В сорок первом ушли, чтобы был сорок пятый
Сюжет:
70-летие Великой ПобедыВ торжественной обстановке 7 мая обновленный поезд «Народный ополченец» совершил свою первую поездку по Замоскворецкой линии столичного метрополитена. Свой путь состав начал из депо «Сокол», куда вместе с группой журналистов и дизайнеров «ВМ» приехали и юнкоры.
Еще только глядя с перрона на выезжающий из тоннеля состав на станцию, невооруженным взглядом замечаешь необычность этого конкретного поезда. Первое, что бросается в глаза, — это георгиевская лента, которая изображена на массивном головном вагоне. Поезд эффектно украшен по всей своей длине, но внутреннее оформление — намного интереснее.
Основу экспозиции составляют яркие плакаты, содержащие максимальное количество информации. Дизайнеры «ВМ» создали инфографику, которая легко и интересно читается. Каждый вагон имеет свое название и рассказывает о ключевых событиях разных периодов войны: «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва»... На снимках тех лет (многие из них уникальные и широкой аудитории представлены впервые) видишь артиллеристов, зенитчиков, летчиков, танкистов, пехотинцев, санитарок, военных журналистов. Людей разных возрастов, судеб, профессий и национальностей объединило одно, главное: дать отпор врагу. И победить.
Не случайно ведь отдельный вагон под девизом «Одна Победа на всех» был посвящен бойцам народного ополчения, воевавшего в Карелии, Прибалтике, Белоруссии и на Украине.
В 11:00 поезд выехал из депо по направлению, по которому будет ходить в таком виде еще полгода. Первый выход был эффектным и эмоциональным. Состав, наполненный ветеранами, журналистами и счастливыми работниками метрополитена, был встречен улыбками на станциях. Восхищенные люди внутри поезда размахивали флажками, приветствуя тех, кто стоял на станции, а ожидавшие поезд люди с интересом разглядывали вагоны. Поезд доехал до станции «Новокузнецкая», после чего поехал в обратную сторону.
— Именные поезда, подобные «Народному ополченцу», — очень хорошее начинание, — сказал начальник электродепо «Сокол» Андрей Карманов. — Мы назначаем на них бригады, состоящие из лучших машинистов.
А нам, юнкорам, досталась почетная обязанность распространителей. Именно почетная, ведь мы раздавали пассажирам уникальный специальный выпуск нашей газеты — полную копию чернобелого еще номера «Вечерки» от 9 мая 1945 года.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вадим Погонин, заместитель начальника Московского метрополитена по коммуникациям:
- Великая Победа для нас священна. «Народный ополченец» — это совместная работа большого коллектива. Отдельные моменты экспозиции будут показаны в первый раз. Состав будет курсировать около полугода.
Алексей Белянчев, первый заместитель главного редактора, редакционный директор газеты "Вечерняя Москва":
- В экспозиции поезда представлены уникальные фотографии фотокорреспондента «Известий» Павла Трошкина, погибшего от рук бандеровцев подо Львовом. Это наша дань всем погибшим журналистам Великой Отечественной войны.
СПРАВКА
В заголовке использованы строки из стихотворения Аллы Постниковой, дочери Лаврентия Тетюшина — бойца 9-й Кировской дивизии народного ополчения. Эта дивизия формировалась в клубе кондитерской фабрики «Рот-Фронт» из рабочих местных предприятий. Уже тогда, в самом начале Великой Отечественной войны, было ясно: победить агрессора можно только всем миром. В ночь на 2 июля 1941 года ЦК ВКП(б) предложил партийным организациям столицы возглавить создание народного ополчения.
В этот же день Военный совет Московского военного округа принял «Постановление о добровольной мобилизации жителей Москвы и области в народное ополчение». Согласно документу план мобилизации в столице составлял 200 тысяч человек, в Подмосковье — 70 тысяч человек (всего должно было быть сформировано 25 дивизий народного ополчения). Это ополченцы плечом к плечу с бойцами Красной армии вставали насмерть под Вязьмой и Ельней, Ельцом и Малоярославцем, Драгобужем и Ржевом...