Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Наемные жены поэта Некрасова

Общество
Есть поэты, признанно творившие в русле любовной поэзии, — Пушкин, Маяковский. А есть Некрасов — поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости. Советские учебники литературы представляли Николая Некрасова именно так.

Впрочем, и сейчас в творчестве поэта видят лишь горячее сочувствие к крепостным крестьянкам: доля ты русская, долюшка женская, есть женщины в русских селеньях, опять же — «коня на скаку остановит». А между тем у Николая Алексеевича есть щемящие, трогательные строки о любви, любви болезненной, безнадежной. Да и в жизни поэт был более чем любвеобилен, несмотря на свою, мягко говоря, неавантажную внешность. И если до 24 лет Николай познавал плотские радости с горничными и дамами наилегчайшего поведения, то потом в его жизни произошел тот самый «солнечный удар»… И рассказать о Некрасове, многим неизвестном нам, захотелось сейчас — под день рождения поэта, ведь родился он 10 декабря такого далекого уже 1821 года...

15 ЛЕТ СЧАСТЬЯ И МУК

Авдотья Панаева. Хозяйка литературного салона. Сейчас бы ее назвали светской львицей. Жгучая брюнетка, огромные выразительные карие глаза, необыкновенно тонкая талия. В качестве бонуса — бойкое перо и острый — если не сказать ехидный — язык. В общем, та еще штучка. Немудрено, что мужчины теряли голову.

Мимолетной жертвой стал даже Федор Достоевский, на которого, впрочем, она не обратила вообще никакого внимания. А вот Иван Тургенев остался более чем равнодушным к прелестям роковой брюнетки, увлекшись откровенной дурнушкой Виардо. И Панаева ему такого невнимания не простила. И отомстила. Очень по-женски. В своих мемуарных воспоминаниях Тургеневу посвящено аж 62 эпизода, в которых он предстает далеко не в лучшем свете.

Она припомнила ему все, начиная от невинного легкомыслия и патологической рассеянности до — страшно сказать — презрения к русскому мужику и нелюбви к России. Когда обиженная женщина блестяще владеет слогом — это разящий удар, попадание в «яблочко»… А ведь дочь актеров Императорской сцены, от природы умная и способная, образование получила самоучкой, «посредством чтения». В доме царила тяжелая атмосфера: мать — жесткая, деспотичная, игре в карты она уделяла много больше внимания, чем дочери.

Отец — тоже игрок, только на бильярде. Когда проигрывал, все домашние разбегались по углам, лишь бы не попасться ему на глаза...

Немудрено, что она так поспешила выскочить замуж в 18 лет, что особо к жениху не приглядывалась. Как быстро выяснилось, зря: литератор Иван Иванович Панаев, небогатый дворянин, был человеком ветреным, богемным, увлекающимся и к семейной жизни мало расположенным. Зато Иван Иванович был вхож в кружок Белинского, куда привел и своего друга, начинающего поэта и журналиста Николая Некрасова. Привел на свою голову… Впрочем, Авдотья Яковлевна, на первых порах испытывавшая к супругу если не страстную любовь, но некую пылкость, быстро погасла и сникла. Еще бы: кому понравится, что тебе предпочитают дам полусвета? Иван Иванович не считал нужным отказаться и от этой пикантной привычки, которую можно простить только холостякам. Плюс постоянное отсутствие денег и долги мужа, которые он делал постоянно, угнетали и раздражали Авдотью Яковлевну.

Итак, она произвела большое впечатление на начинающего и еще никому не известного поэта. Ему было 24 года: по сегодняшним меркам почти инфантильный юноша. Ей — 25.

Однажды Некрасов катал свою даму сердца по Неве на лодке и в очередной раз завел разговор о чувствах. Она посмеялась.

Тогда он сообщил, что не умеет плавать, и прыгнул в Неву. Испуганная Авдотья Яковлевна подняла крик, «провокатора» вытащили, а он опять за свое: «Или моя, или повторю выходку. Да на этот раз удачно, чтобы сразу камнем на дно...» В общем, как у классика: она его за муки полюбила...

В советских учебниках литературы ее даже называют гражданской женой Некрасова. Смешно. Это при живом-то муже! Конечно, любовница. Или даже сожительница: все трое проживали в одной квартире, где одновременно располагалась редакция журнала «Современник». Через много лет в аналогичной ситуации окажутся Владимир Маяковский, Лиля Брик и Осип Брик… Безусловно, такое щекотливое положение не могло не вызывать пересудов и сплетен. Их было в избытке: сплетни по поводу их «неприличных» отношений не прекращались еще очень долго. Но Панаеву было все равно, так что Некрасов за двоих закатывал скандалы и изматывал претензиями, ревностью. Потом плакал, просил прощения. Африканские страсти закончились беременностью Панаевой. Мальчик родился слабеньким и вскоре умер. В одной из церковных метрических книг Петербурга в отделе «Об умерших 27 марта 1855 г.» записано: «Отставного дворянина коллежского секретаря Ивана Ивановича Панаева сын Иоанн, полтора месяца». Речь идет о маленьком Иване Панаеве, сыне Некрасова.

В общей сложности — полтора десятка лет жизни и не вместе, и не порознь! Авдотье уже за сорок: она хотела спокойствия и тихого женского счастья. К сожалению, у нас нет их переписки: все письма — огромное количество! (за исключением двух маленьких ее записочек) были сожжены Панаевой.

В 1863 году она, к тому времени давно вдова Панаева, вышла замуж за секретаря редакции «Современника» Головачева. Она родила девочку и всецело посвятила себя ее воспитанию. А потом муж умер, и она осталась одна с дочерью без средств к существованию, бедствовала, зарабатывала на жизнь рассказами и редактурой.

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Были у поэта и мимолетные «амуры», даже в «панаевский» период. Однажды он не на шутку увлекся французской актрисой Селиной Лефрен, отличавшейся не столько красотой, сколько бойкостью и свободным отношением к любовным связям. Грубо говоря, сделаться содержанкой богатого барина ее не смущало. Удобная женщина: она не требовала от Некрасова ничего, кроме денег, которые у него стали водиться.

Для всей России Некрасов был учителем жизни, великим поэтом, а для нее он был просто богатым мужчиной.

Разговаривать по душам с Селиной Некрасов не мог, так как плохо говорил по-французски, а она не владела русским. «Товарно-денежные» отношения длились ровно до того времени, пока актриса не скопила круглую сумму и не покинула Россию навсегда. А ее место около Некрасова немедленно заняла молодая вдова Прасковья Мейшен, которую поэт вывез из Ярославля.

Вдову привлекло то, что у Некрасова был собственный выезд: отличные вороные лошади, крытые небесно-голубой сеткой. Красота и предмет зависти других дам полусвета! Правда, она быстро наскучила Некрасову, и он отправил ее обратно в Ярославль.

«Всех возмущало не то, что Некрасов был многолюб, многоженец, неспособный к однобрачной любви. Таковы почти все лирики… Пушкин любил сто тринадцать или сто четырнадцать женщин, и это казалось естественным, это ни в ком не вызывало вражды. Если что возмущало в Некрасове, так именно то, что любовь Некрасова, по крайней мере с первого взгляда, не была любовью поэта… Разойдясь с одной женщиной, он мгновенно сходился с другой… Женщины для него не любовницы, но как бы наемные жены», — написал Корней Чуковский в статье «Подруги поэта».

Наемные жены… Грубо, вульгарно, но как точно.

МИЛАЯ ПРОСТУШКА

А вот Фекла Викторова стала для Некрасова не наемной, а законной — единственной! — женой. До боли стандартное мужское поведение: чем старше становился поэт, тем более молодую подругу он себе выбирал. Некрасову было 43 года, Панаевой — 44, Селине —32, а Фекле — 19. И еще пикантный факт: заядлый игрок Некрасов выиграл ее в карты у купца Лыткина, у которого она была на содержании.

Некрасову не нравилось ее простонародное имя, поэтому он стал называть ее Зиной. Хорошенькая простушка с ямочками на щеках, не «обезображенная» интеллектом. Самая большая радость — дорогие магазины на Невском проспекте. Зато она обладала женской хитростью и железной хваткой: заучивала наизусть стихи поэта, с восторгом целовала ему руки и почти никуда не выезжала одна. Ну если только в магазины. Зине-Фекле удалось сделаться Некрасовой буквально за полгода до смерти поэта, хотя она методично добивалась этого много лет. По завещанию ей досталось имение «Чудовская Лука» и имущество петербургской квартиры.

Все это она раздарила родственникам поэта, которые потом просто не пустили ее на порог! Права на свои произведения поэт завещал своей сестре Анне Алексеевне Буткевич. А молодая вдова уехала к себе на родину в Саратов и жила там очень замкнуто и бедно. А Панаевой не досталось ничего материального. Зато именно она известна как главная женщина в жизни Некрасова. И яркая исповедальность «Панаевского цикла» Некрасова тому подтверждение…

Вера в плохие приметы привела к трагедии

Как все игроки, Николай Некрасов верил в приметы. Считается плохой приметой одалживать деньги перед игрой. И надо же было именно перед игрой Игнатию Пиотровскому, сотруднику «Современника», обратиться к Некрасову с просьбой выдать ему триста рублей в счет оклада. Он отказал. Пиотровский пытался уговорить Некрасова, сказал, что если не получит этих денег, то пустит себе пулю в лоб. Но поэт был неумолим, а наутро узнал о самоубийстве Игнатия Пиотровского. Оказалось, что тот задолжал тысячу рублей, ему грозила долговая тюрьма. Всю жизнь Николай Некрасов помнил этот случай и мучительно переживал его.

Заядлый собачник

Особенную любовь Некрасов питал к охотничьим собакам. Как только у него появилась возможность, а это произошло уже в начале 1850-х годов, он сразу же завел не одну, а несколько легавых собак, породу в то время достаточно новую и модную. В приемную знаменитого журнала «Современник» к ничего не подозревавшему посетителю порой выбегало до десяти избалованных собак, практически не знавших тяжести хозяйской руки.

Случай на охоте

Охота — второе страстное увлечение Некрасова после карт. Он ходил на медведя, любил охоту на дичь, ходил «в поле» вместе с писателем Иваном Тургеневым. Поэма «Псовая охота» — прямое посвящение этому занятию. А образы мужиков-охотников запечатлены в его стихах и поэмах (Савушка, «В деревне», Савелий, «Кому на Руси жить хорошо»). Увлечению пришел конец, когда его жена случайно застрелила на охоте его любимого пса-пойнтера по кличке Кадо.

ЦИФРА

10 декабря — день рождения Николая Алексеевича Некрасова. В этом году мы отметим его 193-летие.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.