Профессию Николая Сличенко определила пара пудов пшеницы
27 декабря у Николая Алексеевича Сличенко – юбилей. Художественному руководителю театра «Ромэн», народному артисту СССР, знаменитому театральному актеру и режиссеру исполняется 80 лет.
Вы помните ?! Вы все, конечно помните. Наверняка ваши папы и мамы расказывали , как с появлением первых черно-белых телевизоров все чинно рассаживались в ожидании "Голубого огонька". И взрослые с нетерпением ждали, когда объявят их кумира (сейчас бы сказали секс-символ, мега звезду) Николая Сличенко. И тут же начинались угрожащие бабушкины-"а сейчас тихо, брысь из-под стола со своими куклами и гремящими машинками". И наши папы и мамы замирали перед нашими бабушками и сами с интересом начинали смотреть на этого вихрастого, искрящегося молодого человека. Сегодня с неповторимым трепетом уже наши мамы и папы цыкают на своих внуков, если, конечно, повезет еще раз посмотреть ролики того времени.
А все начиналось значительно раньше. В еще голодном 1947 году. Когда мама послала своего сына в более сытый цыганский колхоз. Днем работали, а вечером и в обычных колхозах танцевала молодежь, чего же говорить о цыганском, казалось, что здесь танцы только и подстегивают языки пламени, а песни вселяют силу.
- Ох! - говорили старики, глядя, как молодой парнишка отплясывает и поет. - В город тебе надо, Николай. В театр "Ромэн", - и продолжали дымить свой ароматный табак.
Цыгане ничего просто не говорят, но и не торопятся с принятием решения. Посидели старики пару вечерков, лукаво прищуривая глаза от табачного дыма, о чем-то своем стариковском пошептались. А потом и заявили, но для цыганского табора это был закон.
- Каждый из вас, братья, сдает несколько килограммов пшеницы на продажу, на эти деньги Николаю билет купим в Москву. Учти, - строго обратился старейшина к юноше, - денег хватит только на билет туда. Вернуться не сможешь.
С билетом в один конец, провожали, как и полагается, по-цыгански весело.
Московское утро ничего плохого не сулило. В театр впустили прямо на репетицию. Тем более, что молодой человек с цыганской прямотой заявил
- "Я работать приехал!" Попробуй откажи такому.
В те годы театром руководил профессор Петр Саратовский. Песня в исполнении Нииколая Сличенко завершилось гробовым молчанием мэтра Петра Саввича и всех актеров. Так же в гнетущей тишине прошло декламирование "Белеет парус одинокий". Николай Сличенко одиноко стоял на сцене. Вокруг не было стариков цыган из колхоза, которые, может, что и посоветовали бы. А стены театра безжалостно сужались, потолок начинал опускаться и давил - вот-вот приплюснет и раздавит не только парня, но и всех колхозных цыган, которые оторвали от себя по несколько килограммов пшеницы, чтоб в театре "Ромен" вспыхнула новая звезда.
Без большого оптимизма в голосе, Петр Саввич произнес: "А станцевать сумеешь ?" Терять было уже нечего, может, поэтому и танец пошел как-то легко и куражно. И вдруг на весь зал раздается голос Сергея Шишкова, тогда еще молодого актера, но уже героя театр.
- "Наконец-то, мне пришла замена !" И впервые в театральной карьере Сличенко раздался шквал аплодисментов. И стены перестали давить и потолок вознесся до небес. И хоть Сличенко взяли во вспомогательный состав труппы, все равно это была победа.
Во многом его дальнейший успех зависел от труппы, отношения уже именитых к молодому актеру. В этом плане Николаю Сличенко повезло. Почти такая же домашняя, теплая атмосфера, как у вечерних костров после рабочего дня в колхозе. Только новое постигать приходилось чуть не в авральном режиме, восполняя многочисленные пробелы. Трудно сказать, сколько часов в сутках было у Николая Сличенко. И вечернюю школу рабочей молодежи надо было закончить, а затем Высшие режиссерские курсы ГИТИСа у Андрея Гончарова. Несмотря на возраст и загруженность, Николаю Сличенко давали все новые и новые роли. Без преувеличения, юноша жил театром - репетировал ночами, учился у именитых актеров, днями наблюдая за ними из-за кулис. Каждая роль была дорога и единственна. Поэтому и сегодня он не может выделить какую-нибудь одну. Ну, может быть, исключением стал его спектакль "Живой труп". Так уж сложилось, что почти одновременно с театром "Ромэн" сразу несколько театров - МХАТ, Малый театр и театр Моссовета поставили этот спектакль. И, как говорят театралы со стажем, по театральному миру Москвы пошла полусерьёзная шутка -"Самый "Живой труп" - в цыганском театре".
И это только одна из многих удач. Кто сейчас возьмется хотя бы приблизительно сказать - сколько недель, месяцев, лет набежало за время оваций их мастерству, сколько они стояли на сцене по-настоящему обласканные любовью зрителей. Жаль, никто не зарегистрировал это в книге Гиннесса.
Есть у цыган одна особенность. Такого больше нет ни у одного народа. Разбросаны они по всему миру, говорят на 36 диалектах, порой даже не понимают друг друга, но догадываются о смысле сказанного по отдельным словам. Говорят, что в Индии из цыганской ветви произошло 300 миллионов современных индусов. Цыгане везде свои. Возможно поэтому хоть в Италии, хоть в Турции, хоть в Штатах или Франции на спектаклях театра "Ромэн" аншлаги. Тянутся цыгане друг к другу, не смотря на то, что исторически раскидало их по всему миру, а своей цыганской страны у них нет. Но если б она и была, Николай Алексеевич также с гордость говорил бы: "Моя Россия и я сын ее".