Он садился на брюхо, но не ползал на нем
Сюжет:
70-летие Великой Победы«Вечерка» рассказывает о непростой судьбе боевого самолета, защищавшего небо Родины, — как раз накануне в экспозиции московского Музея техники Вадима Задорожного появился новый экспонат.
Самолет Як-3 с надписью на борту: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!» — начищен до блеска и гордо застыл в строю своих «братьев» — истребителей КБ имени Яковлева.
— За год до Победы саратовский пчеловод Ферапонт Головатый передал местному авиазаводу 100 тысяч рублей на постройку нового Як-3, — пояснил главный инженер музея техники Вадима Задорожного Юрий Сазонов. — Он также обратился с письмом к Иосифу Сталину с просьбой «купить на заработанные всей семьей трудодни истребитель самой последней конструкции для Красной Армии».
Головатый просил вручить крылатую машину своему земляку, известному летчику Борису Еремину. Это был уже второй самолет, построенный на средства пчеловода для Красной Армии. Письмо и ответ Сталина напечатали все центральные газеты: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. И. Сталин».
Именной подарок оказался кстати. Борис Еремин летал на нем и бил врага до конца войны, которую закончил в Праге.
На этом история именного самолета не закончилась. После войны летчик перегнал легендарный самолет в музей ВВС в Монине. В 1958 году его перевезли в московский музей ОКБ имени Яковлева.
— В музее ОКБ самолет простоял до 1991 года, при этом был на ходу, — поясняет руководитель экскурсионного отдела Музея техники Алексей Меньшов. — Когда Советский Союз развалился, ОКБ Яковлева заключило контракт с фирмой «Ганнел» об отправке трех Як-3 в Калифорнийский музей (США). Среди них оказался и именной самолет Ферапонта Головатого.
Запланированные четыре года загранкомандировки растянулись на десятилетия.
— Мой боевой товарищ Борис Еремин обращался в разные инстанции с просьбой вернуть реликвию на Родину, но так и не дождался этого: умер в 2005 году, — вспоминает летчик-истребитель Герой Великой Отечественной войны Сергей Крамаренко.
Не стало боевого летчика, нет давно Ферапонта Головатого, но самолет всетаки вернулся. Произошло это благодаря российскому МИДу, руководителям ОКБ имени Яковлева и Вадиму Задорожному.
ПОД ВОДОЙ — 70 ЛЕТ
Справа от Як-3 стоит другой истребитель — Як-1. Лопасти его винта погнуты: сказалась нештатная ситуация.
— Случилось это в августе 1943 года. То ли техническая накладка произошла, то ли неопытность летчика, совершавшего всего четвертый свой вылет, не позволила ему выпустить тормозной закрылок, — объясняет Алексей Меньшов. — Быстро снижаясь, он понял, что не сумеет посадить машину на высокой скорости. Сделал второй заход, но закрылок опять не выпустил... Топлива почти не осталось, и пилот принял единственное верное решение — сесть на воду озера Кривое возле Североморска. Летчик спасся, и в последующих боях он сбил три немецких самолета, а его Як-1 пролежал на дне озера 70 лет. В 2012-м поисковики подняли машину и передали на реставрацию и хранение в музей техники Вадима Задорожного.
НЕПОДАРЕННЫЙ САМОЛЕТ
Лучше своих «собратьев» сохранился Як-9. На нем тоже именная надпись: «Самолет Героя Советского Союза И. И. Клещева» и 14 красных звездочек на фюзеляже. Начиная с 1942-го таких самолетов было выпущено более16 тысяч. Эту машину готовили в качестве подарка для Героя Советского Союза летчика Ивана Клещева.
— Он получил это высокое звание, когда сбил 14-й самолет противника, — показывает на фюзеляж истребителя Алексей Меньшов.
Но Клещеву, как, впрочем, и никому другому, летать на этой машине не пришлось.
— Накануне вручения подарка Василий Сталин, лучший друг Ивана, получает печальную новость с фронта — 31 декабря 1942 года во время тренировочного полета самолет Клещева при посадке на тамбовский аэродром «Рассказово» разбился, — заканчивает историю Меньшов. — Василий Сталин дал личное распоряжение — самолет перевезти на авиазавод в Новосибирск и спрятать в ангаре. Там он всю войну и простоял.
Так и получилось, что Як-9 стал не просто самолетом, а памятником боевому летчику, Герою Советского Союза Ивану Клещеву...
СПРАВКА
Истребитель Як-3
● Экипаж — 1 человек.
● Крейсерская скорость — 600 км/ч.
● Дальность полета — 648 километров.
● Практический потолок 10 700 метров.
● Стрелково-пушечное вооружение: одна 20-мм пушка ШВАК, два 12,7-мм пулемета УБС .
В заголовке использованы слова из «Песни о погибшем летчике» В. Высоцкого