Предсказание на большом экране
Действие разворачивается в условиях предполагаемой войны. Советская разведка перехватывает приказ высшего командования фашистской Германии о переходе советской границы.
На бомбежку немецких аэродромов вылетают наши самолеты, в их числе — эскадрилья № 5. Задание успешно выполнено, но фашистам удается подбить два наших самолета. Летчики майор Гришин и капитан Нестеров на парашютах спускаются на территорию врага. Захватив немецкую форму одежды, они случайно встречаются с группой немецких антифашистов и с их помощью проникают на подземную базу врага.
Выдавая себя за офицеров немецкого штаба, узнают планы противника и через вражескую радиостанцию сообщают советским бомбардировщикам координаты замаскированной базы.
Позже с помощью немецкого солдата-антифашиста герои захватывают бесхозный немецкий аэроплан и благополучно возвращаются на нем на советский аэродром.
Картина вышла на широкий экран 20 июня 1939 года, а уже через месяц, 23 августа, Советский Союз заключил знаменитый Договор о ненападении между Германией и СССР, известный также как пакт Молотова–Риббентропа. Таким образом, фильм был в прокате всего месяц, поскольку после подписания советско-германского пакта его положили на полку, где он пылился до оттепели начала 60-х прошлого века.
Незамысловатый, даже наивный сюжет в сочетании с пропагандистским подтекстом и идеологической начинкой стал причиной разгромных рецензий этого фильма уже в наше время.
Вот что писали об «Эскадрилье № 5» совсем недавно, в 2005 году: «Бездарность данной картины столь огромна и необъятна, что подымает заурядный урапатриотический фильм на недосягаемую высоту и делает его первым образцом нового жанра — психоделического треша».
Между тем в этой картине с поразительной точностью было предсказано развитие ситуации на советско-германском фронте в начале войны. Правда, с точностью до наоборот. Фильм был снят в полном соответствии с печально знаменитой оборонной доктриной «малой кровью на чужой территории». Доктрина гласила: сначала противник должен вторгнуться на территорию СССР, после чего Красная армия, остановив его, переходит в контрнаступление силами авиации и танков, выбивает врага с советской земли и, преследуя отступающего противника, на его плечах врывается на территорию враждебной страны.
Командующий фронтом, которого играет народный артист СССР Юрий Шумский, приказывает советским летчикам: «Если враг не изменит своего решения о нападении, я дам условный сигнал, и эскадрильи переходят границу и уничтожают фашистские самолеты на их же аэродромах, не дав им подняться в воздух».
В реальности, как известно из истории, все так и было.
Только это немецкие самолеты уничтожили большую часть нашей авиации, не давая советским эскадрильям подняться в воздух.
Есть еще одна загадка, связанная с мистическими совпадениями, и она зашифрована в этом фильме, а точнее, в финальных титрах «Эскадрильи № 5». Среди консультантов картины в титрах упоминается некий «комдив, орденоносец П. А. Котов», который сразу же заставляет вспомнить главного героя Никиты Михалкова из «Утомленных солнцем», тоже комдива и орденоносца. Оказывается, комдив Котов существовал на самом деле и вполне мог стать прототипом кинематографического героя.
Тем более что судьбы обоих оказались удивительно похожи. «Киношный» комдив Котов попал под жернова репрессий по обвинению то ли в шпионаже в пользу немцев, то ли за развал Красной армии. Другой комдив, генерал-майор авиации Котов был снят с должности командующего ВВС Орловского военного округа и арестован в результате скандального инцидента 15 мая 1941 года с немецким «Юнкерсом», который среди бела дня пересек советскую границу и сел в Москве у стадиона «Динамо» (как тут не вспомнить историю Матиаса Руста, приземлившегося 28 мая 1987 года на московской Красной площади). Персонаж Михалкова чудом избежал расстрела, воевал и был впоследствии реабилитирован.
Настоящему комдиву также удалось выжить в подвалах Лубянки. Он был реабилитирован, воевал на фронте, позже преподавал в Академии военной авиации.
История настолько богата на совпадения и замысловатые сюжеты, что предсказателям будущего или писателям-фантастам остается лишь слепо следовать за ней. И далеко не всегда успевать.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Марголит, киновед
- До середины 30-х годов в советских «оборонных» фильмах неприятель изображался в непременно польских фуражках-конфедератках, в фильме 1936 года «Родина зовет» по сценарию Валентина Катаева впервые появляется фашистская свастика (!). И дальше в советских оборонных фильмах появляются немецкие линии обороны, фамилии немецких генералов с приставкой «фон» или названия немецких городов, зачастую несуществующих, как город Энсбург в фильме «Если завтра война». Фашистская свастика приобретает стилизованный, но очень узнаваемый характер. Например, в «Эскадрилье № 5» всем известный нацистский символ «закручен» в противоположную сторону, то есть справа налево...