Крым снова наш. Его взяли российские туристы
В «украинское» время дворец был местом проведения различных саммитов, и экспозиция не обновлялась. А в нынешнем сезоне у входа появился новый экспонат — бронзовый бюст Николая II.
АНШЛАГ НА ПЛЯЖЕ
При виде городского пляжа Ялты невольно в памяти всплывают кадры из фильма «Будьте моим мужем» с Мироновым и Прокловой. Помните переполненный пляж, забитый отдыхающими на матрасах и одеялах? Колорита добавляет ненавязчивый советский сервис. Время здесь просто застыло, будто мы вернулись лет этак на тридцать назад.
Есть, впрочем, и крытые пляжи, например «Дельфин», есть ухоженные пляжи при санаториях. В шесть утра в море уже купаются туристические жаворонки, и по давней традиции лежаки занимают полотенцами. А к одиннадцати на санаторских пляжах тоже аншлаг — свободных мест нет. Ни одного. И не будет до позднего вечера.
— У нас даже заграничных паспортов нет, — признаются супруги Виктор и Надежда Коршуновы, приехавшие в Крым с Камчатки. — Как-то и не думали о загранице. Хотя нам из дома ближе было бы в Таиланд слетать.
— Россиян — море. На моей памяти такого не было, — говорит врач санатория «Ливадия» Валерий Шмитов.
Если украинцы и встречаются, то говорящие на русском языке. За все время отдыха в Ялте нам так и не довелось услышать хоть несколько слов на украинской мове.
ДВА ГЛАВНЫХ СЛОВА
Отдыхающий из России для жителей полуострова означает большее, чем просто отдыхающий. Теперь это соотечественник. И в этом слове кроется понимание того уникального для всей страны настроения, в котором живут крымчане. Иногда кажется, что эти люди — самые счастливые в стране. Для них слова «Россия» и «Путин» имеют сакральное значение. Это их спасители. И точка.
Портреты президента висят везде. Вот, например, сувенирная лавка: футболки с портретами Путина — 70 процентов ассортимента. Варианты разные: «Самый вежливый человек», «Кто нас обидит, тот и трех дней не проживет», другие цитаты президента.
А вот магниты с видами Крыма сбывают еще старые — на обороте выходные данные на украинском. Однако самый популярный этим летом крымский магнит — неизвестного происхождения: двойной портрет Хрущева и Путина. Под Хрущевым написано «Крым сдал», под Путиным — «Крым принял». Разлетается вмиг.
На ялтинской набережной юноша в матроске играет на аккордеоне — нет, не «Синий платочек». Он играет гимн России. На выезде из аэропорта Симферополя на заборе был проведен конкурс лучшего рисунка на тему воссоединения — и забор весь в российских триколорах, силуэтах Красной площади.
Неразрывную связь Крыма с Россией символизирует строительство газовой трубы из Судака в Новый Свет.
— Мы все ждем Керченского моста, — надеется врач Валерий Шмитов. — Тогда и заживем, а сейчас надо перетерпеть.
ПОЛИТИКА В ВАГОНЧИКАХ
Бухта Веселая. Грустная турбаза «Марианида» — номера в строительных вагончиках, на обед дают макароны и полсосиски, пустынный пляж со скользкой крупной галькой. Директор хозяйства — днепропетровец Станислав Закаблук.
— Вы — наш или за них? — спрашиваю его.
Закаблук криво улыбается, делая вид, что не понимает.
— Есть в Днепропетровске такой Коломойский, — уточняю вопрос, — как он вам как градоначальник?
— Есть такой… — неуверенно отвечает Закаблук. Боится спугнуть крупный улов — московских туристов. Выдыхает:
— На самом деле федерализация Украины — это такая чушь, — начинает Закаблук. — Придумали те, кто хочет зарабатывать деньги на Донбассе. Никакой федерализации нет и не будет. Хорошо, что Путин тоже это понимает, — так Закаблук трактует нейтралитет России.
На следующий день мы решили уехать из вагончиков на поиски нормального пляжа и питания (хотя бы чтобы сосиски давали целые). Как ни изловчался Закаблук, рыбка не поймалась.
ЦАРСКАЯ ТРОПА
Одна из достопримечательностей южного берега Крыма — знаменитая Царская тропа. По приказу Николая II в 1901 году от его резиденции в Ливадии до мыса Ай-Тодор проложили шестикилометровую пешеходную дорогу. На четвертом километре, когда тропа проходит через поселок Ореанда, доносятся церковные песнопения из храма святого Архистратига Михаила — он стоит на возвышении.
В советское время тропу переименовали в «Солнечную» и активно использовали в медицинских целях. Для этого через каждые пятьсот метров были расставлены лавки, чтобы гуляющие могли присесть и отдохнуть. За исторической тропой хорошо ухаживали.
Но сегодня она пришла в запустение. Рядом с лавками — горы мусора, который не вывозят неделями.
На втором километре вдоль тропы возникают металлические заборы, которыми предприимчивые люди оградили территорию под строительство коттеджей. За металлом пока еще шумят лес и море, и если не вмешаются новые крымские власти, то тропа может превратиться в узкую метровую дорожку, идущую сквозь частные владения. В заповеднике у Нового Света почище, мусор не валяется, но удручают матерные надписи на скалах...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Крымские зигзаги
Корреспондент «Вечерней Москвы» провел отпуск в Севастополе и поделился впечатлениями о замечательном отдыхе на Черном море.
Летний отпуск на море – это с одной стороны банально, с другой – так здорово. Ведь как приятно окунуться в освежающую водичку, когда город раскален от зноя, а подошвы прилипают к асфальту… К тому же, как мы все знаем с детства, наши лучшие друзья – это солнце, воздух и вода.
Короче говоря, в конце января на семейном совете мы запланировали поездку в Крым. Долго выбирали место, и в конце концов, остановились на Севастополе – городе, в котором античность живет бок о бок с современностью, городе, где свято чтят подвиг советского народа, городе, позволяющем легко совместить пляжный отдых с осмотром достопримечательностей и музеев.
Купили билеты на самолет, забронировали жилье, теперь оставалось только дождаться отпуска. (далее)