Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Юрий Антонов: Я вспоминаю...

Общество
Песня пишется, биография делается — не во вдохновении тут дело.

Юрию Антонову — 70! В это трудно поверить, глядя с каким азартом и молодым задором он зажигает на сольниках. А как принимает публика его светлые, солнечные, жизнерадостные песни: «Анастасия», «Под крышей дома твоего», «Летящей походкой», «Золотая лестница»! Сколько поколений выросло на антоновских шлягерах? Два? Три? Четыре? Эти песни, написанные много лет назад, и сегодня согревают сердца, делают людей добрее, лучше, счастливее.

Юрий Антонов — явление уникальное на звездном небосклоне нашей многоликой эстрады. Он написал много популярных песен, а каждая песня — это прежде всего тяжелый труд, требующий большой отдачи и в физическом, и в психологическом плане. «Мы садимся за рояль и выдавливаем, выжимаем из себя мелодию, — говорит музыкант. — Иногда удается, иногда нет».

Не каждый композитор может похвастаться тем, что его песни звучат 40–45 лет. Как драгоценное вино, с годами они становятся все более любимыми и востребованными слушателями. Накануне юбилея Юрий Антонов дал интервью «Вечерней Москве».

МАКИ, МАКИ, КРАСНЫЕ МАКИ…

- Готовясь к интервью с вами, я набрал в поисковике «Юрий Антонов», и на странице поиска мне выпало в одном случае триста названий, в другом — около четырехсот. Интересно, а вы сами знаете, сколько написали песен?

- Нет, я не считаю. Это не столь важно на самом деле. Главное, что мои песни живут долго. И люди разных поколений их слушают.

- А самую первую свою песню помните?

- Конечно — это была антивоенная песня под названием «Стой, не стреляй солдат!» Она была написана во время войны во Вьетнаме. Следом появилась песня о добрых молодцах и красных девицах, и тоже стала популярной.

- В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. Ваша песня «Маки», на мой взгляд, одна из самых пронзительных антивоенных песен. Что послужило импульсом к ее написанию: личные впечатления от послевоенного детства или, может быть, воспоминания вашего отца, участника Великой Отечественной войны?

- Нет, это не связано с какими-то воспоминаниями. Толчком послужило чужое стихотворение. Я в то время жил в квартире у моего приятеля и в его библиотеке случайно нашел сборник стихов Григория Поженяна. Дай, думаю, почитаю ради любопытства. Я листал этот сборник и наткнулся на стихотворение без названия. Когда я прочитал его, оно мне очень понравилось. И буквально за пару дней я написал на его основе песню «Маки».

- Вы с детства мечтали стать музыкантом?

- Знаете, семья готовила мне военную карьеру. Мы тогда жили в городе Молодечно, километрах в ста от Минска. А в столице Белоруссии было Суворовское училище, и меня собирались определить в него. Но потом решили отдать в музыкальную школу. С этого все и началось.

- Занятия в музыкальной школе для большинства детей — сплошное мучение. Каковы ваши впечатления от учебы в «музыкалке»?

- Ну, я не был прилежным учеником. Прогуливал занятия, мы с ребятами убегали с аккордеоном, болтались на стройке. А потом возмущенный преподаватель звонил нам домой и говорил родителям: «Где же Юра, почему он не пришел?» И когда я приходил домой, мне очень попадало... «Как ты можешь? — говорили родители. — Мы платим деньги, чтобы ты ходил в музыкальную школу, а ты прогуливаешь занятия!» Одним словом, сильно ругали меня. С тех пор я стал дисциплинированным мальчиком.

- Как вам кажется, любовь к музыке нужно прививать с детства?

- Вообще-то практика такая существовала в российской империи, когда преподавали уроки музыки в школах...

- Да и в советской школе были уроки пения — помню, с каким воодушевлением мы пели всем хором

- Да-да, было хоровое пение. И все это находилось на очень серьезном уровне. Поэтому считаю, что для воспитания — для того чтобы человек был культурным, интеллигентным, хорошо разбирался в музыке, — его нужно обучать с детских лет.

ПОД КРЫШЕЙ ДОМА ТВОЕГО

- Когда вы писали «Анастасию» или «Под крышей дома твоего», вы предполагали, что это будущие шлягеры?

- Нет. Заранее этого никто не знает. Собственно говоря, это такая неуловимая штука — судьба песни, ее не определишь, лучше и не пытаться. Конечно, какая-то надежда, что песня, может быть, получится, теплится на каком-то подсознательном, интуитивном уровне, но полной уверенности не бывает никогда.

- Вы писали и музыку к кинофильмам. Эта работа чем-то отличается от песенного творчества? И что труднее?

- Отличается, и очень сильно отличается! Труднее всего написать и записать шлягер. Кино — это несколько другая сторона музыкального творчества, там все зависит от режиссера. А режиссер не всегда может выразить словами то, что он хотел бы услышать в фильме, объяснить, какой должна быть музыка. Песня — это песня. Тут все понятно: есть текст песни, есть понимание того, что она должна соответствовать характеру героя, сценарию фильма. Что касается инструментальной музыки, которая сопровождает фильм, вот тут, как правило, и бывают затруднения.

- И как вы их разрешали?

- Режиссер должен правильно донести идею, а остальная работа уже на совести композитора. Ты должен понимать, о чем этот фильм, знать идею, образы, которые созданы сценаристом и режиссером. И как бы поддержать эти образы музыкой, предложить музыкальную тему фильма. В хорошем фильме, как правило, бывают две главные темы. Но сейчас бюджеты фильмов маленькие, в основном у нас снимают телевизионные сериалы. Там меньше всего уделяют внимания музыке. Увы.

- Одни композиторы работают по старинке, другие — с компьютером. Есть разница?

- Нет. Можно записать музыку с симфоническим оркестром, можно — просто с оркестром. А можно записать на компьютере, используя искусственный инструмент. Это тоже музыка, просто записанная на компьютере.

- Вы записываете мелодии на компьютере?

- Нет, я работаю по-другому: у нас своя группа, и мы записываем вживую.

ПЕРЕУЛОЧКИ АРБАТА

- У вас есть песня «Переулочки Арбата». Вас вдохновили на нее прогулки по старой Москве?

- Москва занимает особое место в моей жизни. Если Санкт-Петербург был периодом моего становления как композитора, то Москва уже закрепила этот успех. Именно здесь были созданы основные мои песни, тут я работал с самыми известными поэтами-песенниками, имена которых у всех на слуху: Леонид Дербенев, Михаил Танич, Григорий Поженян, Михаил Пляцковский, Игорь Шаферан. Это очень серьезные авторы, жаль, что никого из них уже нет вместе с нами.

- Михаил Танич обижался, когда его называли поэтом-песенником. Однако не каждое стихотворение может стать песней, тут есть своя специфика?

- Конечно, есть. Михаил Танич был настоящим поэтом, достаточно почитать его поэтические сборники, которые издавались большим тиражом. А люди, которые пишут тексты для песен, как правило, книг не издают, потому что для них песня — это и есть книга. Она сразу идет в народ.

- Юрий Михайлович, представьте, что к вам издалека приехали друзья и попросили показать Москву, куда бы вы повели их в первую очередь?

- Во-первых, у меня нет таких друзей и мне трудно представить, что я бы водил кого-то на экскурсию. А сам я уже много-много лет живу в Подмосковье. Но в Москве, безусловно, есть на что посмотреть. Одно из самых знаменитых и любимых мест — Воробьевы горы, с которых можно разглядеть столицу в хорошую погоду. Поднялся наверх — и перед тобой вся панорама города как на ладони.

- Москва динамично меняется. Каковы ваши личные впечатления от современного облика столицы?

- Москва преображается очень сильно, причем меняется в лучшую сторону. Это значит, что городские власти уделяют большое внимание столичным проблемам. И в первую очередь, конечно же, мэр Москвы делает очень много в дорожном строительстве. Более того, те изменения, которые произошли за последние два-три года, — это нечто невероятное. Количество различных эстакад, разъездов, развязок выросло многократно...

- Да и автомобильных пробок стало значительно меньше

- Конечно, а это очень важно для нас, автомобилистов. Я хочу сказать, что и культурные власти Москвы в лице господина Капкова уделяют очень большое внимание развитию столицы. Москва просто, знаете, на глазах растет.

- А вам никогда не хотелось открыть музыкальный центр Юрия Антонова в Москве?

- Слушайте, это такая головная боль, надо пройти столько инстанций… Но я подумаю над вашим предложением.

ВСЕ, ЧТО В ЖИЗНИ ЕСТЬ У МЕНЯ

- Всего, что у вас есть в этой жизни, вы достигли сами, и никто вам ничего не преподнес на подносе?

- Нет-нет, не помогали. Вредили больше. Всю жизнь. И до сих пор вредят.

- Чем вы это объясняете, неужели банальной завистью?

- Зависть, она тоже разная бывает. Бывает, что завидуют благосостоянию, известности. Или просто относятся с какой-то неприязнью. Я глубоко не вникал в такие подробности, но знаю, что это до сих пор существует.

- А как вам нравится музыкальная политика современного телевидения, радио?

- Я слушаю радио, только когда еду в машине и только хорошие радиостанции. Я, честно говоря, не думал глубоко о политике телевидения и радио. Телевидение еще более-менее можно смотреть — оно не так цинично, как радиостанции. На радио же придумали какой-то «формат». Вот еще непонятно: что это такое? Но поскольку все радиостанции частные, то всякие «форматы» — это их дело.

- Проблема нарушения авторских прав задевает многих музыкантов. Вы тоже воюете с пиратами? И небезуспешно?

- Да ничего я не воюю! Те пираты, которые создавали нам неудобства, выпускали контрафактные диски, — их уже практически нет, а их бизнес закончился.

- Были приняты эффективные меры?

- Да не было никаких мер. Просто интернет их погубил. Сейчас главные пираты — в интернете. Вот вам последний случай: известная на весь мир компания выставила несколько моих альбомов на продажу. Я, конечно, был сильно возмущен, и мне пришлось обратиться за помощью.

- Направили судебный иск?

- Нет, я обратился в администрацию президента. А оттуда уже передали мое обращение в прокуратуру, и они приняли срочные меры — закрыли все эти альбомы для продажи.

ОТ ПЕЧАЛИ ДО РАДОСТИ

- Юрий Михайлович, вы не только сочиняете, но и исполняете свои песни. В чем, на ваш взгляд, особенность авторского исполнения?

- Главная особенность в том, что я пою свою песню так, как не сможет никто другой. Правда, есть некоторые исполнители, которые замечательно поют мои песни. Во всяком случае, мне нравится. Но чаще певцы поверхностно относятся к моим песням: давай, мол, спою, голос какой-никакой есть… Не всегда мне это нравится.

- Часто вы колесите по городам и весям с гастролями?

- Редко. Да я бы и не сказал, что очень люблю гастролировать. Но вы должны понимать, что у нас большой коллектив, а он должен работать — и это главное.

- Ваши концерты всегда проходят с большим успехом. А что для вас самого важнее: студийная работа или встреча со зрителем?

- Концертную атмосферу ничем другим не заменить. Когда зрители в зале, мы работаем на полную катушку, отдаем им все, что умеем. И им нравится, как мы выкладываемся. И концерты у нас проходят на ура в любой точке России. И это, конечно, вдохновляет. Мы любим наших зрителей, поэтому всегда работаем вживую, не признаем никаких фонограмм.

- Похоже, публика уже научилась различать, где живое пение, а где под фонограмму?

- Да, люди разбираются. Их уже просто тошнит от фонограмм, которые заполонили все на свете. Везде сплошная «фанера»: артисты рты открывают, а не поют. На мой взгляд, это безобразие и очень некрасиво по отношению к зрителю.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ…

- Многих удручает низкий уровень современной популярной музыки

- Нет, меня не удручает, я очень положительно отношусь к современной молодежной музыке. Другое дело, что уровень действительно не очень высокий. Но что они хотят, то и получают. Я заседаю в жюри одного известного телевизионного конкурса и должен вам сказать, что многие конкурсанты мне очень нравятся. Проект называется «X-фактор. Главная сцена», и все исполнители — и девочки, и мальчики — просто замечательные. Мне интересно наблюдать их в развитии.

- Ваши песни, светлые, мелодичные, несут людям добро, радость, а в творчестве молодых исполнителей появляются антоновские нотки?

- Вряд ли. Они совсем другие. У меня все-таки более лиричные песни, а у них более танцевальные. Танцевальная или так называемая клубная музыка теперь в приоритете. И молодежи она нравится.

А молодежь является основным потребителем музыкальной продукции. Но должен вам сказать, что на наших концертах всегда очень много молодежи. И это удивительно, поскольку моя музыка практически не звучит на молодежных каналах. Поэтому они приходят на концерт ради любопытства, но получают такой «удар», что долго не могут прийти в себя. Они даже не представляли, что такое может быть на сцене.

- Каковы ваши гастрономические пристрастия?

- Я очень люблю итальянскую кухню. Но сейчас у нас такое изобилие ресторанов, такое разнообразие национальных кухонь, что можно пойти и попробовать и кавказскую, и китайскую, и какую-нибудь азиатскую кухню.

- Как насчет крепких напитков?

- Крепкие напитки употребляю чрезвычайно редко. Может быть, раз в три месяца могу позволить себе выпить пару рюмок водки — и на этом все. Вино пью чаще, но тоже не каждый день и, может быть, даже не каждую неделю. Люблю хорошие красные вина.

- Что вас вдохновляет на написание песен?

- Это все вы, репортеры придумали. Ничего не приходит и не осеняет! Человек берет и работает - если есть стихи, садиться за фортепиано и придумывает мелодию. И все. Так что никакого вдохновения не существует.

- Вы человек вспыльчивый, колючий или спокойный?

- Нет, я не сбалансированный. Я, конечно, вспыльчивый. Но эта происходит знаете из-за чего? Из-за какой-то явной несправедливости или из-за невыполнения моих указаний, допустим, музыкантами.

Поймите, это не просто вспыльчивость ни с того ни с него: встал утром не с той ноги, у тебя плохое настроение — и ты начинаешь всех душить. Нет, такого у меня не бывает. Моя вспыльчивость связана, прежде всего, с необязательностью в работе, с невыполнением каких-то моих указаний. Потому что музыканты — анархисты, как правило, и не очень любят, когда ими командуют. Но тут такая ситуация, что деваться им некуда. Потому что для того, чтобы группа хорошо звучала, надо много репетировать, работать над собой.

А если они работать над собой не хотят, то приходится как бы методом силового давления заставлять людей. В результате они начинают хорошо играть и им самим нравится то, что они делают. Они понимают, что это произошло не просто так. А именно потому, что были определенная строгость и определенные требования к уровню исполнения.

- Вы поете: «Мечты сбываются…» А ваши мечты сбылись?

- Ну не все, естественно.

- «Вечерка» поздравляет вас с юбилеем! Желаем вам здоровья и новых песен.

- Спасибо. В свою очередь, я хотел бы пожелать всем москвичам благополучия и, конечно же, крепкого здоровья!

СПРАВКА

Народный артист России, певец и композитор Юрий Антонов, родился 19 февраля 1945 года в Ташкенте в семье военнослужащего. В 1963 году окончил музыкальное училище по классу народных инструментов. Музыкальную карьеру начал в Ленинграде.

В 1971 году Юрий Антонов переезжает в Москву и становится солистом ВИА «Добры молодцы». Работает в Росконцерте в оркестре под управлением Анатолия Кролла, Московском мюзик-холле, создает свой первый ансамбль «Магистраль». Всесоюзную известность приносят Юрию Антонову песни, ставшие хитами: «Под крышей дома твоего», «Маки», «Снегири», «Родные места», «Зеркало», «Море», «На улице Каштановой», «Белый теплоход», «На высоком берегу», «Несет меня течение», «У берез и сосен» и многие другие.

В музыкальных коллективах, которыми руководил Антонов, прошли хорошую школу многие известные ныне музыканты и исполнители: Укупник, Матецкий, Моргулис, Зинчук, Голутвин, Файнзильберг, Никольский и многие другие.

КСТАТИ

● Юрий Антонов — единственный из советских и российских артистов эстрады удостоился хвалебных отзывов легендарного Пола Маккартни.

● В дни празднования 850-летия основания Москвы Юрий Антонов принимал активное участие в юбилейных концертах, за что был награжден Почетной грамотой правительства Москвы.

● В 1998 году одной из звезд в созвездии Рыб присвоено имя «Юрий Антонов» (сертификат 10 © 000285).

● Награжден медалями «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1965) и «В память 850-летия Москвы».

● В 1999 году Юрию Антонову присуждена национальная музыкальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда».

ОБ АВТОРЕ

Игорь Логвинов - спецкор «ВМ», член Союза писателей России, член Союза кинематографистов РФ, автор материалов о жизни знаменитостей.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.