бразилию. Начальником экспедиции был майор Фрезерджил, штатный разведчик английской разведки. В поездке он и открыл Розенблюму прелести шпионажа.

В 1897 году Розенблюм был переброшен в Лондон и начал карьеру секретного агента Ее Величества Сиднея Джорджа Рейли.

Оказавшись на Дальнем Востоке, он, установив нужные связи, начал продавать японские секреты России, а российские — Японии. Делалось это с ведома английской разведки, операция получила кодовое название «Гамбит». Планы фортификационных сооружений крепости и бухты, где стоял российский военный флот, японцы получили от Рейли.

За это он за несколько дней до начала войны 1904 года был предупрежден японцами и бежал, забыв жену, в Санкт-Петербург, сделавшись антикваром, а по совместительству — помощником военного атташе Великобритании. Жена разыскала его в Петербурге, но в объятиях другой женщины. Чтобы загладить вину, Рейли пригласил Марго в ресторан, но утром ее нашли мертвой — по странному совпадению.

Постепенно шпионаж в России стал приоритетным направлением в жизни Рейли. Он познакомился с Распутиным, через него черпал информацию о настроении царской семьи и ее близкого круга, много ездил по фронтам, по поручению главы английской дипмиссии в России Локкарта осуществлял общее руководство заговором против большевиков и даже координировал мятеж левых эсеров 6 июля в Москве. В феврале 1919 года он вновь оказался в Одессе, среди бывших белых офицеров, при этом параллельно выстраивает в России цепочку конспиративных квартир по разным городам. К этому моменту Рейли женат уже пятый раз, а число его любовниц «зашкаливает» — ну чем не Джеймс Бонд?! Рейли не прятался, был открыт как напоказ и попался на сущей ерунде: на «Тресте», о котором и рассказал сегодня Николай Долгополов.

ЕЩЕ И ДЕНЬГИ ПЕЧАТАЛ ФАЛЬШИВЫЕ

В 1898 году Рейли впервые «засветился» в крупном международном скандале: западные губернии России наводнили фальшивые деньги, отпечатанные по новой технологии и почти неотличимые от настоящих.

Начальник парижского отделения царской охранки Петр Рачковский установил, что деньги вбрасываются из Лондона и печатают их на вилле члена Британского химического общества — некоего Розенблюма. Скандал назревал колоссальный, так впервые у Розенблюма появилось второе имя — Сидней Рейли, и он с женой Маргарет был спрятан от глаз русской полиции в самом надежном месте — в... России, в Порт-Артуре на Дальнем Востоке.

СОВПАДЕНИЙ НЕ БЫВАЕТ

Любопытный эпизод: на деньги Рейли, ставшего «внезапно» другом известного авиатора Сергея Уточкина, был организован перелет Петербург – Москва, имевший для России колоссальное и моральное, и военное значение. Только вот большая часть аэропланов разбилась, не долетев до цели. Через месяц в английских газетах мелькнуло сообщение, что Сиднею Джорджу Рейли заочно присвоено звание офицера воздушных войск Великобритании...

ДЕСЯТКИ ИМЕН И СТО ЛИЦ «ГЕРОЯ»

Зигмунд (Георгий) Розенблюм, ST.1, Соломон, Педро, химик С. Штерн, сотрудник ВЧК Релинский, купец Константин Массино, антиквар Георгий Бергман, торговец Николай Николаевич Штейнберг — вот далеко не полный список имен Рейли, ну а последнее имя ему дали в тюрьме: Номер 73, по номеру камеры. Тогда же вместо иностранной одежды на него надели для конспирации форму ОГПУ — чтобы другие арестанты думали, что привезли провинившегося сотрудника.

ЦИФРА

100 или более конспиративных квартир имел Рейли в разных городах России — и в каждой держал по любовнице.

ОБ АВТОРЕ

Николай Долгополов — известный журналист, публицист и писатель, член Союза писателей Москвы. Лауреат премии Службы внешней разведки РФ. Работал в ряде центральных СМИ, постоянный автор «Вечерней Москвы».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.